Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью






На II этапе исследования изучалось состояние социально-бытовых навы­ков и эмоционально-поведенческих реакций непосредственно при обследова­нии самих молодых людей с умеренной (УУО) и тяжелой (ТУО) степенью ум­ственной отсталости. С этой целью были составлены специальные схемы обследования, объединяющие известные субтесты, но адаптированные нами для диагностики данной категории лиц.

Изучение социально-бытовой адаптации опиралось на 3 группы пока­зателей:

1. Социально-бытовые навыки в условиях дома:

1) навыки личной гигиены (умение пользоваться зубной щеткой, полотен­цем, мылом, расческой);

2) навыки самообслуживания за столом;

3) представление об одежде (мужская — женская, летняя — зимняя, спортивная — для отдыха);

4) выполнение обязанностей по дому;

5) осведомленность о правилах техники безопасности дома;

6) умение пользоваться телефоном.

2. Социально-бытовые навыки вне дома:

1) ориентировка в магазине;

2) правила дорожной безопасности;

3) поведение на улице и в транспорте;

4) поведение в ситуации «Если ты заблудился».

3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности: владение навыками чтения, письма, счета, выполнение несложных трудовых операций, представление о профессиях, понимание значимости трудовой деятельности для человека.

Анализ результатов проводили по двум группам молодых людей: с умерен­ной и с тяжелой степенью умственной отсталости.

Изложение результатов начнем с конкретных примеров.

ПРИМЕР 2 ___________________________________________________________ Михаил Л., 28 лет

Диагноз. Тяжелая умственная отсталость. Депрессия. Психотические, аутистические и кататонические явления.

Физическое развитие. Осанка вялая. Походка, координация неуверенные, быстрота и точность движений снижены. Предпочитает спокойный, малоподвижный образ жизни, но с удовольствием выполняет несложные физические упражнения. Мелкая моторика развита плохо (не умеет завязывать шнурки, готовить бутерброды и т. д.). Самообслуживание. Владеет необходимыми навыками личной гигиены: самостоятель­но чистит зубы, не требует помощи при посещении туалета, принятии ванны и т. д.). Са­мостоятельно принимает пищу, отношение к пище достаточно спокойное. Может выпол­нять отдельные поручения по дому, но относится к ним безответственно, требуется постоянный контроль над их выполнением.

Может выполнять простейшие трудовые операции с бумагой, тканью, пластилином, умеет пользоваться ножницами, кистью, клеем. Знания о правилах безопасности дома при пользовании водой, газом, электроприборами очень ограничены. Обучение и интересы. Аутистически одинок. Пассивно слушает музыку, фантазирует, читает детские книги, имеет ограниченный круг пристрастий (война, библия). Религио­зен. Проживает в интернате. Выполняет низкоквалифицированную работу дворника под присмотром. Готовность к трудовой деятельности недостаточна (быстро утомляется, те­ряет интерес). Сексуален, онанирует.

Речь и навыки общения. Знает имена и характер работы близких родственников, путает их возраст и родственную иерархию отношений. Симбиотически привязан к матери. Характер поведения, общения и взаимодействия с другими людьми неоднозначен. В си­туациях проблемного общения чаще конфликтен, проявляет агрессию, в основном вер­бальную. Отмечается стремление к лидерству. Старается привлечь внимание новых лю­дей в своем окружении, быть для них значимым. Проявляет выраженный интерес к лицам противоположного пола.

Владение вербальными средствами общения удовлетворительное, понимает простые предложения в обращенной к нему речи, пользуется в разговоре вежливыми форма­ми обращения, но речевое выражение своих мыслей эгоцентрично, стремится переве­сти разговор на себя и свои проблемы, довольствуется собственным монологом, на­вязчив в желании овладеть вниманием собеседника. Невербальные средства общения развиты слабо, мимика и язык тела не адекватны выражаемым чувствам. Самооценка завышена.

Отмечается эмоциональная лабильность с широким диапазоном фона — от равнодуш­но-негативного до активно выраженного позитивного. Умеренный уровень тревожности. Боится животных (особенно собак).

Понимание собственных чувств и их адекватность низкая. Понимание эмоциональных состояний других людей отсутствует, дифференцирует лишь отдельные элементарные эмоции при яркой выраженности, что заметно снижает адекватность ответной реакции при общении. Саморегуляция поведения затруднена, нуждается в контроле во избежа­ние эмоциональных срывов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.