Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложения №2






Карьера и карьеризм – цель жизни?

" начальство не обсуждают", " сегодня - он, завтра - я"

Карьеристов в нашей стране всегда недолюбливали - и было за что. В советских условиях преодоление иерархических ступеней для большинства наших сограждан значило " хождение по трупам", сотрудничество с особистами - плата за вхождение в номенклатуру была высока. В наши дни карьера должна перестать быть пугалом, а деньги должны быть не столько ключом к власти и другим сомнительным благам мира, сколько одним из способов измерить нашу общественную ценность и степень нашей реализованности.
В России стало модным делать карьеру. Согласно опросу ВЦИОМ, каждый второй россиянин мечтает побыстрее вскарабкаться вверх по служебной лестнице. Сегодня это желание уже не считается чем-то неприличным, наоборот, здоровые карьеристы приветствуются. Только чем отличается здоровый карьеризм от карьеризма предосудительного? И что же такое - карьера - ключ к власти или один из способов измерить степень нашей реализованности?

«советский человек работает не ради карьеры, а ради общества».

Сегодня ушло в прошлое мнение о том, что карьера - это погоня за успехом любой ценой, пренебрежение ценностями и идеалами общества. Современный социум кардинальным образом изменил отношение к профессиональной карьере и стал более позитивно оценивать карьерные устремления индивида.

Понятие карьеры и карьеризма довольно долго воспринималось большинством людей неправильно. Считалось, что карьеризм - это погоня за успехом в любых видах деятельности, вызванная стремлением к личному благополучию, а карьерист - это человек, ставящий заботу о своей карьере и личных успехах выше интересов общественного дела.

Говоря о карьере в России можно заметить, что примерно до 1995 года такого понятия в нашей стране практически не существовало. Это объясняется определенными обстоятельствами. Во-первых, долгое время существовали запреты на научные исследования карьеры как таковой. Превалировала идеологическая доктрина, что «советский человек работает не ради карьеры, а ради общества». Как пишет Е. Комаров, «путь наверх обычно кратко прослеживался в некрологах, где лаконично сообщалось, что «товарищ такой-то прошел путь от рабочего до руководителя такого-то ранга».

Во-вторых, иерархия должностей руководителей была прерогативой различных партийных комитетов. Именно они выполняли функции организационного и идеологического сопровождения карьеры. Естественным в таком случае является отсутствие «карьерного опыта» у кого-либо.

В-третьих, можно смело утверждать, что партийные комитеты не владели какими-либо методиками планирования карьеры вообще.

В советском обществе карьера связывалась, прежде всего, с коллективным успехом, а не индивидуальными достижениями конкретного человека. Именно этому абстрактному понятию коллектива были «принесены в жертву экономическая эффективность, социальная обеспеченность, правовая защита. Неповторимость личности рассматривалась как нечто временное и нетипичное.

В отечественной науке понятие карьеры усложняется тем, что в течение долгих десятилетий в стране существовала и успешно функционировала разветвленная система распределения молодых специалистов, то есть людям были гарантированы трудоустройство и заработная плата. К тому же главным ориентиром в профессиональном росте выступали определенные социальные ценности.

В условиях же перехода к рынку кардинально изменилась психология, как молодежи, так и взрослого поколения. В первую очередь «изменилась система личностных ценностей и оценок: резко упало чувство собственного достоинства, уверенности в завтрашнем дне, радикально изменилась значимость труда. Несмотря на все эти изменения, такая ценность как «интересная работа» по-прежнему продолжает оставаться основной для большинства населения. Карьера стала связываться с большой заработной платой, возможностями профессионального продвижения.

