Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В) Системы, между которыми осуществляется процесс общения. Их называют коммуникантами или интерпретаторами.






Каждый из уровней семиотического анализа рассматривается как определенная абстракция от реального процесса общения, в которм указанные уровни выступают в единстве.

В этом смысле на синтаксическом уровне мы принимем во внимание только систему а) и отношения, которые существуют внутри этой системы. Другими словами, на данном уровне общение рассматривается как обычная манипуляция знаками, обусловленная их структурными свойствами и отношениями.

Семантический уровень анализа определяется как система а), к которой добавлена система в). Но это не просто система a), то есть чистые знаки, а знаки, которые связаны (или они могут быть связаны) с определенными типами значений. В этом случае предметная сторона знака выступает на первый план, оказывается определяющей. Собственно знаку отводится второстепенная роль. Некоторый объект считается знаком только потому, что он может фиксировать определенное содержание.

И, наконец, прагматический уровень представляет такую абстракциюот реального процесса общения, которая позволяет рассматривать системы а) и в) с учетом того, кем и при каких условиях они применяются. Речь идет о том, что на прагматическом уровне знак и его значение воспринимаются и употребляются в контексте изменений смысловых характеристик слов и выражений, эмоциональной окраски того, о чем идет речь, предпосылок мировоззренческого характера у субъектов, участвующих в общении.

Такое разграничение уровней семиотического анализа языка, которое в свое время предложил Ч.Моррис, во-первых, позволяло рассматривать семиотику как единую область исследования языка, а во-вторых, формировало целостный подход к совещению языка как социокультурного феномена.

На разграничение уровней семиотического анализа языка обращает внимание Р.Карнап в своей работе «Введение в семантику». Он предлагает различать эмпирическую и чистую семиотику.

Задача эмпирической семиотики – изучать исторически возникшие языки. Задача же чистой семиотики – анализировать искусственные языковые системы, прежде всего те, которые созданы в логике и для потребностей логики. Отсюда под «чистым» синтаксисом, «чистой» семантикой и «чистой» прагматикой (к изучению которой он пришел позже) Карнап понимал логический синтаксис, логическую семантику и и логическую прагматику. Выделив логическую семиотику, Карнап показавл, что логика пользуется специфическим языком, который не является языком общения, но представляет собой инструмент, метод исследования предмета логики. Язык логики является материальным воплощением мышления, средством его реализации и, главное, методом исследования мышления.

Поскольку в естественном языке, инструменте общения также воплощается мышление, то результаты его синтаксического, семантического и прагматического анализа оказываются базисом, фоном, на котором могла вырасти чистая семиотика. Другими словами, численные результаты эмпирической семиотики дают ключ к пониманию специфических проблем логической семиотики. А иногда то, что в логической семиотике является нормой, в эмпирической семиотике оказывается исключением, которое обусловлено определенными рамками исследовательского и практического характера.

Например, анализируя разграничение уровней семантического анализа, К. Огден и Дж.Ричардс обращаются к схеме, которая получила название «треугольник соотнесения»:

С

А----------------------------------В

Вершины треугольника репрезентируют три различные системы A, В, С, отношение между которыми обеспечивает общение.

А - символ (в естественном языке это прежде всего слово);

В - предмет, на который указывает символ (слово). Его называют р е ф е-

р е н т о м или д е н о т а т о м;

С - посредник между символом и референтом. Таким посредником является мысль, которую называют смыслом, информацией о предмете.

Сплошные линии треугольника указывают на реальные отношения между символом и предметом и одновременно на то, что отношения между символом и предметом возникли благодаря посредничеству мысли (смысла).

Итак, с м ы с л - это такая информация о предмете, которая однозначно характеризует предмет.

Отсюда следует, что знаки могут иметь один и тот же денотат, но разный смысл, и не могут нести разный смысл, но указывать при этом на один и тот же денотат.

Например, выражения «Создатель логики» и «Учитель Алексанлра Македонского» имеют один и тот же денотат, но разный смысл.

Эти соображения, вытекающие из рассмотрения «треугольника соотнесения», являются общими как для эмпирической, так и для логической семиотики (поскольку в естественных и искусственных языках имеют место ситуации отношения между знаком и предметом).

Анализ приведенной схемы показывает, что она по сути изображает не отношение трех уровней анализа языка, не процесс общения, а информацию семантического отношения (то есть отношения между знаком и значением посредством смысла.). В этой схеме отсутствует прагматический уровень. Он лишь подразумевается в виде разнообразных состояний сознания.

Однако главная цель этой схемы состоит в том, чтобы показать, что синтаксис, семантика и прагматика – это уровни анализа, и если рассматривать их изолированно друг от друга, то они становятся своеобразными абстракциями. Хотя сказанное не означает, что каждый из уровней анализа не может осуществляться самостоятельно, изолированно от других уровней. Фактически подобный анализ является нормой в логической семиотике.

Если исследуют знаковые системы не как средство общения, а как средство фиксации, переработки, сохранения информации, то получают семантический уровень анализа, возникающий в результате абстрагирования от коммуникативной функции языка. А это означает, что знаковая система перестает быть языком в лингвистическом смысле. Данная абстракция используется при изучении языков науки логики и математики.

Если анализируют знаковые системы с точки зрения их структурных свойств и отношений, то получают синтаксический уровень анализа, возникающий благодаря абстрагированию от семантического и прагматического аспектов знаковых систем.

Чаще всего приведенные абстракции используются в логике в процессе создания формализованных языков и исследования их свойств.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.