Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью






Представляло интерес выявить особенности структуры самоотношения лич­ности матерей, имеющих больного ребенка, по сравнению с женщинами, вос­питывающими здоровых детей.

В качестве исследовательского инструмента была использована методика «Исследование самоотношения» С. Р. Пантелеева: тест-опросник предполагает выявление 9 характеристик, позволяет построить индивидуальный профиль самоотношения и обладгхет высокими диагностическими возможностями (При­ложение 1.12).

Анализ полученных результатов по данной методике показал, что при ис­следовании структуры самоотношения матерей, воспитывающих детей с на­рушением интеллекта (41 чел.) и здоровых детей (20 чел.) имеется разница по всем шкалам (табл. 28).

Таблица 28 Структура самоотношения матерей опытной и контрольной групп

 

Шкалы Средние значения
Опытная группа Контрольная группа
Закрытость 6, 7 5, 7
Самоуверенность 6, 4 12, 0
Саморуководство 5, 9 8, 6
Отраженное самоотношение 7, 3 6, 8
Самоценность 7, 7 10, 0
Самопринятие 7, 3 8, 6
Самопривязанность 5, 2 6, 4
Внутренняя конфликтность 7, 4 4, 7
Самообвинение 5, 8 3, 4

В экспериментальной группе по сравнению с контрольной отмечались бо­лее высокие значения по 4 шкалам: «внутренняя конфликтность» — в 1, 6 раза; «самообвинение» — в 1, 7 раза; «закрытость» — в 1, 2 раза; «отраженное само­отношение» — в 1, 1 раза.

В экспериментальной группе по средним значениям показатели 4 шкал соответ­ствовали значениям выше среднего уровня: «самоценность» (7, 7), «внутренняя конфликтность» (7, 4), «самопринятие» (7, 3) и «отраженное самоотношение» (7, 3).

Значения остальных шкал соответствовали среднему уровню.

В контрольной группе по 5 шкалам значения показателей самоотношения были выше, чем в опытной группе, особенно по шкалам «самоуверенность» и «самоценность». Внутри контрольной группы значения показателей 4-х шкал соответствовали высокому уровню: «самоуверенность» (12, 0). «самоценность» (10, 0), «саморуководство» (8, 6) и «самопринятие» (8, 6), показатели остальных шкал соответствовали среднему и лишь показатели шкалы «самообвинений» (3, 4) — низкому уровню.

Исследование количества матерей, выполнявших тест «Самоотношения», в соответствии с разными уровнями показало, что в обеих группах доминиро­вал по всем шкалам средний уровень (табл. 29), кроме шкал «саморуководство» и «самоуверенность» в контрольной группе, где в 1-м случае преобладал высо­кий уровень, а во 2-м, в одинаковом числе случаев, — высокий и средний.

В экспериментальной группе по 4 шкалам у более четверти обследованных женщин выявлен высокий уровень следующих показателей: «самоценность» — 36, 6%, «отраженное самоотношение»— 34, 0%, «самоуверенность»— 27% и «самообвинение» — у 27%. Показатели, соответствующие низкому уровню, наблюдались по 5 шкалам и не более чем у 1-2 человек (табл. 28).

В контрольной группе не отмечалось высоких значений показателей ни у одной обследованной матери по шкалам «внутренняя конфликтность» и «са­мообвинение», но у 30% и 35% женщин, соответственно, выявлен низкий уро­вень. По остальным шкалам, кроме шкал «закрытость» и «отраженное самоот­ношение», у матерей, имеющих здоровых детей, в 25% и выше наблюдались высокие значения показателей.

Табли ца 29 Уровни показателей самоотношения матерей опытной и контрольной групп, %

 

 

Шкалы Уровень опытной группы Уровень контрольной группы
высокий средний низкий высокий средний низкий
  Закрытость 17, 1 78, 0 4, 9 15, 0 85, 0 -
  Самоуверенность 27, 0 73, 0 - 50, 0 50, 0 -
  Саморуководство 14, 8 73, 0 12, 2 60, 0 40, 0 -
  Отраженное самоотношение 34, 0 66, 0 - 15, 0 85, 0 -
  Самоценность 36, 6 63, 4 - 35, 0 65, 0 -
  Самопринятие 24, 4 75, 6 - 25, 0 75, 0 -
  Самопривязаность 9, 7 83, 0 7, 3 25, 0 60, 0 15, 0
  Внутренняя конфликтность 4, 9 90, 2 4, 9 - 70, 0 30, 0
  Самообвинение 27, 0 58, 2 14, 8 - 65, 0 35, 0

Следовательно, для большинства матерей, воспитывающих детей с нару­шением интеллекта, характерно наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. У них отмечается тенденция к самокопанию и рефлексии на негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Матери детей-инва­лидов ставят себе в вину рождение больного ребенка; в связи с этим они уходят в себя, считают, что отношение к ним и их деятельности вызывает у окружаю­щих людей негативизм и непонимание.