До недавнего времени в России понятие " карьера" и " карьеризм" относились к одному основанию, признаваемому как социальный негатив. Это отношение формировалось догмой псевдосоциалистически выраженной идеи социального равенства. " Делать карьеру" - означало, осознанно стремиться к возвышению над другими людьми, причем исключительно с целью получения личных преимуществ в процессе управляемого государством распределения социальных благ. Такая трактовка карьеры действительно отождествляла ее с представлением о карьеризме.
Вместе с тем, происходящий в России переход к рыночным отношениям в экономике явно реабилитирует отношение к карьере в общественном мнении. Заметен этот процесс и в системе государственной службы. Свидетельством внимания населения и государственных служащих к вопросу карьеры является их высокий спрос на оживленно издаваемые в последние годы различные пособия по технологии карьеры. Таким образом, карьера получила открытое социальное признание, но - одновременно оказалась " заглушенной" моральная оценка карьеризма. Не привлекла эта проблема и внимание исследователей. Произошла своего рода метаморфоза: если в дореформенном периоде имморальность карьеризма переносилась на отношение к карьере, то сегодня реабилитация карьеры маскирует карьеризм. Для разведения столь тесно связанных между собой понятий необходимо хотя бы кратко остановиться на сущности этих явлений.
Карьера, в общем представлении, является процессом становления индивида в социальной жизни, его продвижения в раскрытии своего потенциала, то есть в самореализации.
Потенциал человека - это способ его деятельности, компонентный состав которого образуют способности, знания, умения и практический опыт.
Раскрытие этого потенциала происходит при занятии человеком такого места в социальной жизни, где его способ деятельности представляет ценность для определенной социальной системы. В результате сопряжения частного интереса с общим система создает условия для реализации деятелем его потенциала.
При достаточной жизненной силе человек, развивший свой способ деятельности сверх предела необходимости для системы в данной функциональной ячейке, ищет возможности перемещения в положение, которое обеспечило бы ему дальнейшую самореализацию. И так - до исчерпания способностей развития индивида, что означает завершение его социального становления и, соответственно, окончание его карьеры.
Движение человека в жизненном пространстве имеет объективные основания. Во-первых, человеку, как и всему живому, свойственна экспансивность, т.е. стремление к расширению и освоению жизненной среды, что необходимо для укрепления собственной и видовой жизнеспособности. Во-вторых, достижение индивидом определенного, удовлетворяющего его в данный момент положения не гарантирует ему устойчивой жизнедеятельности в связи с непрерывными усложняющими изменениями в ее среде. Это побуждает человека к столь же непрерывному приведению своего способа деятельности в соответствие с новыми условиями и обеспечению жизненной экономии за счет достижения более продуктивных для него статусов и освоения соответствующих ролей. В-третьих, общество как развивающийся социальный организм отбирает деятелей, которые, продвигаясь в своей продуктивности, становятся субъектами социального становления и развития. Этот отбор осуществляется в многослойном, иерархически выстроенном социальном пространстве. Чем выше расположен социальный слой, тем более широкие возможности предоставляются включенным в него людям в доступе к жизненно важным для них ресурсов (информационным, материальным, финансовым и др.) и, соответственно, более благоприятные условия реализации жизненных программ. Таковы общие основания процесса, определяемого как социальная карьера, которая представляет собой объективно обусловленное продвижение человека в собственном жизнеустройстве, основанное на совершенствовании его способа деятельности, востребуемого социальной системой в процессе ее развивающегося функционирования. Конкретная реализация карьеры происходит в различных сферах жизнедеятельности - семейной, досуговой, культурной, производственной, в бизнесе, управленческой деятельности и т.д.

" сегодня - он, завтра - я"
Карьеризм осуждается всеми, даже самими карьеристами, которые, кстати, таковыми себя не считают. Однако, несмотря на это всеобщее неприятие, карьеризм в обществе не уменьшается и активного наступления на него не ведется.
Более того, к конкретному человеку, прорвавшемуся на влиятельные высоты, отношение далеко не всегда однозначно неприязненное. Чаще сквозь " шопотное" осуждение его карьеристской тактики пробивается оправдание - «умеет устраиваться". В служебной среде такое отношение усиливается философией подчиненности - " начальство не обсуждают", " сегодня - он, завтра - я" и т.д.
Карьеризм традиционно определяется как стремление к достижению личных успехов в какой-либо сфере деятельности, вызванное корыстными соображениями и целями, неуемной погоней за получением желаемых чинов, должностей, званий. Как видим, основания карьеризма, представленные в данном определении, во многом являются общими с теми, которые обосновывают нормальную карьеру. Даже то, что призвано здесь выделить особенное для карьеризма, может быть легко оправдано, если исходить из выше раскрытого понимания карьерного процесса. " Корысть" - выгода, материальная польза. Разве она не является индивидуальной целью любой карьеры? Получение чинов, должностей - это проявление карьеры. " Неуемность погони" может отражать высокую скорость развития карьерного процесса. Очевидно, что для понимания сущности карьеризма необходимо раскрытие каких-то качественных характеристик той же корыстности, оснований неуемности, отношения к статусным атрибутам и т.д.
Различия нормальной карьерности и карьеризма следует искать, прежде всего, в соотношении двух базисных составляющих карьерного процесса, имеющих субъективно и объективно обусловленное переменное значение. Первая составляющая - это прогрессирующее развитие способа деятельности человека, выраженного его способностями, знаниями, умениями и практическим опытом. Вторая - представляет иерархическую последовательность возможного статусного продвижения индивида в социальном или профессиональном пространстве.

