Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медицина в период становления капитализма в России. Развитие теоретических и клинических дисциплин (физиология, патология, терапия). (II половинаXIX – начало XX вв.).






 

Царская Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития. Сравнительно короткий отрезок времени (50-е и начало 60-х годов), насыщенный крупными историческими событиями, был переломным периодом в жизни России. Помещики-крепостники не могли сдержать рост товарного обмена между Россией и Европой, не могли удержать старых, рушившихся форм хозяйствования.

«Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России. Крестьянские «бунты», возрастая с каждым десятилетием перед освобождением, заставили первого помещика Александра II признать, что лучше освободить с в е р х у, чем ждать, пока свергнут с н и з у».1

Под влиянием поражения в Крымской войне (1854-1856) и револю­ционно-освободительного движения крестьянства, в 1861 году в России реформой «сверху» было отменено крепостное право. Обманутое и ограблен­ное крестьянство ответило на буржуазную реформу волной массового дви­жения. Это был новый период революционного движения в России - буржуазно-демократический или разночинный, продолжавшийся до 1895 года. После спада крестьянского движения, которое не смогло решить революционных задач, царизм усилил репрессии против революционно демократической интеллигенции, либерально настроенная часть которой, стала переходить в лагерь верноподданных царя.

С подъемом революционного движения связано развитие народни­чества и появление первых политических рабочих организаций. После каз­ни народовольцами Александра II (1881), проведенные реформы были пе­ресмотрены и осуществлены реакционные «контрреформы». Вслед за отменой крепостного права последовали реформы местного самоуправления (введение земства 1864 год), суда, законодательства, школьного дела и т.д.

В восьмидесятых годах руководящая роль в революционном движе­нии переходит к пролетариату, о чем свидетельствовала Морозовская стач­ка 1885 года. В результате рабочего движения стали; возникать марксистские кружки, которые подготовили почву для следующего этапа революционного движения (с 1895 года), во главе которого стала революционная социал-демократия. Революция 1905 года явилась репетицией для всенародного восстания и перерастания буржуазно-демократической революции в социали­стическую. В результате падения крепостного строя Россия встала на путь развития капитализма.

После крестьянской реформы 1861 года начался промышленный пере­ворот, который сопровождался механизацией транспорта, развитием топ­ливной и металлургической промышленности, возникновением новых про­мышленных районов. За период с 1860 по 1900 гг. промышленная продук­ция в России увеличилась более чем в 7 раз, в то время как в Англии толь­ко в 2 раза. «Развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершились превращения, занявшие в некоторых странах Европы целые века».2

Стремление интеллигенции служить на благо жестоко эксплуатируемого народа, сдвиг в промышленности, запросы армии и совершенствова­ние средств борьбы стимулировали развитие научной мысли в России несмотря на препятствия со стороны реакционных сил. В знак протеста из Мо­сковского университета ушло большое число ведущих профессоров, что обусловило выдвижение на профессорские должности лиц, не соответ­ствующих уровню знаний.

Несмотря на это, ученым удалось за короткий срок развернуть пло­дотворную научную работу, чему способствовало развитие передовой фи­лософской мысли в России (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев и др.).

Русская передовая наука отличалась последовательно материалисти­ческой направленностью, на основе которой развивалась и русская меди­цинская теоретическая мысль.

Оценивая развитие науки в России того времени, Ф.Энгельс писал: «Теоретическая и критическая мысль, почти совершенно исчезнувшая из наших немецких школ, по-видимому, нашла себе убежище в России».3

Рост интереса к естествознанию был одной из характерных черт общественных настроений в России последней трети XIX века.

