Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зубчатых передач






 

Классификация зубчатых передач по условиям работы и основные точностные требования, предъявляемые к этим группам. Обзор стандартов, нормирующих точность для зубчатых передач. Точность зубчатых передач с цилиндрическими зубчатыми колесами: нормы кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев; виды сопряжения зубьев и нормы бокового зазора 4 степень точности, элементные и комплексные показатели точности по перечисленным нормам и степеням точности; выбор степени точности зубчатых колес; обозначение точности на чертежах. Краткие сведения о точности конических и червячных передач.

Виды контроля и краткая классификация приборов для контроля зубчатых колес. Приборы для контроля показателей и комплексов показателей точности зубчатого зацепления и зубчатых колес. Шагомеры для проверки основного и окружного шага. Приборы для проверки профиля зуба. Зубомеры. Приборы для измерения длины общей нормали и радиального биения. Приборы для комплексной проверки зубчатых колес в однопроффльном и двупрофильном зацеплениях.

 

Литература: 1, с.254-282; 2, с.302-333.

 

Методические указания.

 

Для зубчатых колёс и передач установлены 12 степеней точности, обозначаемые в порядке убывания точности цифрами от 1 до 12. Для 1ой и 2ой степени точности допуски и предельные отклонения пока не предусмотрены.

Для каждой из степеней точности зубчатых колёс и передач установлены нормы кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев в передаче, при этом допускается комбинирование этих норм для различных степеней.

Нормы плавности могут быть грубее норм кинематической точности не более чем на две степени, а нормы контакта зубьев могут назначаться по любым степеням, более точным, чем нормы плавности, или на одну степень грубее этой нормы.

Установлено шесть видов сопряжений зубчатых колёс в передаче:

А, В, С, D, Е, Н (при сопряжении Н боковой зазор равен нулю,

а при А он наибольший);

а также восемь видов допуска Тjn на боковой зазор:

x, y, z, a, в, с, d, h.

Зависимость видов сопряжения зубчатых колёс в передаче от степени точности по нормам плавности:

Вид сопряжения: Степень точности по нормам плавности работы:

А 3 ÷ 12

В 3 ÷ 11

С 3 ÷ 9

D 3 ÷ 8

Е 3 ÷ 7

Н 3 ÷ 7

Если сопряжениям Н и Е соответствует допуск на боковой зазор h, а видам спряжений D, С, В, А − соответственно допуски d, с, в, а, то допуски x, y, z применяются в случае несоответствия вида сопряжения зубчатых колёс и вида допуска на боковой зазор.

Стандартом установлено шесть классов отклонений межосевого расстояния, обозначаемых в порядке уменьшения точности римскими цифрами от I до IV.

С целью получения гарантированного бокового зазора в зацеплении

− для сопряжений Н и Е применяется II класс отклонений;

− для сопряжений D, С, В, А − соответственно классы − III, IV, V, VI.

Разрешается изменение соответствия между видом сопряжений и классом отклонения межосевого расстояния.

Точность изготовления зубчатых колёс и передач задаётся степенью точности, а требования к боковому зазору − видом сопряжения по нормам бокового зазора.

Профиль, номинальные размеры и шаги эвольвентных цилиндрических зубчатых колёс и зубчатых передач регламентированы ГОСТ 13755-81. Нормы точности эвольвентных цилиндрических зубчатых колёс и зубчатых передач внешнего и внутреннего зацепления с прямозубыми, косозубыми и шевронными зубчатыми колёсами с делительным диаметром до 6300 мм, шириной зубчатого венца или полушеврона до 1250 мм, модулем зуба от 1 до 55 мм регламентированы ГОСТ 1643-81.

По назначению зубчатые передачи подразделяются:

 

1. Отсчетные, к ним относятся: зубчатые передачи измерительных приборов, делительных механизмов металлорежущих станков и делительных машин. В большинстве случаев колеса этих передач имеют маленький модуль и работают при малых нагрузках и скоростях.

Основной показатель для этих механизмов – высокая кинематическая точность, т. е. точная согласованность углов поворота ведущего и ведомого колес передач.

Для реверсивных отсчетных передач существенное значение имеет также величина бокового зазора в передаче и колебание этой величины.

2. Скоростные, к ним относятся: зубчатые передачи турбинных редукторов, двигателей турбовинтовых самолетов и др. окружные скорости зубчатых колес таких передач могут достигать 60 м/с при сравнительно большой передаваемой мощности (до 40 тыс. кВт).

Основной эксплуатационный показатель – плавность работы, т. е. отсутствие циклических погрешностей, многократно повторяющихся за оборот колеса. передача должна работать бесшумно и без вибраций, что может быть достигнуто при минимальных погрешностях формы и взаимного расположения зубьев.

Для тяжелонагруженных скоростных зубчатых передача имеет также значение полноты контакта зубьев.

3. Силовые, к ним относятся: зубчатые передачи, передающие значительные крутящие моменты и работающие при малых числах оборотов (зубчатые передачи шестеренных плетей прокатных станов, подьемно-транспортных механизмов и др.).

Колеса для таких передач изготавливают с большим модулем.

Основное точностное требование к ним – обеспечение более полного использования активных боковых поверхностей зубьев.

4. Передачи общего назначения, к ним относятся зубчатые передачи редукторов, к которым не предъявляется повышенных требований по точности.

Зубчатые передачи должны обладать большой долговечностью (5-10 тыс. ч. Работы и более).

 

 

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Деление зубчатых передач по условиям работы. Укажите, какие требования точности являются основными для отдельных видов передач.

2. Какие нормы и степени точности установлены в системе допусков для зубчатых цилиндрических передач?

3. Виды сопряжения зубьев.

4. Виды допусков, установленных на боковой зазор.

5. Поясните принцип осуществления комплексного контроля кинематической погрешности.

6. Перечислите основные приборы для поэлементного контроля зубчатых колес.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.