Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сильная концепция существования приписывает признак существования только индивидам, свойствам и отношениям объективного мира.






Например: «Существуют черные лебеди»; «Существует электропроводность».

Ослабленная концепция позволяет приписывать признак существования только объектам теории. То есть «существовать» - значит «быть конструктом теории». В этом случае можно говорить о существовании результатов интеллектуальной деятельности.

Формальный аспект проблемы существования состоит в поиске синтаксических средств фиксации признака существования. Одна из таких попыток заключается в попытке выразить признак существования через предикатную константу. Если взять единичное суждение, то в этом случае только предикатная константа действительно несет информацию о существовании. Например, «Английская конституционная монархия существует» - «Существует (английская конституционная монархия) » = Р(а).

В частных суждениях признак существования несут и квантор, и предикат. Например, «Существуют некоторые нераскрытые преступления» - (нераскрытые (х) & существуют (х)). При переводе частноутвердительных суждений на язык логики предикатов особенных трудностей не возникает.

Недоразумения возникают при переводе частноотрицательных суждений на язык логики предикатов. Рассмотрим суждение «Некоторые формы земледелия не существуют» и переведем его на язык логики предикатов. Получим формулу следующего вида:

$x (F(x) & Ø Q(x)) - «существует х такой, что x – форма земледелия, и х -не существует». В логике данная ситуация получила название «парадокса существования».

Чтобы избежать подобной ситуации, Б.Рассел предложил фиксировать информацию о существовании только с помощью квантора существования ($х). Такая позиция находит у него обоснование в том, что «существование» он не считает свойством предмета; оно, так сказать, не акцидентальная, случайная характеристика предмета, а сущностная, субстанциональная. В этом случае парадоксы частноотрицательных суждений элиминируются. Получается, что «существовать» означает «быть значением подкванторной переменной, выражающей объект мысли».

В традиционной логике, как правило, не выделяли суждения существования, поскольку их, с определенной осторожностью, можно было истолковывать как атрибутивные суждения.

Подытоживая все сказанное о простых суждениях (атрбутивных, суждениях отношения, существования), легко заметить, что в них приписывание предмету признака осуществляется достаточно однозначно.

Например, «Луна является естественным спутником», «Наполеон- современник Гегеля», «Электромагнитное поле Земли существует» и т.п. Но нередко встречаются суждения, в которых связь предмета с признаком оговаривается определенными условиями. Поэтому атрибутивные суждения, суждения отношения и существования называют категорическими.

К а т е г о р и ч е с к и м называется суждение, в котором предикат утверждается либо отрицается относительно субъекта без формулировки специальных условий.

Категорические суждения противопоставляются условным, разделительным и модальным. Можно изобразить деление суждений по характеру связи между предметом мысли и признаком предмета мысли с помощью такой схемы:

 

Суждения

категорические некатегорические






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.