Основные симптомы карьеризма:
1)статусное продвижение является самоцелью, а не результатом достижений в сфере деятельности;
2)компенсация продуктивной незрелости протекционизмом;
3)высокая скорость статусного продвижения с " проскоками" промежуточных уровней;
4)неразборчивость в средствах и методах достижения статусных целей;
5)использование возможностей достигнутого статуса в личных целях, в том числе для последующих статусных прорывов.
В целом карьеризм можно характеризовать как карьерную агрессию - вторжение в карьерное пространство, его интенсивное освоение на статусных высотах с подавлением в нем нормальных карьерных процессов, деформацией кадровой политики и системы социального управления. В этом заключается дезорганизационный вызов карьеризма как социальной и управленческой аномалии, маскирующейся атрибутикой социально значимого явления карьеры.
Чем и как вызывается карьеризм? Решить эту задачу можно, ответив на три основных вопроса: 1) чем привлекает карьериста высокий статус? 2) какие импульсы рождают в человеке неудержимое стремление к статусному возвышению? и 3) какие условия способствуют карьеризму?
Привлекательность высокого статуса для карьериста заключается, прежде всего, в возможностях, которые дает человеку преимущественное для него положение в обществе и управленческих системах. К основным из них, интересующим карьериста, относятся следующие.
" Расширенный доступ к социальным ресурсам, их производству и распределению. В социальном выражении эта возможность дает вхождение в финансово-экономическую элиту в качестве субъектов собственности или менеджеров предприятий различных уровней. В государственно-управленческой системе - должности, связанные с контролем формирования рыночных отношений (приватизация, лицензирование, размещение государственных заказов, налоговая и таможенная служба и т.д.) или просто - высокое денежное содержание и специальные социальные гарантии.
" Обретение и использование эффективных связей. Чем выше положение человека в социальной или административной иерархии, тем больше контактов во влиятельных кругах и возможности их использования в собственных интересах. На этой основе формируется протекционизм в карьере и бытовом жизнеустройстве. " Влияние на поведение людей. Продвижение в статусе - это возвышение во власти. Для части людей, характеру которых свойственно властолюбие, это является самодостаточным мотивом карьеры. Для других власть нужна для ее использования в корыстных целях. Третьим она необходима как компенсаторный фактор при сниженной самооценке и связанной с этим самостоятельной социальной непродуктивности.
" Формирование карьерного наследства. Высокий статус родителя - надежная платформа для карьерного старта детей. Во-первых, ребенок состоятельных родителей уже с первых дней жизни находится в преимущественном положении. Во-вторых, материальная обеспеченность, эффективные связи, власть родителя могут прямо способствовать престижному выбору и ускорению карьеры детей (родительский протекционизм).
Имморальные импульсы карьеризма. Карьериста отличает страстное стремление к намеченной карьерной цели, которое мобилизует его энергию и волю, направляя их в карьерное русло, и обеспечивает высокое ускорение его соответствующих действий. Обратим здесь внимание на категорию " страстность".
Страсть - всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека. Основным ее признаком является действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Находящийся под властью страсти человек устремлен к ее предмету, живет по принципу " здесь и сейчас", действуя без достаточной подготовки, что называется, " уходит с места в карьер". Единство нравственного разумного начал и страсти может выступать движущей силой великих дел и, соответственно, высокой социально плодотворной карьеры. Исключение из этой триады нравственного начала уменьшает влияние разума, и сила страсти становится для человека главенствующей, актуализируя в нем ориентацию на удовлетворения потребностей нижних уровней и направляя его на службу средствам их удовлетворения. Одержимый такой страстью карьерист не стеснен моральными нормами и использует карьерные средства, независимо от их социального значения.
Источником нравственной девальвации карьерного движения признается эгоизм. Исследуя антиморальные влечения человека, А.Шопенгауэр отмечает: " Главная и основная пружина в человеке, как и животном, есть эгоизм, т.е. влечение к бытию и благополучию... Эгоизм по своей природе безграничен: человек, безусловно, желает сохранить свое существование, желает, чтобы оно было безусловно свободно от страданий, к которым принадлежит всякая нужда и лишения, желает возможно большей суммы благосостояния". Эгоизм порождает такие пороки как жадность, чревоугодие, сластолюбие, своекорыстие, любостяжение, несправедливость, немилосердие, гордость, тщеславие и т.д. Поскольку удовлетворить эти вторичные страсти обычной, социально приемлемой деятельностью невозможно, человек нуждается в получении мощных рычагов, помогающих ему извлекать в готовом виде необходимые ему сверхсредства.
Такими рычагами являются деньги и власть. Или то, или другое, или то и другое вместе человек надеется получить в соответствующем статусе. Однако проблема в том, что ни деньги, ни власть не утоляют страсти. Более того, стремление к овладению ими само становится страстным.
