Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура блока ОЧП.

Билет № 49

1. ОЧП характеризуютя набором структ-х и семант-х признаков:

1. связаны м/у собой сочинит.связью, вследствие этого они хар-ся синтакс-им равноправием, смысловой и грам.независ-ю друг от друга. Сочин.связь выр-ся с помощью сочин.союзов и интонации.

1.занимают позицию одного члена предложения.

2.часто имеют одинаковое морфологическое выражение.

3.грам-ки зависят от одного и того же ЧП и связ-ся с ним подчин связью по типу соподчинения.

4.обычно выражают одноплановое понятие.

5.хар-ся разнолексемностью.

От ОЧП следует отличать компоненты, внешне совпадающие с ними, но таковыми не являющимися. К ним относятся: лексические повторы, осложненные формы ПГС, устойчивые выражения, разнофункциональные ЧП.

Занимая в П.одну синтакс-ую позицию, ОЧП образ-ют струк-но-семантич.блок.

Структура блока ОЧП.

В блоке однородных членов его части связаны между собой по смыслу и грам.средствами. Грам.знач. БОЧ выражаются интонацией(в устн.речи), сочинительными союзами. Интонация перечисления наблюдается в предложении без союзов и при помощи соединительных союзов. Разделительная и споставительная интонация обычно сопровождают противительные, раздел.и сопост.союзы. Структурно-семантическая цельность БОЧ в их связях между собой и с другими ЧП м.б. выражены не только союзами, но и др.средствами: предлогами, частицами, формой мн.ч. сочетающихся с блоком слов, наличием общего ВЧП, общим ГЧ в словосочет., зависимым компонентом которого м.б. сочиненн ряд, общей вспомогат частью в составн и сложн сказ., наличием обощ.слова.

Семантика БОЧ. Языковым значением является однотипность понятий, выражаемых однородными членами. Это значение обусловливает позицию в предложении, единую для всего блока синтактическую функцию: 1)отношение градации, при которой, в семантическом плане актуализируется один или несколько ОЧ; 2)Разделительные отношения. 3)Противительные отношения. Уступительно-противительные, значения возмещения с противопоставлением и др. Выражаются в основном противительными союзами, 4)Причинно-следственные отношения (местоименные наречия – потому, поэтому, отчего, водное слово следовательно).5)Временные отношения (одновременность и последовательность).БОЧП м/б открытыми и закрытыми. Закрытые Открыты/ блоки х-ся тем, что (не) могут быть продолжены другими ОЧП с той же семантикой и синтакс.функцией (бессоюзные ряды и ряды с повторяющимися союзами).В составе БОЧП м/б и обобщающие слова – это ЧП, кот.обобщенно называют то, что отдельно названо ОЧП. Обобщ.слова явл-ся теми же ЧП, что и ОЧП. В роли обобщ.слов выступают местоим-я, местоим.наречия, слова др.ЧР с отвлеч знач. (обобщ.слово в препозиции– пояснит.отнош-я, в постпозиции – собств-но-обобщ.знач). В синт.разборе: ОЧП, связ м\у с соч cв с пом перечисл инт и соч союза И, явл-я синт-ки равноправными, сем-ки и синт-ки независ (М/пом местами), заним одну синт поз-ю (…) и обозн-т предик признак пред речи, отв на?, представ-ны разными лексемами, т.к. имеют разное фон офрмление и л/з, выр лог одноплан понятия (…), имеют одинак морф выраж-е (…). Осн ср св: Переч инт, соч союз; Доп ср св: общий определяемый ЧП, с кот они связ по типу соподчинения. Блок закр/открытый.

2. Предложения с однородными членами изучаются в 8 классе. Русский язык под.ред. Бабайцевой и Чесноковой.

Прием наблюдения начинается, как обычно, с записи и анализа материала для наблюдения (при записи предложений ученики должны разбирать предложения по членам и отмечать движение тона, то есть обозначать интонационный рисунок).

1) Глеб Капустин – толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный.

2) То есть он знал, что какой-то граф, но фамилию перепутал, сказал – Распутин.

Вопросы, задаваемые поочередно при анализе каждого примера.

1. К какому из подлежащих относится опущенное сказуемое был в первом примере?
2. Какое сказуемое относится к подлежащему во втором примере?
4. Какими по отношению друг к другу являются члены предложения, подчиняющие одно и то же слово и подчиняющиеся одному и тому же слову. Можно ли поставить от них вопросы друг к другу?

После анализа этого материала можно предложить ученикам дать определение однородным членам предложения. «Однородными называются одноименные члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, подчиненные одному и тому же члену предложения или имеющие в подчинении общий член предложения и связанные сочинительной связью, то есть синтаксически равноправные. Вывод: 1. Отвечают на один общий для них вопрос.

2. Одинаковые члены предложения (одноименные члены), например сказуемые.

3. Относятся к одному и тому же члену предложения.

4. Равноправны друг к другу и связаны между собой сочинительной связью.