Революционно-демократическая философия, опровергая агностицизм и догматизм, утверждала единство ощущения и сознания. Идеалисты оспаривали материалистическое понимание жизненных процессов, значение физиологии для анализа сложных процессов, протекающих в организме, и в особенности процессов высшей нервной деятельности. Материалистические положения Н.Г.Чернышевского с предельной четкостью высказаны в труде «Антропологический принцип философии».Революционеры-демократы признавали материальность мира и раз­витие его по законам движения материи, единство человеческого организма и необходимость его изучения в целостности физиологических и психиче­ских явлений. Если общеметодологической основой для развития медицины в России во второй половине XIX и начале XX вв. являлась пе­редовая философия революционеров-демократов, а позднее - революцион­ной социал-демократии, то средой, питавшей ее новыми естественнонауч­ными теориями, методами исследования и техническими средствами для их осуществления были достижения химии, физики, биологии и других естественных и технических наук. В этот период быстро развиваются новые для того времени науки: термодинамика, химическая атомистика, электрофизика, термохимия, фо­тохимия, коллоидная химия, электрохимия, палеонтология.

Создаются измерительные приборы для определения температуры, давления и т.д., в химии разрабатываются методы количественного и качественного анализа реакций, синтез органических веществ (Ф.Велер, 1828, синтез мочевины), разрабатывается теория электролитической диссоциации, в биологии утверждается эволюционная теория, возникает и быстро развивается мик­робиология, эмбриология и многие другие науки и методы.

Естествознание стало превращаться в науку, объединявшую учение о происхождении и развитии явлений, об их связях. Особенно большое влияние на развитие естественных наук имело учение о клетке и клеточном строении организма (Т.Шванн), закон сохранения и превращения энергии (М.В.Ломоносов) эволюционное учение (Ч.Дарвин). Эти три великих открытия стали естественнонаучной основой медицины.

Огромный вклад в развитие естествознания внесли русские ученые: К.А.Тимирязев, М.В.Остроградский, П.Н.Лебедев, М.П.Чебышев, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, С.П.Боткин, И.И.Мечников, А.О. и В.О.Кова­левские и многие другие. Ими были заложены основы сравнительной эм­бриологии и патологии, развито учение о природе наследственности и ее изменчивости, открыты явления хемосинтеза у бактерий, энергетические законы фотосинтеза, явления фагоцитоза, явления бактериолизиса, описаны возбудители ряда инфекционных заболеваний, была выявлена роль ретикулоэндотелиальной системы в борьбе организма с патогенными микроба­ми, описаны яды бактерий и др. Приведенные далеко не полные данные свидетельствуют, что во всех областях естествознания русскими учеными были сделаны крупнейшие открытия и проведены исследования по принципиальным вопросам, орга­нично вошедшие в сокровищницу мировой науки и оказавшие влияние на развитие медицины.

В области физиологии в это время наиболее важное направление составили исследования И.М.Сеченова, изложенные в его труде «Рефлексы головного мозга» (1863).

После работ, обосновавших рефлекторную природу деятельности спинного мозга (Р.Декарт, Прохазка, Е.О.Мухин, Ч.Белл, Ф.Мажанди и др.) наступает перерыв в изучении высших отделов нервной системы.

И.М.Сеченов, пристально изучавший механизм подавления волей человека некоторых рефлекторных актов, открыл центральное «сеченовское» тор­можение, показав тормозящее действие со стороны головного мозга на спинномозговые рефлексы. Это пролило свет на механизм психи­ческой деятельности и сознания. Появилась возможность научного обоснования многообразия рефлекторных актов, понимания роли мозга в ответных реакциях организма.

«Сеченовский» принцип, что «все акты сознательной и бессознатель­ной жизни по способу происхождения суть рефлексы», позволил рассмат­ривать все явления происходящие в мозге, как рефлексы различной сложности, положил начало изучению деятельности мозга с материалистических позиций. Наи­более революционное значение этого открытия было в обосновании воз­можности экспериментального изучения деятельности мозга и раскрытии физиологической сущности так называемых произвольных движений.

Все последующее развитие физиологии высшей нервной деятельности, неврологии и невропатологии шло под знаменем этого учения, кото­рое утверждало торжество материалистического монизма в вопросах пси­хической деятельности. Под влиянием идей И.М.Сеченова началось изуче­ние нервнорефлекторных механизмов различных систем в организме: сердеч­но-сосудистой (Ф.В.Овсянников, Н.А.Миславский, И.П.Павлов), пищева­рительной (И.П.Павлов), высшей нервной деятельности (И.П.Павлов).

