Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осуществленная мечта






 

Помню, с каким волнением я снял со станка первую самостоятельно сделанную деталь. Я любовался точ­ностью ее геометрических форм, блеском ее зеркаль­ной поверхности,

С тех пор прошло много лет, но я попрежнему испытываю радость, когда постигаю «тайну» изготов­ления новой детали, когда удается придумать что-то свое, что позволяет обрабатывать деталь быстрее и лучше прежнего. Меня охватывает чувство большого удовлетворения при мысли, что созданная мною вещь — результат моего труда, ко­торый вливается в труд всего коллектива и воплощается в замеча­тельные машины.

Когда я прохожу по сборочному цеху и вижу длинный ряд но­ворожденных универсальных токарных и мощных фрезерных стан­ков, приятно пахнущих свежей краской, сердце мое наполняется ра­достью. Скоро их погрузят на железнодорожные платформы и отпра­вят в разные концы нашей великой страны. Глядя на такой желез­нодорожный состав, я думаю: «Вот хорошая иллюстрация индустри­альной мощи моей Родины».

С восхищением смотрю на один из первенцев страны — огром­ный зубофрезерный станок-уникум. На его планшайбе (столе) диаметром в пять метров могла бы разместиться большая группа людей. На этом универсальном агрегате изготовляются огромные шестерни различной формы. Он полностью автоматизирован.

Я горжусь тем, что именно наш завод первый в стране в корот­кие сроки освоил производство и наладил выпуск первоклассных мощных агрегатов.

На заводе я работаю двадцать лет — больше половины своей жизни. Я полюбил его как дом родной. В труде на благо Родины весь смысл моей жизни. В нем — источник моей радости.

Я часто думаю о том, кем бы я был, если бы не советская власть. Мне пришлось бы, наверное, с малых лет гнуть спину на кулака, прозябать в нищете, терпеть унижения. Вряд ли бы я примирился с такой участью. Ушел бы, вероятно, в город искать счастья, а попал бы снова в рабство к какому-нибудь хозяину завода.

К счастью, моя жизнь сложилась совсем иначе. Когда я пере­ступил порог советской школы, то еще не понимал, кто открыл мне доступ к знаниям. Прошли годы, и я это узнал, осмыслил, оценил. Окончив среднюю школу, решил поступить на завод. Но, начав ра­ботать, я не переставал учиться. Свои знания непрерывно пополнял. Это стало моим правилом с тех пор, как я впервые прочел речь Владимира Ильича Ленина на III Всероссийском съезде комсомола. На всю жизнь запомнились мне слова Ильича: «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше...»

Этот принцип, руководствоваться которым Владимир Ильич призывал комсомольцев, стал моей путеводной звездой.

Родина предоставила мне, как и миллионам других рабочих, все возможности для получения знаний.

Сперва я учился мастерству у фрезеровщиков, потом на курсах техминимума и в школе повышения квалификации, на курсах масте­ров и в машиностроительном техникуме. Не легко было после напря­женного трудового дня заниматься вечерами. Но я знал, что без глубокого знания физики, математики, механики, машиноведения нельзя превратить свой труд в творчество.

Помню, несколько лет назад мой приятель в тесном кругу дру­зей сказал:

— Какой ты, Митя, ненасытный! Стал фрезеровщиком высоко­го разряда, умеешь работать не только на фрезерном, но и на зубо­резном, долбежном, строгальном, токарном и шлифовальном станках. Даешь по нескольку норм в смену, а тебе все мало.

— Партийный долг обязывает меня быть таким, — ответил я своему другу. — Да и как я могу успокоиться, если знаю, что не сде­лал еще всего того, что могу сделать.

В июне 1948 года я впервые узнал о крупных успехах ленин­градского токаря Генриха Борткевича, который довел скорость реза­ния металла до семисот метров в минуту. Не скрою, я позавидовал ему. Не славе, конечно, а высокому мастерству. У меня появилось страстное желание стать таким же скоростником.

После рабочего дня я часами просиживал за книгами и брошюрами, журналами и газетами, в которых говорилось о скоростной обработке металла. Мне стало ясно, что основой повышения скорост­ного резания является рациональное использование усовершенство­ванных твердых сплавов в сочетании с изменением геометрии резцов. Известно, что при высоких скоростях инструменты сильнее нагрева­ются и быстрее выходят из строя. Поэтому я заменил резцы с поло­жительными передними углами на резцы с отрицательными передни­ми углами. Это устранило выкрашивание пластинок, изготовленных из твердого сплава.

Я также понял, что увеличение подачи может быть достигнуто увеличением количества резцов в фрезерной головке. Но самому бы­ло бы очень трудно решить эту задачу. В то время все фрезеровщики нашего завода обрабатывали детали однорезцовыми головками.

