Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






R4 – правило преобразования тавтологий классической пропозициональной логики в теоремы деонтической логики.






Данная аксиоматическая система содержит ряд интересных данных о логических связях между нормативными утверждениями (все приведенные ниже формулы – тавтологии деонтической логики):

І. О(р & q) º Ор & Оq

ІІ. І(р Ú q) É Ір Ú Іq

ІІІ. F(p Ú q) º Fp Ú Fq

IV. P(p Ú q) º Pp Ú Pq

V. Ip É Ø Op & Ø Fp

VI. Ip É Pp & PØ p

VII. Ip º IØ p

VIII. Op É Pp

IX. O(p É q) & Op É Oq

X. O(p É q) & Fq É Fp

XI. O(p É q) É (Pp É Pq)

XII. O(p É q) É (OØ q É OØ p)

XIII. Op É ~Ip

XIV. Fp É ~Ip

Из приведенных тавтологий видны логические зависимости между O, P, F, которые можно изобразить схемой, получившей название квадрата противоположностей:

Ор Fp

 

 

Pp ~Op Ø Op

 

Из данной схемы вытекают следующие утверждения:

«Если действие обязательное, то оно разрешено» - (Ор É Рр).

«Если действие запрещено, то оно не обязательно» - (Fp É Ø Op).

«Никакое действие не является обязательным и запрещенным одновременно» - Ø (Op & Fp).

«Любое действие либо обязятельное, либо не обязательное» - (Op Ú Ø Op).

«Любое действие либо разрешено, либо запрещено» - (Pp Ú Fp).

«Если действие запрещено, то оно не разрешено» - (Fp É Ø Pp).

«Если действие разрешено, то не запрещено» - (Pp É Ø Fp).

«Все, что не запрещено, то разрешено» - ( Ø Fp É Pp).

Логические отношения между О, Р, F по квадрату противоположностей фокусируют в себе принципы деонтической полноты и непротиворечивости, благодаря которым становится возможным расширение нашей аксиоматической системы.

Принцип деонтической полноты можно сформулировать следующим образом: «Любое действие является либо обязательным, либо разрешенным, либо безразличным, либо запрещенным»:

Op Ú Pp Ú Ip Ú Fp.

Используя оператор «Р», принцип деонтической полноты можно сформулировать в виде нескольких эквивалентных положений:

а) Ø O Ø p É Pp - («действие разрешено, если воздерживаться от него не является обязательным»);

б) Ø Fp É Pp - («если действие не запрещено, то оно разрешено»);

в) Pp Ú PØ p - («любое действие либо разрешено, либо разрешено воздерживаться от его выполнения»).

Принцип деонтической полноты предусматривает, что в любом собрании норм или кодексе охватываются разнообразные человеческие действия. Последние детерминировны явными или имплицитными (неявными) нормами, указывающими на обязательнсть, разрешенность, безразличие, запрет выполнения каких-то норм. Известно, что реальные кодексы имеют дело лишь с четко определенным кругом действий и не определяют нормативный статус не только пока еще неизвестных или физически невозможных способов поведения, но и тех действий, выполнение или же невыполнение которых не имеет смысла делать объектом каких-либо норм.

Итак, включение в деонтическую логику принципа полноты задает границы класса нормативных систем, для исследования которых может быть использована логика.

Дадим определение принципа деонтической непротиворечивости: «Выполнение действия и воздержание от его выполнения не могут быть одновременно обяхательными».

Ø (Ор & ОØ р).

Аналогами принципа деонтической непротиворечивости являются выражения:

а) «Никакое действие не является одновременно обязательным и запрещенным» -

Ø (Op & Fp).

б) «Если действие обязательно, то не разрешается его невыполнение» -

(Ор É Ø РØ р).

Принцип деонтической непротиворечивости выступает критерием деления кодексов на совершенные и несовершенные. Ведь наличие в нормативном кодексе противоречия ставит носителя нормативных актов или субъекта в ситуацию, когда любой его поступок с необходимостью ведет к нарушению одной из его обязанностей. Этим и определяется несовершенство кодекса.

В реальной жизни встреваются кодексы, в которых содержатся конфликты моральных, правовых и иных обязанностей. Нередко существующие нормативные системы оказываются в известной степени несовершенными. Происходит это потому, что новые права и обязанности не согласуются со старыми.