И.М.Сеченов изучал организм в единстве с условиями его существования. «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, так как без последней существование организма невозможно».4

Большую роль в развитии патологии в России во второй половине XIX в. сыграли А.И.Полунин, М.М.Руднев, В.В.Пашутин, П.М.Альбицкий, А.Б.Фохт, И.И.Мечников, А.И.Тальянцев и др.).

В российских университетах в связи с развитием экспериментальных исследований были организованы самостоятельные кафедры патологической анатомии и общей патологии (патологической физиоло­гии).

Патологическая анатомия в данный период развивалась на основе гистологических исследований, что дало возможность изучения материаль­ного субстрата болезней на клеточном уровне. Первая кафедра патологической анатомии в России была создана в 1849 году в Московском университете, возглавил ее основатель первой в России патологоанатомической школы А.И.Полунин (1820-1888), в 1859 году самостоятельная кафедра патологической анатомии была организована в Петербургской медико-хирургической академии и руководить ею стал М.М.Руднев (1837-1878). Он сделал микроскоп таким же орудием исследования для студентов, какими раньше были секционный нож и невооруженный глаз.

Выделенная в самостоятельный предмет преподавания, общая пато­логия (патологическая физиология) развивалась на основе эксперименталь­ных методов исследования и достижений нормальной физиологии, особен­но в трудах И.П.Павлова. Рождение патологической физиологии как науки связано с деятельностью В.В.Пашутина (1845-1901), который организовал в Казани первую в мире кафедру общей патологии (патофизиологии, 1874), а позднее (1879) им была организована такая же кафедра в Военно-медицинской академии в Петербурге.

Экспериментальные исследования в патофизиологии велись в следующих направлениях: изучение голодания, этиопатогенеза цинги, обмена веществ в организме, ишемии миокарда и легких, выявления роли ретикулоэндотелиальной системы в иммунобиоло­гических реакциях, изучение «внутриклеточного пищеварения» (фагоцитоз), как защитной реакции организма на внедрение вредных для него начал, в частности, патогенных микробов. В терапии важнейшими научными направлениями были: неврогенное, которое стало ведущим в отечественной теоретической медицине, физиологическое, экспериментальное, положившее начало экспериментальной патологии, фармакологии и терапии, непосредственного наблюдения и опроса больно­го, бальнео- и климатотерапии, лечебно-профилактическое. На основе уче­ния И.М.Сеченова, С.П.Боткин (1832-1889) развил систему взглядов на течение патологических процессов, показав рефлекторный механизм некоторых из них, обосновав, таким образом, неврогенную теорию патогенеза болезней.

И.М.Сеченов и С.П.Боткин разработали учение о ведущем значении среды в происхождении болезней, происхождении приобретаемых и наследуемых свойств организма и материалистически решали вопросы теории медицины. С.П.Боткин высказал гипотезу о существовании центров терморегуляции, лимфообращения, кроветворения, потоотделения, что в после­дующем было экспериментально подтверждено А.А.Остроумовым и дру­гими исследователями. С.П.Боткиным было доказано неврогенное происхождение сократительности селезенки и некоторых форм лихорадки. Воз­действуя на рефлекторные механизмы, С.П.Боткин в эксперименте воспро­извел трофические расстройства кожи, аневризму аорты, нефрит и другие патологические состояния. Неврогенная теория давала простор для плодо­творной разработки всех отраслей клинической медицины и противопо­ставляла свои взгляды на болезнь гуморальной патологии К.Рокитанского и целлюлярной патологии Р.Вирхова, преобладавших в клинической медици­не в странах Западной Европы во второй половине XIX в.

Исходя из своих теоретических взглядов, С.П.Боткин рассматривал болезнь, как процесс, затрагивающий весь организм в целом.