Этими мыслями и планами я поделился с технологом цеха Бори­сом Семеновичем Чекалиным. Он поддержал меня, и мы провели мно­гочисленные опыты, постепенно увеличивая количество резцов в фре­зерной головке. Это была по существу научно-исследовательская ра­бота. Завершилась она применением оригинальной фрезерной головки, в которую собрано восемь резцов с отрицательными передними углами.

Корпус новой головки сделан не цельным, как прежде, а свар­ным. Этим значительно упрощено его изготовление, повышена проч­ность и вдвое снижена стоимость.

Узнав о преимуществах новой конструкции головки, обеспечив­шей успешный переход на скоростную обработку деталей, московский завод «Красный пролетарий», Коломенский паровозостроительный и некоторые другие предприятия взяли у нас чертежи для изготов­ления таких же головок у себя.

Благодаря применению фрез и резцов новой конструкции нам удалось намного повысить подачу и скорость резания, улучшить по­верхность обрабатываемых деталей, продлить «жизнь» станка. Стой­кость резца увеличена почти втрое, и тем самым сокращен простой оборудования, а значит, и получена возможность выпускать больше продукции. Это результат коллективного творчества. И я, и техно­лог, и конструкторы были рады тому, что обогатили друг друга опы­том и достигли успехов гораздо быстрее, чем если бы действовали порознь.

Такое творческое содружество рабочих с инженерами и учеными невозможно в капиталистических странах, и оно невозможно было в старой, царской России. Когда я думаю об этом, мне вспоминается книга о выдающемся русском доменщике Михаиле Курако. Сколько преград пришлось преодолеть этому самородку, какую неравную борьбу с иностранными и русскими капиталистами, с консервативны­ми инженерами и лжеучеными пришлось ему выдержать, чтобы получить возможность применить свой талант!

Будучи еще простым рабочим Брянского металлургического за­вода, Курако до и после смены тайно от начальника доменного цеха француза Пьерона приходил в лабораторию и подолгу просиживал там, изучая работу печи по шихтовым книгам, анализам чугуна, запи­сям приборов. Ему хотелось познать еще не разгаданные тайны и улучшить доменный процесс. Но надменный Пьерон, застав однажды Курако за таким занятием, приказал немедленно выгнать с завода подручного горнового, посмевшего вторгнуться в тайники науки и техники.

Нас, советских рабочих, всячески поощряют, когда мы прояв­ляем творческую инициативу, дерзаем, ломаем устаревшие традиции, прокладываем новые пути в науке. Наряду с крупными учеными Сталинские премии за выдающиеся изобретения и коренные усо­вершенствования методов производственной работы получают рабо­чие и работницы.

* * *

Около двух лет я работаю по-новому, применяя скоростные ме­тоды. За это время я несколько раз переходил на новую, более по­вышенную скорость резания металла.

Перед одним из наиболее ответственных опытов у моего станка собрались секретарь парткома, инженеры, мастера. Их взгляды были устремлены на станок, развивший подачу до семисот десяти милли­метров з минуту, на фрезерную головку, вращающуюся со скоростью семисот пятидесяти оборотов в минуту, и на детали, быстро меняю­щие свою поверхность под воздействием резцов оригинальной кон­струкции.

Через час испытание закончилось. Товарищи сперва проверили мотор, не слишком ли он нагрелся, потом рассмотрели победитовые пластинки резцов фрезерной головки, не притупились ли их лезвия, и, наконец, поинтересовались поверхностью деталей, не шероховата ли она.

Тут же, у станка, обменялись мнениями о первых итогах испы­тания. По сравнению с обычным режимом резания скорость и по­дача были увеличены в десять раз.

При переходе на скоростные методы фрезерования мне пришлось преодолеть немало трудностей: то станок вибрировал, то резцы вы­крашивались, то фрезерная головка быстро выходила из строя, то мощность мотора оказывалась недостаточной. И все же мне удалось без модернизации станка устранить все эти недостатки, вызванные переключением на новый режим работы.

Другим серьезным препятствием на пути к высокопроизводи­тельной работе был разрыв между передовой техникой обработки ме­таллов и отсталым способом крепления деталей. По этой причине приходилось в течение смены затрачивать сто минут на вспомогатель­ные операции. Мы, конечно, не могли мириться с таким положением и поэтому решили перейти к новым способам крепления.

Я разработал конструкции новых приспособлений с целью при­менения позиционного метода фрезерования. Как только заканчи-

дается обработка детали, укрепленной в первом приспособлении, мо­ментально устанавливается деталь, заранее укрепленная во втором приспособлении. Таким образом, почти полностью было сокращено вспомогательное время, которое я раньше расходовал на установку и снятие деталей. К тому же этим я значительно облегчил свой труд.

