Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов






Программное содержание темы:

Содержание психологии нации. Системообразующая и динамическая стороны психологии нации.

Понятие психического склада нации. Понятие о «национальном характере». Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации. Этническая картина мира. Концепция архетипов (К.Г.Юнг, Л.С.Выготский). Основные измерения национального характера. Теории формирования национального характера. Национальный темперамент, национальные чувства и настроения, интересы и ориентации, национальные традиции.

Виды национально-психологических особенностей людей. Мотивационно-фоновые особенности. Интеллектуально-познавательные особенности. Эмоционально-волевые особенности. Коммуникативно-поведенческие особенности.

Функции национальной психики. Влияние национально-психологических особенностей на эффективность деятельности.

Семинарское занятие – 2 часа

Цели и задачи занятия:

– сформировать представление о психологии нации;

– выделить характеристики национального сознания и самосознания;

– рассмотреть понятия национальная самооценка и ее проявления, национальная гордость, патриотизм, национальный характер, национальный темперамент;

– развить умение анализировать особенности этнического менталитета и использовать эти знания в профессиональной деятельности.

Вопросы к семинару:

1. Содержание психологии нации. Системообразующая и динамическая стороны психологии нации.

2. Понятие психического склада нации.

3. Понятие о «национальном характере».

4. Основные измерения национального характера. Теории формирования национального характера. Национальный темперамент, национальные чувства и настроения, интересы и ориентации, национальные традиции.

5. Виды национально-психологических особенностей людей. Мотивационно-фоновые особенности. Интеллектуально-познавательные особенности. Эмоционально-волевые особенности. Коммуникативно-поведенческие особенности.

6. Функции национальной психики. Влияние национально-психологических особенностей на эффективность деятельности.

Темы докладов:

1. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации.

2. Концепция архетипов (К.Г.Юнг, Л.С.Выготский).

3. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева

4. Теории формирования национального характера

5. Этническая картина мира.

6. Проявление нацизма и фашизма в мире. Этнопсихологические особенности таких идей.

7. Теория психологического измерения культур (Г.Хофстеде, Г.Триандис).

8. Политкорректность в деятельности сотрудников ОВД.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Национальная самооценка и ее проявления.

2. Патриотизм и национальная гордость у сотрудника ОВД.

3. Понятие и особенности национального характера и национального темперамента.

4. Национальный склад ума и национальные традиции.

5. Понятие и основные характеристики менталитета.

6. Процессы стереотипизации и этнические стереотипы.

7. Проявления расизма, национализма и ксенофобии в полиэтническом государстве.

Литература:

Основная:

1. Крысько В.Г. Этническая психология. – М. Юрайт, 2014 г.

2. Основы этнопсихологии в деятельности сотрудников ОВД. Краткий курс лекций / И.В. Биочинский, А.П. Ромаев, Е.В. Лабутина, В.А. Лоскот. Н.Новгород: НА МВД России, 2010г.

3. Платонов Ю.П. Этнопсихология. – М.: Академия, 2012г.

4. Почебут Л.Г. Кросс–культурная и этническая психология. – СПб.: Питер, 2012г.

5.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология.– М.: Аспект Пресс, 2008г.

6.Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Альбом схем. – М.: Щит, 2009г.

Дополнительная литература:

1.Баронин А.С. Этническая психология. Киев: Тандем, 2000г.

2.Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. – СПб., 1994г.

3.Введение в этническую психологию. / Под ред. Ю.П. Платонова. – СПб., 1995г.

 

Тема 6. Психологические особенности этносов

Программное содержание темы:

Русские как представители славянского этноса.

Национально-психологические особенности народов России: представителей тюркской и алтайской групп народов; представителей финно-угорской группы народов; представителей монгольской группы народов; тунгусо-маньчжурской группы народов: представителей народов Северного Кавказа.

Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья. Украинцы и белорусы. Народы Прибалтики. Народы Средней Азии и Казахстана. Народы Закавказья.

Сравнительная характеристика народов Дальнего Востока: китайцы и японцы.

Психологические особенности арабов.