И.П.Павлов писал, что деятельность С.П.Боткина по разработке тео­рии и практики медицины была «...лучшим олицетворением законного и плодотворного союза медицины и физиологии, тех двух родов челове­ческой деятельности, которые на наших глазах воздвигнут здание науки о человеческом организме и сулят в будущем обеспечить его лучшее счастье - здоровье и жизнь».5

Развитие экспериментального направления, начатого в лаборато­риях С.П.Боткина, продолжалось в созданном в России Институте экспери­ментальной медицины (1890), имевшего в своем составе отделы физиоло­гии, патанатомии, биохимии, общей бактериологии, эпизоотологии.

Многие научные разработки С.П.Боткина оказались подлинными от­крытиями: инфекционное происхождение катаральной желтухи, учение о периферическом сердце, о коллапсе, о причине смерти при крупозной пневмонии, о блуждающей почке, явлениях энтероптоза и др.

С.П. Боткин воспитал огромную школу ученых. Из 106 учеников С.П.Боткина 40 стали докторами медицины, 45 возглавили ведущие клинические кафедры в различных городах страны.

Учеником С.П.Боткина был В.П. Образцов (1851-1920) – профессор Киевского университета, основатель киевской терапевтической школы, который внес значительный вклад в развитие методов клинических исследований и изучение болезней сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. В 1886 году он разработал глубокую методическую скользящую пальпацию органов брюшной полости, которая по своему значению для прижизненной диагностики заболеваний органов брюшной полости, сравнима с методом перкуссии грудной клетки, предложенным Л.Ауэнбруггером.В 1909 году В.П.Образцов (вместе со своим учеником Н.Д.Стражеско) дал классическое описание клинической картины тромбоза коронарных артерий, положив начало прижизненной диагностике инфаркта миокарда.

Другой выдающийся отечественный клиницист - Г.А.Захарьин, так­же как и С.П.Боткин, развивавший функциональное (физиологическое) направление в медицине, утверждал, что болезнь есть следствие неблагоприятных условий. Он придавал особое значение наблюдению за больным и тщательному расспросу его об условиях труда, быта, привычках, наслед­ственности и т.д. Метод клинического наблюдения и опроса больного в сочетании с данными объективного обследования имеет целью установить причины болезни, ее развитие, наметить пути лечения и меры профилакти­ки. Г.А.Захарьин утверждал, что «…действительный, а не кажущийся только врачебный совет есть лишь тот, который основывается на полном осведомлении об образе жизни, а также настоящем и прошлом состоянии больного и который заключает в себе не только план лечения, но и озна­комление больного с причинами, поддерживающими его болезнь и кореня­щимися в его образе жизни - разъяснение больному, что лечение лишь об­легчает выход к здоровью, а прочное установление и сохранение последне­го невозможно без избежания названных причин, - словом, разъяснение больному его индивидуальной гигиены».6

Далее, Г.А.Захарьин указывал: «...мы считаем гигиену не только необходимой частью школьного ме­дицинского образования, но и одним из важнейших, если не важнейшим, предметом деятельности всякого практического врача... чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены. Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Понятно поэтому, что гигие­нические сведения обязательнее для каждого, чем знание болезней и их лечение» (там же).

Это свидетельствует о дальнейшем развитии одного из плодотвор­ных направлений, - профилактического, которое разрабатывалось практическими врачами XVIII-XIX вв.

Г.А.Захарьин и его последователи внесли огромный вклад в теорию и практику физиотерапии, бальнеологии, климатотерапии, установив пока­зания и противопоказания к лечению этими видами терапии, механизм действия, дозировку, методы рационального лечения.

Г.А.Захарьиным разработана дифференциальная диагностика легоч­ного туберкулеза, выведены основные формы туберкулеза, сифилитическо­го воспаления легких, впервые описаны зоны кожной гиперестезии при заболеваниях внутренних органов (зоны Захарьина-Геда) и др.

