Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Время: 2часа






Учебные вопросы:

 

1. Понятие конфликта.

2. Классификация конфликтов.

3. Управление конфликтом.

4. Работа с тестом К.Томаса " Стратегии поведения в конфликте".

 

Темы рефератов:

 

1. Техники бесконфликтного поведения.

2. Типы конфликтов в организации.

 

Дополнительные вопросы:

 

1. Почему по статистике наиболее распространенным конфликтом является межличностный?

2. Какие виды конфликтов чаще всего возникают в вашем коллективе и почему?

3. Назвать методы поддержания высокого уровня интеллектуальной культуры общения.

4. Какие виды ошибочных действий руководителя организации могут вызвать организационный конфликт?

 

Методические рекомендации:

 

При подготовке к семинарскому занятию № 10 студентам нужно знать, что конфликт (от лат. Conflictus - столкновение) - это социальное явление, в основе которого лежит столкновение потребностей, интересов, ценностей, взглядов, действий разных людей (межличностные конфликты), групп (межгрупповой) или одинаковых по силе, но разных по направленности мотивов одного человека (внутриличностный конфликт), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.

Немецкий конфликтолог Ральф Дарендорф считал, что любой конфликт становится бинарным, то есть оформляется в противостояние двух противоположных сторон. Конфликты в деловых отношениях возникают, как правило, на межличностном уровне или между группой и личностью.

Признаки конфликта:

• наличие ситуации, которая воспринимается ее участниками как конфликтная:

• наличие объекта конфликта, т.е. определенной социальной ценности, на которую претендуют одновременно несколько субъектов конфликта;

• руководство и желания участников относительно ведения конфликтных действий с целью достижения своих целей. Интересно отметить, что феноменальность конфликта как социального явления заключается в том, что он выполняет не только негативные функции, но и положительные.

Специалисты выделяют социально-психологическую типологию конфликтов: внутриличностные конфликты, межличностные (нтерперсональные) конфликты, конфликты между личностью и группой и межгрупповые конфликты. Внутриличностный конфликт является результатом борьбы противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Может быть функциональным и дисфункциональным. Внутриличностный конфликт может возникнуть вследствие перегруженности работой или, наоборот, из-за ее отсутствия. Межличностный (интерперсональный) конфликт является результатом столкновения людей с различными чертами характера, взглядами, культурой поведения и т.д. Для его понимания следует выделить основные аспекты, такие как: содержательная сторона конфликта, то есть предмет спора; психологическая сторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта.

В организациях различают конфликты:

• вертикальные (между руководителем и подчиненными). Например, подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу;

• горизонтальные (между рядовыми сотрудниками). Например, когда один сотрудник убежден, что другие работают меньше или менее талантливые, а вознаграждение получают больше;

• конфликты на управленческом уровне, т. е. конфликты между руководителями одного ранга. Эти конфликты тесно переплетены с межличностными и кадровыми конфликтами, с практикой продвижения персонала в рамках данной организации, с борьбой за распределение наиболее важных позиций в ее структуре.

Одним из самых тяжелых конфликтов является конфликт между личностью и группой возникает в среде групповых взаимоотношений и обладает особенностями, которые необходимо учитывать в управлении таким конфликтом.

Помимо конфликтов между группой и личностью, в организациях, особенно крупных, довольно часто возникают межгрупповые конфликты. Личность не может находиться вне общества, коллектива, группы, ведь она реализует себя именно в них.

Управление конфликтами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, порождающих конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие с нормами взаимоотношений, которые сложились.

Главная цель управления конфликтами заключается в предупреждении дисфункциональных конфликтов и адекватном решении функциональных.

Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение. Каждый из названных видов действий представляет собой акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие. Методы управления конфликтами: внутриличностные; структурные; межличностные; переговоры; агрессивные действия в ответ. В результате применения любого из рассмотренных методов разрабатывается решение, а также просчитываются затраты на его реализацию. Поскольку разрешение конфликта связано с преодолением значительных эмоциональных переживаний, то любое решение, кроме расходов традиционных ресурсов (информационных, материальных) предполагает просчет затрат необходимого количества эмоциональных ресурсов (психологических, физических) для предлагаемого выхода из конфликта.

Литература:

1. Ануфриева Н.М.Социальная психология. /Н.М.Ануфриева. - К.: МАУП, 2000. - 136 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.