Прежде я обслуживал два станка, но когда перевел вертикаль­но-фрезерный станок на большую скорость, некоторые товарищи со­ветовали от второго, горизонтально-фрезерного станка отказаться. Они предупреждали меня, что совмещение скоростного резания с многостаночным обслуживанием — дело весьма рискованное. Товари­щи опасались, что ослабеет наблюдение за резцами и станками, а это может привести к преждевременному выходу их из строя и к ухудшению качества продукции.

Трудно было в это время. Я не знал ни одного случая, когда бы фрезеровщик был одновременно и скоростником и многостаноч­ником. Предстояло пойти по неизведанному пути. По правде сказать, пугала мысль: «А что если осрамлюсь на весь завод?»

— Пусть это тебя не пугает, — сказал мне секретарь парткома т. Лозовский, к которому я пришел посоветоваться. — Каждое новое дело на первых порах встречает на своем пути трудности и препят­ствия. Но все же новое всегда побеждает.

Именно в такие трудные минуты в моем сознании как-то по- особому оживали мудрые, ободряющие слова Иосифа Виссарионовича Сталина:

«Бывает и так, что новые пути науки и техники прокладывают иногда не общеизвестные в науке люди, а совершенно неизвестные в научном мире люди, простые люди, практики, новаторы дела».

Эти слова вселяли в меня уверенность, что и я добьюсь успеха. Все мои мысли были сосредоточены на том, как лучше спланировать работу, чтобы наиболее рационально использовать оба станка, чтобы при меньшем количестве переходов от одного к другому обеспечить их ровный ритм и необходимую точность обработки.

Так родилась циклограмма обслуживания двух станков. Она со­ставлена с таким расчетом, чтобы простои были почти полностью исключены.

Уже через несколько дней многие убедились, что сочетание ско­ростной обработки металлов с многостаночным обслуживанием — задача вполне осуществимая для всех. И точность обработки и ка­чество фрезеруемых поверхностей от этого нисколько не ухудшаются, а выпуск продукции увеличивается вдвое.

Прошел месяц. На специальном совещании, созванном партко­мом, я выступил с докладом о своем опыте скоростного резания и многостаночного обслуживания. Рассказал о том, что у меня почти никогда не совпадает время окончания обработки деталей на двух станках. «Секрет» этого — в умелом подборе заказов и точном выпол­нении циклограммы. На одном станке, например, фрезерую уступ в течение двадцати минут, а на другом обрабатываю за это время семь плоскостей.

Фрезеровщики и токари, мастера и технологи в своих выступле­ниях говорили, что это начинание открывает заманчивую перспективу для увеличения выпуска продукции при меньшем числе станочников.

После совещания секретарь парткома сказал мне:

— Вот теперь по твоему почину в каждом цехе появятся скоро­стники-многостаночники. По тебе будут равняться другие.

Я понял, что этим мне как бы дается очень важное партийное поручение, и решил тут же высказать мою давнишнюю мечту:

— Я думаю, что смогу взять еще и третий станок.

— Вот это мне нравится. А все ли у тебя продумано? Ведь три станка еще не обслуживал ни один скоростник завода.

Я подробно изложил свой план, который не раз продумывал.

— План вполне реальный, — ответил секретарь. — Раз ты так веришь в успех нового дела — значит он будет достигнут.

И на этот раз, как и прежде, я действовал в содружестве с ин­женерами. Коллективно разработали циклограмму обслуживания трех станков с таким расчетом, чтобы на третьем нарезать зубья коротких реек. Мы выбрали именно эту деталь потому, что на ней каждая опе­рация занимает шестьдесят восемь минут. Таким образом, достигну­ты большие интервалы между окончанием обработки различных де­талей на трех станках.

Когда стрелки часов уже приближались к восьми и наступил ответственный момент включения трех машин, ко мне подошел началь­ник цеха инженер Бредихин.

— Все будет в порядке. Главное, не теряйся. Даю тебе ученика. Тебе помощь, а заводу в недалеком будущем еще один скоростник.

Хотя на этот раз я уже не слышал никаких предостережений и верил в свои силы больше, чем прежде, все же в первые часы рабо­ты я сильно волновался. Однако вскоре свыкся и стал работать уве­ренно и ритмично.

Через несколько дней у меня уже не было ни одного отклонения от циклограммы. Каждая минута, каждая секунда рабочего времени были строго рассчитаны.

Приятно было сознавать, что я внес новое в движение скорост­ников. И это новое — сочетание скоростного резания и многостаноч­ного обслуживания — таит в себе ряд преимуществ. Одним из них является возможность применения комбинированного метода обработ­ки сложных деталей на двух станках при скоростном и обычном ре­жимах резания.

