Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слабые стороны пользования метафорами




Люди с готовностью воспринимают общий смысл образов молотка, льва, дерева и всех прочих метафор, которыми мы пользуемся, однако уникальныйсмысл, который каждый из нас придает метафоре, может сильно отличаться отвосприятия других людей. Например, образ дикого зверя вызывает у одних людейчувство любви, а у других - страх или неприязнь. Наши представления о Джонепосле фразы: " Джон - " молоток"! " зависят от того, что мы думаем о молотках.Как мы уже убедились, метафоры обычно очень эффективно активизируютподсознательные ресурсы другого человека, однако последствия такоговоздействия далеко не всегда соответствуют вашему результату, тому, чего выхотели достичь. Вы не в силах даже предполагать, какие ассоциации вызовет усобеседника ваша метафора. Однако временами вы можете задавать направление метафоры. Оно зависитот уникальных толкований и творческих способностей слушателя. Это означает, что чем больше вы знаете о собеседнике, когда выбираете и предлагаете емуметафору, тем легче задать ей нужное направление. Чем лучше выбранная вамиметафора, тем проще вам " вписаться" в карту восприятия слушателя и достичьнамеченного результата (например, при убеждении или влиянии). Метафоры чаще всего оказывают воздействие, вызывают изменение точкизрения и приводят к переменам. Однако нередко они не приносят желаемогоэффекта. Мастер общения умеет вызывать намеченный эффект, желаемыйрезультат, а не просто оказывать случайное воздействие на подсознательныемыслительные процессы собеседника. Когда вы пользуетесь метафорами дляусиления целенаправленного общения (чтобы что-то сообщить, о чем-либопредупредить, подтолкнуть к действиям и так далее), вам следует подобратьлучшую метафору, учитывающую личность собеседника и рассматриваемуюпроблему. Неоценимую пользу при этом вам принесут знания о характерныхособенностях мышления человека, его " метапрограммах" - например, сенсорныхпредпочтениях (см. шестой урок). Искусство применения метафор заключается в том, что они не должны быть, с одной стороны, слишком очевидными и реалистичными, а с другой - слишкомтуманными (иначе у собеседника не возникнет ассоциаций с той мыслью, которуювы хотите передать). Прежде всего вам следует проверять метафору навероятные ассоциации (как буквальные, так и косвенные), которые она можетвызвать, на ее связь с рассматриваемым вопросом или проблемой. Сделайтеметафору простой и выражайте ее с конгруэнтностью. Войдите в рассказываемуюисторию, сами представьте себе те картины, которые хотите вызвать ввоображении слушателя. Как и все прочие навыки, это умение требует практики. Начните спродуманного выбора и применения метафор в повседневном общении, затемпостепенно расширяйте сферу их использования, вырабатывая в себе привычку кграфическому, живому общению. Почаще делайте то, что приносит результаты, иотбрасывайте бесполезные приемы. В вашем распоряжении практическибезграничный выбор метафор. Начните выдумывать собственные сравнения либоприменять распространенные метафоры в неожиданном контексте. Предупреждение: не говорите слишком долго, чтобы не потерять раппорт, как случается с продавцами, которые теряют клиентов из-за чрезмерногоусердия. Излишними подробностями вы можете погубить общение, словноакварельный рисунок. Общайтесь экономно и руководствуйтесь воспринимаемойдействительностью, а не техническими подробностями. Кроме того, помните о том, что метафоры должны соответствовать личностисобеседника и контексту. То, что хорошо для послеобеденной речи, может несработать в откровенном разговоре с глазу на глаз. Приемы, приносящие вампользу в общении с незнакомыми людьми, могут оказаться бессильными вразговоре с давними приятелями. Сравнения, уместные в беседе с любителемспорта, могут подвести вас в общении с " книжным червем". Одному человекудостаточно легкого намека, метафорического предположения, а перед другим вампотребуется развернуть целое полотно сравнений. Наконец, следите за избитыми оборотами. Нет сомнений в том, чтометафорические выражения типа: " У меня связаны руки" применялисьпервоначально при ведении переговоров, но позже проникли в повседневную речьи потеряли свою остроту. Банальные версии некогда мощных метафор едва ливызовут у кого-то сильные чувства. Кроме того, метафора с хорошо известнымсодержанием ничуть не поможет человеку найти собственное толкование спомощью подсознательных ассоциаций. Итак, подходите к вопросам выбораметафор творчески. Яркие, пусть даже причудливые метафоры способны вбуквальном смысле пленить воображение.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.