Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Если столбец таблицы содержит пару формул вида (Кар, Сар), (Сар, Оар), (Кар, Оар), то он считается замкнутым.
В пропозициональном исчислении логики знания доказуемы и не доказуемы следующие формулы: 1. ┤ Кар É р 2. ┤ Ка (р É р) 3. ├ Ø (Кар & Ка Ø р) 4. ├ Ø Ка (р & Ø р) 5. ┤ Оа (р & Ø р) 6. ├ Ø Кар Ú Ø Оар 7. ┤ Кар Ú Оар 8. ├ Ка (р & Ø р) É Каq 9. ├ Ка (р & q) ≡ Кар & Каq 10.├ (Кар Ú Каq) É Ка (р Ú q) 11. ┤ Ка (р Ú q) É Кар 12. ├ Ка р É q) É Кар É Каq) 13. ├ Ка р É q) É Оаq É Оар) 14. ├ Са р & q) É Сар É Саq) 15. ├ Кар Ú Сар Ú Оар Утверждения 1- 15 характеризуют логические особенности знания в данном исчислении. Так, утверждение 1 указывает на то, что не принимается правило: «Знание р означает истинность р». Принятие данного правила означало бы предельную идеализацию познавательного процесса: «Если я знаю, что р, то я неявно отрицаю допущение того, чтобы какая-нибудь новая информация могла заствить меня изменить мою точку зрения в отношении p». Подобная идеализация фактически ведет к отрицанию прогресса в науке. Утверждения 2 и 5 показывают, что те характеристики знания. которые в них описываются, не предполагают «логического беззакония». Утверждение 3 означает, что формальное противоречие не входит в состав знания. Утверждение 6 показывает, что незнание, в отличие от знания, обладает полнотой: «Для любого р верно, что а либо не знает р, либо не опровергает р». Согласно утверждению 7, знание не является полным в следующем смысле: «Для произвольного р нельзя доказать, что любой субъект a либо знает р, либо опровергает p». Фактически мы здесь имеем дело со своеобразной формулировкой знаменитой теоремы К. Геделя: «Если система S непротиворечива, то в ней существует такое высказывание р, что ни само р, ни его трицание не могут быть доказаны средствами S». Утверждение 8 фиксирует то обстоятельство, что из знания формального противоречия вытекает знание произвольного высказывания. Утверждения 12 и 13 являются эпистемическими аналогамиправил modus ponens и modus tollens. Согласно утверждению 15, набор эпистемических операторов Ка, Са, Оа является полным, то есть для любого р а либо знает р, либо сомневается в р, либо опровергает р.. Важную роль в исследовании процесса познания играет логика веры.. Представляет интерес объединение в рамках эпистемической логики «логики знания» и «логики веры». Сопоставление операторов веры и знания дает правила с важными следствиями: Кар Кар Вар и ВаКар Данные правила показывают, что научная вера является следствием знания, то есть знание является истинной верой, поскольку субъект знает нечто, если и только если он верит в него и предмет веры имеет место: Кар ≡ Вар É р Отсюда вытекает следующее утверждение: Кар É ВаКар то есть а верит в то, что знает р, (или, по-другому, субъект верит в свои знания). В логике веры принимается зависимость В Ø р É Ø Вар, но не принимаются следующие зависимости: ~ Вар É Ва Ø р и Bap& (p ≡ q) É Ваq. Вторую зависимость можно прокомментировать следующим образом. Пусть «р» означает «видит Вальтера Скотта», а «q» – «видит автора Веверлея». Однако современники Вальтера Скотта не верили, что «Вальтер Скотт» и «автор Веверлея» – это имена одного и того же человека. Поэтому из веры в то, что суъект a видит Вальтера Скотта, не следует, что субъект a видит автора Веверлея, то есть из Вар & (р ≡ q) не вытекает Ваq. Современные исследования эпистемической логики направлены на исследование реального процесса познания, поэтому эффективное использование результатов подобных исследований лежит на пути объединения эпистемических модальностей с алетическими, деонтическими и темпоральными в одной обобщенной логике.
|