Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






М ы ш л е н и е - это активный процесс деятельности человеческого мозга.






С о з н а н и е - это процесс идеального отображения действительности. Сознание включает в себя мышление, знание, эмоции, интуицию, память, волю. Поэтому каждый человек обладает собственным видением мира, свойственным лишь ему сознанием.

А б с т р а к т н о е мишление – это одна из ступеней процесса познания, которой предшествует чувственная ступень познания.

Цель чувственного познания – воспроизвести исследуемый предмет в его непосредственности, наличности, зафиксировать его в виде фактора чувтвенного присутствия. Эту цель чувственное познание реализует через свои формы: ощущения, восприятия, представления.

Предметы и явления окружающей действительности, действуя на наши органы чувств, порождают в человеческом мозгу различную информацию (зрительную, слуховую, тактильную и др.), которая и составляет содержание такого уровня чувственного познания, как ощущения.

Таким образом, оущения являются отображением отдельных свойств предметов и явлений действительности (цвет, звук, запах и т.п.),, которые действуют на наши органы чувств..

С помощью восприятия (как следующей ступени чувственного познания) получают информацию о предметах и явлениях окружающего мира в их целостном виде. Так, восприятие цветка дает нам не только информацию об отдельных его свойствах (цвет, запах и т.д.), но, прежде всего, формирует его зрительный образ как своеобразного предмета, отличающегося от его среды существования.

Необходимым условием формирования информации о предмете в виде ощущения и восприятия является непосредственное присутствие предмета или явления. Только тогда можно выделить отдельные свойства предмета или же характеризовать предмет в его целостности.

Однако мы можем получить информацию о предмете и не созерцая его. Свдения о предметах и явлениях, которые воспринимались ранее, могут возникать в нашем воображении в виде различных образов. Такие образы называют представлениями.

Итак, п р ед с т а в л е н и е м називают такую форму чувственного познания, которая продуцирует информацию о предмете в виде наглядных образов. Это дает возможность говорить, например, про знакомого человека, который в данный момент отсутствует, спорить о явлении, которое воспринималось когда-то в прошлом.

На уровне представления мы пытаемся преодолеть хаотический разнобой сведений о предмете, ролученных с помощью ощущения и восприятия, установить тождественность предмета и его наглядного образа, пренебрегая при этом ощущениями и представленичми как менее совершенными формами чувственного познания.

Тем не менее для представления, как и для чувственного познания в целом, характерно отсутствие дифференциации единичного и общего, существенного и несущественного, случайного и закономерного. А без подобной дифференциации невозможен генезис знания о предмете. Последнее обстоятельство и обусловливает необходимость такой ступени познания, как абстрактное мышление. Це й зумовлює необхідність такого ступеня пізнання, яким є абстрактне мислення. Само слово «абстракция» происходит от латинского abstractio (устранение, отделение, отвлечение). Про какое же отделение и отвлечение идет речь, когда мы пользуемся термином «абстрактное мышление»? Ответ на поставленный вопрос, а также определение абстрактного мышления дадим далее. Пока же остановимся на анализе характерных особенностей абстрактного мышления, среди которых выделяют его обобщенный и опосредованный характер, неразрывную связь с языком.

С помощью органов чувств, как уже отмечалось, человек познает мир в совокупности его разнообразных качеств и свойств. Перед мышлением встает задача систематизации результатов чувственого уровня познания. Суть этой систематизации состоит в обособлении существенного, необходимого от несущественного, случайного, второстепенного. Такое обособление называют абстракцией в виде обобщения.

Таким образом, о б о б щ е н и е - это такая черта абстрактного мышления, которая раскрывает его способность характеризовать предметы и явления через совокупность их существенных признаков. На уровне чувственного познания предмет предстает в виде наглядного образа, а на уровне абстрактного мышления – в системном, понятийном виде.

Например, науки, изучающие человека, открывают разнообразные его качества и свойства. Каждый из нас из собственного опыта знает, что не существет двух одинаковых людей. Людт отличаются друг отдруга цветом кожи, национальностью, способностями, психологией и другими характеристиками. Но в разнообразии этих признаков путем обобщения мышление выделяет самое существенное, что определяет человека как объект, отличный от всего остального живого мира: «живое существо, способное производить орудия труда».

Другой важной чертой абстрактного мышления является его опосредованный характер. О п о с р е д о в а н н о с т ь - это фиксация факта независимости знания от предмета. То есть, возникнув, знание приобретает определенную относительную самостоятельность. Мы можем обращаться с ним как с чем-то реально существующим и, что самое главное, мы его используем в качестве фундамента и инструмента получения нового знания. Иначе говоря, в процессе познания наступает такой момент, когда источником знания оказывается непосредственно не сам предмет, а именно знание о нем становится основой для получения нового, более глубокого знания.

Например, люди в разных обстоятельствах и в разное время непосредственно наблюдали, что некоторые предметы не тонут в воде. Но только Архимед, оторвавшись от чувственной стороны данного явления, открыл зависимость, лежащую в его основе, которую затем сформулировал в виде знаменитого закона. Такм образом, Архимед открыл то, что лежит за границами органов чувств, опираясь на ранее полученные знания о плавании тел.

А вот другой пример. Узнав, что ваш приятель находится в данный момент в Варшаве, вы без ссылки на чувственный опыт утверждаете, что его нет сейчас в Киеве.

Итак, анализируя ранее полученное и проверенное знание, мы имеем возможность, не обращаясь каждый раз к непосредственному опыту, приобрести новое знание. Можно утверждать, что именно подобный анализ составляет сущность опосредованности как свойства абстрактного мышления.

Кроме того, абстрактное мышление имеет еще одну особенность – нерузрывную связь с языком. Я з ы к - это непосредственная действительность мысли. Даже тогда, когда мы не разговариваем и не записываем наши мысли, мы все равно воплощаем их в словах, предложениях, совокупности предложений. Благодаря языку мы не только фиксируем полученные знания, но и передаем информацию друг другу, осуществляем связь между поколениями. Поскольку в языке воплощается не только знание как результат познавательной деятельности, но и способ его получения, то человек, изучая язык, одновременно овладевает и определенными приемами рассуждения. Только принимая во внимание данное обстоятельство, можно на языковом материале исследовать главные формы мышления, связь между формой мысли и ее содержанием, типы связи между формами мышления как результатами абстрактной умственной деятельности человека, и именно данное обстоятельство делает неразрывную связь языка и мышления определяющей в отношении обобщения и опосредованности как характерных признаков абстрактного мышления.

Любое слово и обобщает, и опосредует (поскольку выступает представителем определенного объекта), и фиксирует определенную мысль о предмете. Поэтому абстрактное мышление можно назвать языковым мышлением, а язык – практическим мышлением, подчеркивая тем самым, что на данном уровне познания и деятельности главным признаком и аккумулятором знания является язык. Имеется в виду не только разговорный язык, но и язык моделей инженера, чертежей архитектора, язык науки и т.п.

Итак, как мы уже отмечали, предметом логики является аьстрактное мышление, которое по сути поглощается языком, а это означает, что логика в конечном счете изучает язык.

В действительности же логика не изучает структуры языка как такового, то есть его грамматические особенности. Грамматические структуры не посредственно не выражают логические структуры. Они выражают общие и специфические принципы построения естественных языков и относятся к предмету лингвистики. В отличие от лингвистики, логика изучает не сам естественный язык, а закономерности, правила и главные приемы реализации и функционирования мышления в такой материи, как язык.

Таким образом, предметом логики являетсяє абстрактное мышление, которое обладает специфическими формами и подчиняется свойственным ему правилам и законам..






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.