Как экстрапунитивные, так и интрапунитивные реакции в сочетании с не­высоким саморуководством при несоответствии образа идеальной модели мира и самого себя могут вылиться у матерей умственно отсталых детей в субъектив­ное ощущение личной и социальной неадекватности. Однако значимым явля­ется понимание ими необходимости изменить представление о жизни, себе, по­требность увидеть новые возможности в своей жизни, поскольку матери больных детей, хотя и испытывают самоуничижение, о чем свидетельствуют высокие зна­чения по шкалам «внутренняя конфликтность» и «самообвинение», но одновре­менно с этим у них отмечается и аутосимпатия (высокие показатели по шкалам «отраженное самоотношение»). Эти результаты подтолкнули нас к изучению причин, которые позволяют матерям больных детей не падать духом, а реализо­вать свой внутренний потенциал в трудной жизненной ситуации.

С этой целью предпринято исследование матерей взрослых детей с умерен­ной и тяжелой умственной отсталостью при помощи методики «Самоактуали­зация».

Результаты опросника теста «Самоактуализация» выражаются в виде 11 шкал (Приложение 1.13), описывающих разные стороны личности, которые можно представить в виде индивидуальных и усредненных для группы обследован­ных матерей профилей.

Индивидуальные личностные профили весьма разнообразны. Обобщенный график (гистограмма), представленный на рис. 49, демонстрирует более низ­кие значения профиля по шкалам 7, 9 и 11. Эти шкалы отражают следующее:

Шкала 7 «Спонтанность». Это свойство, прямо вытекающее из увереннос­ти в себе, внутренней свободы, доверия к окружающим людям. Низкий пока­затель по этой шкале говорит об обратном — внутренней зажатости, трудно­сти быть естественным, страхе быть неправильно понятым.

Шкала 9 «Аутосимпатия». Низкие показатели говорят о тенденции к невро­тизму, тревоге, неуверенности в себе.

Шкала 11 «Гибкость в общении». Спад показателей по этой шкале говорит о трудностях в межличностном общении, прежде всего в процессе самораскры­тия и самовыражения, об избегании личного общения, неуверенности в своей привлекательности, интересности и т. д.

С определенной долей основания можно предполагать, что гистограмма самоактуализации личности матерей, воспитывающих детей-инвалидов, отра­жает не только особенности их характера, но и во многом типичную для мно­гих из них жизненную ситуацию. Вместе с тем существует и обратная связь: чем ниже показатели, тем тяжелее переживается характер собственной жиз­ненной ситуации, тем более она воспринимается как бесперспективная и бе­зысходная.

Матери с низкими показателями личностного профиля, как правило, весь­ма категоричны в оценке своих детей, как в положительном, так и в отрица­тельном отношении. Их оценка характеризуется ригидностью и фрагментар­ностью. У них, скорее всего, устанавливаются жесткие симбиотические связи со своими детьми. Описанные личностные свойства и формирующиеся под их влиянием отношения с ребенком могут служить негативным фактором в раз­витии навыков общения и самостоятельного поведения в сферах «человек — человек» и «человек — предмет».

Проведенные исследования и полученные результаты выявили как общие, так и индивидуально-типологические особенности семейных проблем воспи­тания молодых инвалидов, и это поможет в разработке психокоррекционных программ, ориентированных и на семейные отношения в целом, и в отдельно­сти на родителей и их детей.

Полученный эмпирический материал и его анализ демонстрирует, что сте­пень проблемности внутрисемейных отношений напрямую не зависит ни от характера заболевания, ни от выраженности интеллектуальной, речевой и по­веденческой патологии. Влияние патологического фактора (конечно, до изве­стной степени его выраженности) существенно опосредуется личностными особенностями родителей, особенно матерей, установками, характером семей­ной психологической атмосферы и рядом других переменных.

Социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.