Дело в том, что на нашем заводе некоторая часть станочников и специалистов придерживалась устаревшего взгляда на ряд деталей, ко­торые принято было считать не поддающимися скоростной обработке.

Я взял одну из таких «упрямых» деталей — кулачок для станка — и начал изыскивать способы изменения ее «характера». Всю деталь обработать скоростным режимом оказалось действительно невозмож­но, так как в ней имеются три уступа. Как же быть?

После долгих раздумий у меня созрел план — произвести обра­ботку этой детали на двух станках. Три уступа фрезерую попрежнему на горизонтальном станке при обычном режиме, а остальные пять плоскостей — на вертикальном и обрабатываю их скоростным спо­собом.

Мне удалось при помощи своих приспособлений фрезеровать на вертикальном станке одновременно по два кулачка, а на горизонталь­ном — восемь. Между тем технологическая инструкция предписыва­ла обрабатывать только по одному кулачку. В результате примененного новшества сократилось время обработки этой детали с восем­надцати часов по норме до двух с половиной часов. Отжившая свой век технологическая инструкция была сдана в архив.

Большевистская партия, товарищ Сталин воспитывают в нас чувство нового. Это качество помогает и мне постоянно рационализиро­вать свой труд, совершенствовать технологию и непрестанно увели­чивать выпуск продукции. Если раньше я выполнял норму на двести процентов, то, став скоростником-многостаночником, повысил произ­водительность до 500 и 600 процентов.

В результате того, что мы, скоростники, не ограничились лич­ными производственными рекордами, а добились применения скоро­стных методов на двухстах двадцати станках, наш завод получил экономию в полтора миллиона рублей.

Наш вклад в общее дело внедрения скоростных режимов был отмечен Министерством станкостроения. Мне было присвоено звание лучшего фрезеровщика-скоростника Министерства станкостроения, министр наградил меня аттестатом «Отличник социалистического со­ревнования» и выдал денежную премию. Этим же приказом объявле­на благодарность моему бывшему ученику фрезеровщику Фуранову, а также технологу Чекалину и конструктору Вехову за активную по­мощь скоростникам.

Я обязался выполнить свою пятилетнюю норму к первомайскому празднику 1949 года. По моей инициативе весь завод включился в соревнование за увеличение числа скоростников и выполнение пяти­летки в три с половиной года.

Вскоре мне пришлось рассказать о скоростных методах работы на собрании хозяйственного актива станкостроительных заводов. Не скрою — волновался немало: ведь впервые в жизни мне предстояло выступить с такой ответственной трибуны.

Я рассказал о том, как выросли в культурно-техническом отно­шении рабочие нашего завода, как содружество рабочих и инженеров способствует техническому прогрессу. Подробно поделился опытом своей работы и принял серьезные обязательства по дальнейшему со­вершенствованию скоростных методов резания металла.

В нашей стране каждому человеку открыта широкая, просторная дорога для развития его способностей и инициативы.

Советский человек своим трудом прославляет Родину, а Родина прославляет своих верных сынов. Об этом простом советском чело­веке и говорит нам любимый Сталин:

«Рабочие и крестьяне, без шума и треска строящие заводы и фабрики, шахты и железные дороги, колхозы и совхозы, создающие все блага жизни, кормящие и одевающие весь мир, — вот кто настоя­щие герои и творцы новой жизни».

Так лишь родной отец может говорить о своих сыновьях и до­черях. Сталин лучше и вернее всех знает мысли рабочих, глубже и правильнее всех понимает чаяния и мечты простых людей. Вот поче­му, когда спрашивают у советского человека, кто научил его высоко­му мастерству, кто вызвал в нем творческую инициативу, перед ним возникает образ самого родного и любимого человека.

И я своими успехами также обязан Сталину, партии, вырастив­шим и воспитавшим меня. За широкое внедрение новых скоростных методов производственной работы правительство присудило мне Сталинскую премию. Узнал я об этом из радиопередачи.

Диктор еще продолжал читать правительственное постановление, а секретарь парткома уже крепко жал мне руку.

Я был охвачен большим волнением. Да и как было не волно­ваться? Я почувствовал себя счастливейшим человеком в мире. Мог ли я мечтать о большем?

Меня не оставляет мысль что я еще в долгу перед партией, пе­ред народом. У меня мечта — сделать что-то очень большое, важное и свой новый, более ценный производственный подарок преподнести любимой матери-Родине.

Уверен, что и эта моя мечта будет осуществлена.

ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ МАКЕЕВ

Н. НАЗАРОВА,

зуборезчица Уральского автозавода имени И. В. Сталина, лауреат Сталинской премии

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.