3. ШУКШИН, ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ (1929–1974), русский советский прозаик, драматург, кинорежиссер, киноактер. Родился 25 июля 1929 в д.Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. С отроческих лет работал в колхозе у себя на родине, затем на производстве в Средней России. В 1949–1952 служил на флоте. По возвращении работал директором вечерней школы в д. Сростки. В 1954 поступил на режиссерский факультет ВГИКа, занимался в мастерской М.Ромма. В годы учебы однокурсниками и друзьями Шукшина были будущие известные режиссеры – А.Тарковский, А.Михалков-Кончаловский и др. Студентом начал сниматься в кино, по окончании института снимал фильмы по собственным сценариям. Кинофильм Живет такой парень получил в 1964 высшую награду Венецианского международного кинофестиваля – «Золотого льва св. Марка». Большой успех имели фильмы Шукшина Ваш сын и брат, Позови меня в даль светлую, Странные люди, Печки-лавочки. Фильм Калина красная был снят Шукшиным по одноименной киноповести, написанной в 1973. Кинематографические заслуги Шукшина отмечены премией им. братьев Васильевых, Государственной премией СССР, Ленинской премией (посмертно).

Героями фильмов Шукшина чаще всего были деревенские люди, по разным причинам оказавшиеся в городе. Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина. В киноповести Калина красная она приобретает трагическое звучание: утрата жизненных ориентиров ломает судьбу главного героя, бывшего вора и заключенного Егора Прокудина, и приводит его к смерти.

В 1958 в журнале «Смена» был опубликован первый рассказ Шукшина, в 1963 вышел его первый прозаический сборник Сельские жители. При жизни Шукшина вышли также сборники его рассказов Там, вдали (1968), Земляки (1970), Характеры (1973), Беседы при ясной луне (1974). Подготовленный к печати сборник Брат мой был издан уже после смерти автора, в 1975. Всего за свою жизнь Шукшин написал 125 рассказов.

Рассказы Шукшина, тематически относясь к «деревенской прозе», отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточено не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам, – писал он, – что я – не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато...»

Эта сложная психологическая ситуация определяла необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными людьми», «непутевыми людьми». В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик» (по одноименному рассказу, 1967). Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших его сборников Характеры. Каждый из героев назван по имени и фамилии – автор словно подчеркивает их абсолютную жизненную достоверность. «Чудики» – Коля Скалкин, выплеснувший чернила на костюм начальника (Ноль-ноль целых), Спиридон Расторгуев, пытающийся добиться любви чужой жены (Сураз) и др. – не вызывают авторского осуждения. В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей, не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности. Именно таким предстает герой рассказа Обида Сашка Ермолаев. При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей.

В рассказе Срезал он показал деревенского демагога Глеба Капустина, получающего удовольствие от того, что ему удается глупым высказыванием «щелкнуть по носу» умных односельчан. Автор сумел уничтожить оболочку, всегда отделявшую переживание искусства от переживания факта, и здесь это имеет огромный нравств.смысл. «Деревенский краснобай» заносится в своем невежественном хамстве, берет на себя право свысока поучать всех и вся, демагогически прикрываясь авторитетом народа.

Наиболее показательное место ддействия для рассказов Шукшина - это пограничная зона между городом и деревней. И все равно, оказывается, что главное - не место, главное - это люди. Характерный сюжет - деревенский житель в городе. Ситуации могут быть разными. Но чувства, которые испытывает крестьянин в городе, не меняются - интерес (или просто любопытство), иногда восторг, зачастую удивление. Но всегда - взгляд деревенского чудака на город чуть презрительный, чуть свысока: мы сами с усами. И это понятно: городской асфальт лежит на земле, в то время как земля - сама по себе. И она родит.

4. Портрет в литер-ре – описание либо создание впечатления от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, манеры держаться. В основном использ-ся в эпическом роде. В лирике и особенно драматургии словесное портретирование затруднено и ограничено. Хар-р портрета, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными. Простейший портрет – это скопированный с реально существующего человека натуралистический, паспортный портрет. В лит-ре чаще встречается психологический п-т, в кот-м автор стремится раскрыть его внутр-ий мир, харак-р. В таком портрете писатель ч-з черты индивидуальные, присущие конкретному человеку, может выявить и черты общие, свойственные опред-ой соц.среде, профессии, категории населения (типические п-ты у Гоголя, Чехова, Щедрина). П-т м/б отвлеченным, без описания подробностей. Таковы романтические п-ты раннего Горького. Художник может подчеркнуть одну хар-ую черту («блестящие» глаза у Катюши Масловой из романа «Воскресение»), дать всестороннее описание внешности персонажа (п-ты Диккенса).О.А. Мальцева выделяет компактный и рассредоточенный словесный портрет. Компактный словесный портрет – единичное портретное описание: один раз описав внешность своего персонажа, писатель может не обращаться к ней на протяжении некоторого времени.

Рассредоточенное портретное описание представляет собой неоднократное периодическое

обращение к внешности персонажа в ходе повествования. Анализ основных функций портрета – характерологической, оценочной, идейно–художественной, показывает, что многофункциональность заключается в неразрывном единстве, взаимодополняемости и подвижном сосуществовании его функций. Главное назначение портрета – служить средством создания образа. Именно в эстетической функции выражается связь содержания и формы, без которой не может быть создан худ образ. К основным стилист средствам создания словесного портрета отн-ся эпитеты, метафоры, сравнения, которые дают наглядное представление о каком-либо явлении, выраженном в художественной форме.

Задания:

- Найдите в тексте портретное описание Глеба Капустина.

- Опираясь на детали портрета, попробуйте описать внутренний мир героя.

- Выделите функции словесного портрета персонажа.

- Найдите стилистические средства создания п-та.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Время всегда хорошее | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.