Не менее мощным, чем деньги и власть, двигателем карьеризма является честолюбие, которое также не поддается удовлетворению. Слава и почести, достигаемые только причастностью к статусным превосходствам, не удовлетворяют, а напротив усиливают потребность в ней: " Слава не может насытить и дать наслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил: она производит постоянный трепет только в достойном ее", - писал Н.В. Гоголь.
Страстность больше свойственна нетерпеливой молодости, которая обогащает ею свои силы в движении к зрелости. Молодость торопится взять верх над сдерживающей ее порывы мудростью взрослых. Давление на нее виталитета сильнее сдерживающего действия ментальных норм. Карьерные устремления молодых более выражены, чем у людей старшего возраста.
Низменная страстность старших - свидетельство их отставания в обретении мудрости. А как ее обрести, не расходуя силы на развитие мастерства своего дела, а рассчитывая на получение благ за счет недостойно полученной должности? Социальная инфантильность - еще один фактор, импульсирующий карьерную девиацию. Инфантильность карьеристов особенно опасна при их прорыве в государственно-управленческую элиту. Бернард Ливехуд в этой связи отмечал: " Борьба за демократизацию часто велась людьми, молодость которых уже была позади, но структура их характера была как у людей, чья молодость имела нарушение или проходила несовершенно... Только тот, кто научился строить свои отношения по-взрослому, может браться за проблемы структуры нашего общества с некоторой перспективой успеха".
Страстность - качество сверхактивных карьеристов. Карьеризм может быть и бесстрастным, но от этого он не становится менее эффективным. Более того, рассудочный карьеризм (назовем его так), который питается холодным расчетом, нередко подкрепленным знанием карьерных технологий, может чрезвычайно устойчиво вести человека к статусным высотам. Сознательное отрицание моральных норм заряжает его цинизмом, подавляющим любые сомнения в выборе имморальных средств продвижения. Так злобно настроенный, но не поддающийся гневу драчун, расчетливо нанося удары, берет верх над противником, запальчиво ведущим бой.
Среда, способствующая карьеризму. Начала карьеризма могут находиться в скрытом или малоактивном состоянии. Социальная среда может сдерживать их проявление, но может и снимать свои ограничители. С чем же это связано? Прежде всего, это связано с тем, насколько социальна человеческая среда, и насколько человечна социальность. Два человека, попавшие на необитаемый остров, образуют его человеческую среду. Но социальность эта среда обретает только тогда, когда эти два человека взаимодействуют. Оптимальным для каждого из них будет синергичное взаимодействие, когда объединенными усилиями создается продукт, улучшающий жизнь и одного и другого человека. Это человечная социальность. Другой род взаимодействия - соединение в борьбе за ресурсы. Кто-то из двух в этой борьбе берет верх, подчиняет себе другого и пользуется им как средством улучшения своей жизни. Человечной такую социальность не назовешь. Скорее это отношения хищника и жертвы, что относится больше к миру животных.
В этом примере приведены две элементарные модели организации общества. В " чистом" виде ни одна из них на макроуровне не действует, но преобладание в социальной жизни норм первого или второго типа отношений определяет характер построения социальной иерархии.
Если в обществе будут приоритетными нормы социального синергизма, в верхние его слои выдвигаются деятели, способные объединять, активизировать и регулировать совместную деятельность людей (социально конструктивная карьера). Если же преобладают нормы второго типа отношений, на верхние статусные ступени продвинут себя своекорыстные люди (социальный карьеризм). Сегодня в России господствуют отношения второго типа. Лишенные поддержки государства люди повели борьбу за самовыживание, в которой побеждают далеко не альтруисты. Нормы жизни диктует социальный карьеризм, распространяющийся на все уровни и сферы устройства общественной жизни. В процессе социально-стратификационного перемещения образовались два основных карьеристских потока. Один - продвижение в финансово-экономической предпринимательской сфере, другой - в системе государственной власти. В эти потоки вливаются ручейки от карьеризма в науке, культуре, искусстве, массовой информатике, интеллектуально и духовно " осветляющие" их имморальную муть.
Дезорганизационная продукция карьеризма в системе государственной службы. Основываясь на имморальности и активно разрушая моральные скрепы общества, карьеризм не может не быть генезисной основой и ассимилятором других форм социальной и административной патологии.

Люди бывают часто одержимы желанием занять должность в социальной иерархии (официальных структурах власти), ибо она воспринимается им как наиболее удобный трамплин для карьеры. Ради этого готовы пойти на унижения, затраты, хитрости и прочие поступки: удачной карьерой могут списать грехи и завоевать авторитет. Не стоит ради этого губить других людей, ради собственной карьеры.

Опасен и сам карьеризм, потому что, он основан на попирании всех моральных норм, всех человеческих качеств. Человек, ориентированный только на карьеру и не прилагающий усилий к внутреннему росту, скорее всего будет раздавлен собственными проблемами. Карьеризм похож на торнадо, который сметает на своем пути все и вся. Это страшное стихийное явление для коллектива. Организация с карьерно-ориентированными людьми похожа на штат Флорида, постоянно одолеваемый стихийными бедствиями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.