Однако следует иметь в виду, что деонтическая логика не просто описывает нормативные рассуждения и реальные кодексы, а формулирует (и это главное) критерии рационального рассуждения в сфере действия норм, критерии, дающие разумные основания для действия. Вот почему рассуждение не может быть признано рациональным, если оно допускает обязательность выполнения запрещенного действия.

Таким образом, принцип деонтической непротиворечивости (как и принцип деонтической полноты) относятся к фундаментальным положениям деонтической логики.

 

в) Деонтическая логика и теория возможных миров

Фундатором деонтически возможных миров явился И. Кант. Исследуя в «Критике чистого разуча» проблемы морали, он пришел к выводу, что мир, созданный в соответствии с законами морали, является одним из вариантоа возможного мира, где все идеально действуют и взаимодействуют. Это тот мир, который нам хотелось бы видеть и в котором хотелось бы жить. Другими словами, это мир, представляющий конкретизацию возможного мира в виде нормативного истолкования реальности.

Виходя за рамки кантовского понимания деонтически возможного мира, можно сказать, что подобный мир – это еще и совокупность культурных образцов народных обычаев, результат многовкового коллективного опыта, правил поведения, «общественной игры». В этом смысле конституция государства – это такой деонтически возможный мир, который представляет собой описание идеального государства, того, каким ему следует быть, описание надлежащих поступков и действий рядовых граждан, руководителей всех уровней и самого президента.

Прокомментировать вышесказанное можно еще и так: если в мире, который описывается правилами игры в шахматы, наличествуют нормы, то предусматривается, что эти нормы соблюдаются во всех вариантах шахматных партий. Варианты шахматных партий – это совокупность (шахматных) возможных миров.

Особенностью деонтически возможного мира является то, что он детерминируется, так сказать, духом надлежащего. Другими словами, сказанное в реальном мире о надлежащем означает, что в некотором деонтически возможном мире содержание надлежащего является истинным. То есть в этом случае мы сопоставляем сказанное не с действительным миром, а с принятыми правилами и нормами.

Например, поведение шахматных фигур на шахматной доске соответствует правилам, а результат партии является истинным, потому что он согасуется в данной партии (в данном деонтически возможном мире) с существующими правилами шахматной игры.

Деонтически возможные миры – это альтернативы в виде вариантов шахматных партий, проектов конституций, попыток выхода государства из кризисных ситуаций, проектов бюджета, переданных на рассмотрение парламента (то есть все такие ситуации, появление которых в нашем мире регламентируется правилами игры, законами государства, экономики, рынка).

Отсюда, если Верховная Рада одобрила проект бюджета, это означает, что создан идеальный путь развития государства на определенный исторический период. Сам факт одобрения бюджета назовем реальным, действительным миром w, а функционирование государства в соответствии с принятым бюджетом – деонтически возможным миром w′.

А если в конституции описано, как должны функционировать органы власти, то предполагается, что именно так они в действительности и функционируют. Между миром, в котором создается деонтический мир, и этим деонтическим миром существует отношение достижимости R.

В алетической логике отношение достижимости R – это сопоставление с возможными комбинациями значений из множества и, л; в темпоральнойй логике отношение R – это слияние с временным потоком, в деонтической логике R – это согласование с правилами, кодексами, предписаниями и т.п.

Характерной чертой отношения достижимости R в деонтической логике является то, что оно не может быть рефлексивным, но обязательно удовлетворяет следующему условию: «Для произвольного выделенного мира w существует деонтический мир w′, достижимый из w».

Примем модальности Р и О за основные и сформулируем соответствующие аналитические правила.

I. TO Tw OA

Tw′ A

при условии, что wRw′, где w′ произвольный деонтически возможный мир, достижимый из выделенного (реального) мира w.

Данное правило можно прочитать так: «То, что обязательно в реальном мире (TwOA), является истинным в деонтически возможном мире (Тw′ А)»; или же так: «Если в реальном мире w ОА является истинным, то в произвольном достижимом из w деонтически возможном мире w′ истинным будет А».

II. FO Fw OA

Fw′ A

- при условии, что wRw′, где w′ деонтически возможный мир, достижимый из w, который не встречался в предшествующих строках таблицы, в которых применялось правило FO.

Прочитать данное правило можно так: «Если в реальном мире w ОА является ложным, то существует хотя бы один деонтически возможный и достижимый из w мир w′ такой, что А в нем ложно», или же так: «То, что не является обязательным в реальном мире w, будет ложным хотя бы в одном из деонтически возможных и достижимых из w миров w′».

III. TP Tw PA






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.