Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические советы. Познакомившись с литературой, постарайтесь ответить на вопросы: Что такое история, какое место занимает эта наука в системе гуманитарных дисциплин






 

Познакомившись с литературой, постарайтесь ответить на вопросы: Что такое история, какое место занимает эта наука в системе гуманитарных дисциплин, в чем заключаются основные проблемы обновления методов изучения истории?

Обратите внимание на то, что среди нескольких значений понятия " история" выделяются два фундаментальных:

1) прошлое и все, что происходило в нем,

2) рассказ об этом прошлом, зафиксированный в устной и письменной традиции.

Вопрос о соотношении этих двух значений выступает как важная проблема, определяющая природу исторической науки. Следовательно, нельзя отождествлять историю как действительность, и предмет истории как науки.

Следует уяснить, что различие между тем как понимал свой предмет исследования, например Геродот, и тем как его понимают современные историки, определяется не только разными социальными условиями жизни, но и прогрессом самой науки. Плодотворным, в частности, является обращение к систематическому изучению исторической демографии, истории повседневной жизни, истории умонастроений.

Постарайтесь определить отличие собственно исторических методов исследования – историко-сравнительного, ретроспективно-описательного от методов, заимствованных историками из других наук (количественные методы исследования, моделирование исторических явлений, политологический, социологический и культурологический анализ).

Носителем информации о прошлом является исторический источник. Охарактеризуйте значение основных исторических источников: письменных источников, археологических находок, предметов материальной культуры, художественных произведений, а также документов видео- и -аудио ряда.

В качестве методологии истории может применяться материалистическое понимание истории, цивилизационная теория (См.: " Энциклопедический словарь по культурологии" С. 429–431), мир-системный подход, концепции определяющей роли социально-духовного фактора, многофакторный подход и т.д. Школа мир-системного подхода не соглашается с тезисом о том, что все " общества" вовлечены в развитие, причём прогрессивное, развиваются параллельными путями и одинаково способны добиться желаемых результатов. Они выдвигают иную, чем общество " единицу анализа".

Обратите внимание на то, что " мир-система" – это не " мировая система", а " система" являющаяся миром. Мир-система – единица с единым разделением труда и множественностью культур. Существует два вида миров-систем. Один – с единой политической системой – миры-империи, другой без политического единства – миры-экономики. Миры-экономики в результате завоевания трансформируются в миры-империи. Миры-империи базируются на способе производства, которые называются ре-дистрибутивными, данническими. Миры-империи сравнительно велики по размерам, их было много, но значительно меньше, чем минисистем. Для характеристики миров-империй некоторыми учёными применяется термин " цивилизация". Но в качестве основы выделения этих образований классики мир-системного анализа использовали не культуру, а экономику и исследовали, прежде всего, экономические связи между обществами, которые входили в состав такого образования.

Раскройте сущность теории смены общественно-экономических формаций (См.: " Энциклопедический словарь по культурологии". С. 409). Чем содержание понятия " цивилизация" отличается от понятия " общественно-экономическая формация"? Как теория смены формаций объясняет роль государства в обществе, социальный и культурный прогресс? Является ли формационный подход достаточным для объяснения особенностей исторического пути России? Можно ли считать, что цивилизационная теория включает как объективный – экономический, так и субъективный – человеческий аспекты объяснения истории?

Обратите внимание на то, все исторические методологии можно свести к двум подходам – унитарно-стадиальному и цивилизационному пониманию истории. Подумайте, возможно, ли объединение разных исторических методологий и осмысление исторического развития в виде " глобальной истории"? При подготовке ответа на второй вопрос подумайте, какие черты российского общества свидетельствуют о его близости к западноевропейской, а какие к восточной цивилизации? В каких сферах жизни российского общества особенно ярко проявились особенности, характерные для восточных цивилизаций? Можно ли определить Россию, как евразийскую цивилизацию?

Определите, какие функции выполняет государство на Западе, и какие на Востоке? В каких формах проявляется подавление индивидуального развития личности государством в различных типах цивилизаций? В чем особенности универсальных, мировых религий? Какие можно выделить особенности российской цивилизации?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.