Психологические особенности американцев (США) и латиноамериканцев.

Психологическая характеристика народов Западной Европы. Итальянцы. Французы. Испанцы. Немцы.

Психологические особенности англичан, ирландцев, шотландцев.

Психологические особенности жителей Скандинавии: норвежцев, шведов, финнов.

Представители еврейской национальности и их национально-психологические особенности.

Семинарское занятие – 2 часа

Цели и задачи занятия:

– сформировать представление о национально-психологических особенностях народов России;

– выделить характеристики национального своеобразия психологии народов ближнего зарубежья;

– развить умение анализировать особенности этнического менталитета и использовать эти знания в профессиональной деятельности;

– сформировать личную психотехнику общения с представителями различных этнических общностей

Вопросы к семинару:

1. Национально-психологические особенности представителей разных народов России (русских, тюркских и алтайских народов, финно-угорских народов, монгольской группы народов, тунгусо-маньчжурской группы народов, представителей народов Северного Кавказа).

 

2.Своеобразие народов ближнего зарубежья (белорусов и украинцев, народов Прибалтики, народов Закавказья).

 

3.Национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья.

Темы докладов:

1. Русские как представители славянского этноса.

2. Этнопсихологические особенности представителей тюркской и алтайской групп народов (народ по выбору).

3. Этнопсихологические особенности представителей финно-угорской группы народов (народ по выбору).

4. Этнопсихологические особенности представителей монгольской группы народов (народ по выбору).

5. Этнопсихологические особенности тунгусо-маньчжурской группы народов (народ по выбору).

6. Этнопсихологические особенности представителей народов Северного Кавказа (народ по выбору).

7. Этнопсихологические особенности украинцев.

8. Этнопсихологические особенности белорусов.

9. Этнопсихологические особенности народов Прибалтики (народ по выбору).

10. Этнопсихологические особенности народов Средней Азии и Казахстана (народ по выбору).

11. Этнопсихологические особенности народов Закавказья (народ по выбору).

12. Сравнительная характеристика народов Дальнего Востока: китайцы и японцы.

13. Психологические особенности арабов.

14. Психологические особенности американцев (США) и латиноамериканцев.

15. Психологическая характеристика народов Западной Европы. Итальянцы. Французы. Испанцы. Немцы.

16. Психологические особенности англичан, ирландцев, шотландцев.

17. Психологические особенности жителей Скандинавии: норвежцев, шведов, финнов

18. Представители еврейской национальности и их национально-психологические особенности.

19. Национальные стили ведения переговоров.

20. «Концепции заговора» и этнический конфликт.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Представьте «психологический портрет типичного представителя этнической общности», используя психологическую, художественную, этнографическую литературу.

2. Ориентируясь на знание национально-культурных особенностей своей культуры, разработайте ситуацию межкультурного взаимодействия.

3. В чем заключаются межэтнические особенности немцев?

4. В чем заключаются межэтнические особенности англичан?

5. В чем заключаются межэтнические особенности японцев?

6. В чем заключаются межэтнические особенности китайцев?

 

Литература:

Основная:

1. Крысько В.Г. Этническая психология. – М. Юрайт, 2014 г.

2. Основы этнопсихологии в деятельности сотрудников ОВД. Краткий курс лекций / И.В. Биочинский, А.П. Ромаев, Е.В. Лабутина, В.А. Лоскот. Н.Новгород: НА МВД России, 2010г.

3. Платонов Ю.П. Этнопсихология. – М.: Академия, 2012г.

4. Почебут Л.Г. Кросс–культурная и этническая психология. – СПб.: Питер, 2012г.

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология.– М.: Аспект Пресс, 2008г.

6. Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Альбом схем. – М.: Щит, 2009г.

Дополнительная литература:

1.Баронин А.С. Этническая психология. Киев: Тандем, 2000г.

2.Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. – СПб., 1994г.

3.Введение в этническую психологию. / Под ред. Ю.П. Платонова. – СПб., 1995г.

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (зачету):

1. Актуальность этнопсихологических знаний на современном этапе развития общества.

2. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Понятие, объект и предмет этнической психологии. Задачи этнопсихологии как научной дисциплины.

3. Методология и методы этнической психологии. Основные ветви, разделы этнопсихологии. «Еmic» и «Еtic» подходы в этнопсихологии.

4. Сферы практического приложения этнопсихологических исследований. Связь этнопсихологии с другими науками. Перспективные направления этнопсихоло­гических исследований.

5. Человечество, общность людей, группа, этнос, нация.

6. Социально-психологическая сущность понятия «этнос». Этнодифференцирующие признаки. Виды этносов. Способы существования этносов.

7. Социально-психологическая сущность понятия нации. Психологические предпосылки целостности нации. Признаки существования нации.

8. Этническое сознание и самосознание. Психологическая структура этнического сознания. Психологическая структура этнического самосознания.

9. Этническая идентичность как ядро этнического самосознания: структура и виды. Факторы формирования этнической идентичности. Этапы развития этнической идентичности. Язык как фактор этнической идентификации.

10. «Социализация», «инкультурация» и «культурная трансмиссия» как основные способы передачи психологических особенностей этноса.

11. Содержание психологии нации. Системообразующая и динамическая стороны психологии нации.

12. Понятие психического склада нации.

13. Понятие о «национальном характере».

14. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации.

15. Этническая картина мира.

16. Концепция архетипов (К.Г.Юнг, Л.С.Выготский).

17. Основные измерения национального характера. Теории формирования национального характера. Национальный темперамент, национальные чувства и настроения, интересы и ориентации, национальные традиции.

18. Виды национально-психологических особенностей людей. Мотивационно-фоновые особенности. Интеллектуально-познавательные особенности. Эмоционально-волевые особенности. Коммуникативно-поведенческие особенности.

19. Функции национальной психики. Влияние национально-психологических особенностей на эффективность деятельности.

20. Межэтнические контакты и взаимодействие культур. Факторы, влияющие на межэтнические контакты.

21. Понятия межкультурной адаптации, психологической аккультурации, приспособления к новой культурной среде.

22. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Индивидуальные и групповые факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде.

23. Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия.

24. Этноцентризм как социально-психо­логическое явление.

25. Нацио­нальная установка. Национальный стереотип.

26. Механизмы прояв­ления национальных установок и национальных стереотипов.

27. Психологические особенности этнической стереотипизации.

28. Вли­яние национальных установок и национальных стереотипов на деятельность людей. Этнические нормы.

29. Последствия межэтнического взаимодействия. Дискриминация, сегрега­ция, геноцид, ассимиляция.

30. Понятие и формы межэтнической напряженности.

31. Причины и повод, сущность межэтнических конфликтов.

32. Типология межэтнических конфликтов.

33. Структура и динамика протекания этнических конфликтов.

34. Пути урегулирования этнических конфликтов на макроуровне.

35. Национальные стили ведения переговоров.

36. Психологические модели урегулирования этнических конфликтов.

37. Русские как представители славянского этноса.

38. Национально-психологические особенности представителей тюркской и алтайской групп народов.

39. Национально-психологические особенности представителей финно-угорской группы народов.

40. Национально-психологические особенности представителей монгольской группы народов.

41. Национально-психологические особенности тунгусо-маньчжурской группы народов.

42. Национально-психологические особенности представителей народов Северного Кавказа.

43. Украинцы и белорусы.

44. Народы Прибалтики.

45. Народы Средней Азии и Казахстана.

46. Народы Закавказья.

47. Сравнительная характеристика народов Дальнего Востока: китайцы и японцы.

48. Психологические особенности арабов.

49. Психологические особенности американцев (США) и латиноамериканцев.

50. Психологические особенности итальянцев.

51. Психологические особенности французов.

52. Психологические особенности испанцев.

53. Психологические особенности немцев.

54. Психологические особенности англичан.

55. Психологические особенности ирландцев.

56. Психологические особенности шотландцев.

57. Психологические особенности норвежцев.

58. Психологические особенности шведов.

59. Психологические особенности финнов.

60. Представители еврейской национальности и их национально-психологические особенности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.