Сказанное выше раскрывает важнейшие направления развития тера­пии в России, тот вклад, который был сделан отечественными врачами в научную разработку вопросов теории и практики медицины, что способ­ствовало превращению терапии, все еще стоявшей на эмпирических основах, в научную дисциплину.

 

1 Ленин В.И. Сочинения. Изд. 4-ое., т.-17.- С.-95.

2 В.И.Ленин Изд. 4, т. 17, с. 95-96.

3 Энгельс Ф. Избранные письма.- 1947.-С.-373-374.

4 Сеченов И.М. Избранные философские и психологические сочинения. М.-1947.-С.- 412.

5 Павлов И.П. Полное собр. трудов.- 1951.- т. 1.- кн. 1.-С.- 245.

6 Захарьин Г.А.Клинические лекции и избр. статьи. - М.- 1910.-С.- 476-493.

 

 

Литература к занятию:

1. Сорокина Т.С. Учебник «История медицины».-М.: Академия-2004.

2. Пашков К.А. «Учебно –методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины» для студентов лечебного факультета. -М.-2004.

3. Пашков К.А. «Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века». М.-«Вече».-2004.

 

Темы для докладов:

 

Тема № 1: " И.М.СЕЧЕНОВ - влияние его научных трудов на развитие физиологии и медицины"

 

План доклада: 1. Краткая биографическая справка.

2. Создание учения о материалистическом понимании целостности организма и его единства с высшей средой,

3. И.М.Сеченов о ведущей роли нервной системы, о рефлекторном характе­ре психической (высшей нервной) деятельности, ее познаваемости физио­логическими методами исследования.

4. Влияние идей И.М.Сеченова на развитие физиологии и медицины (С.П.Боткина, И.П.Павлова и др.).

ИВАН МИХАЙЛОВИЧ СЕЧЕНОВ (1823-1905) - великий русский ученый, родоначальник отечественной физиологии и научной психологии. Родился 13 августа 1823 года в селе Теплый Стан (ныне с. Сеченово Нижего­родской области), умер 15 ноября 1905 года. В 1843 году Иван Михайлович поступил в Петербург­ское военно-инженерное училище, где увлекался физикой и неорганической химией, но в 1848 году был отчислен и переведен в войска. В 1850 году И.М.Сеченов поступил в Московский университет на медицинский факуль­тет, который закончил в 1856 году, посвятив себя преподавательской и иссле­довательской работе в области физиологии. Его исследования и сочинения были посвящены в основном трем проблемам: физиологии нервной си­стемы, химизму дыхания и физиологическим основам психической деятельности.

В 1862 году им было открыто явление центрального торможения, которое легло в основу его гениального труда «Рефлексы головного мозга» (1863), открывшего новый этап в развитии представлений о психической деятельности. В 1870 году после ухода его из медико-хирургической академии, где он рабо­тал заведующим кафедрой физиологии, стал профессором Одесского уни­верситета, а с 1876 года - профессором Петербургского университета. В 1891-1901 гг. ученый заведовал кафедрой физиологии в Московском университете.

Ученый, используя абсорбциометр, первым произвел извлече­ние газов крови и установил, что большая часть газов находится в связан­ном эритроцитами состоянии. Им была показана роль гемоглобина в пере­носе кислорода и углекислого газа, а также сделана попытка научно обосновать некоторые физиологические явления в организме человека в полете на больших высотах (снижение парциального давления кислорода, в част­ности). И.М.Сеченов теоретически обосновал возможности эксперимен­тального изучения деятельности мозга, раскрыл физиологическую сущность произвольных и непроизвольных явлений, как явлений, в конечном счете, рефлекторного порядка.

Работами И.М.Сеченова было положено начало физиологии мы­шечных сокращений, способствовавших обоснованию восьмичасового рабочего времени.

Труды И.М.Сеченова оказали огромное влияние на все последую­щее развитие медицины и психологии в нашей стране и во всем мире.

Сочинения (основные):

1. Автобиографические записки. - М.- 1945.- 1952.

2. Рефлексы головного мозга. - М.- 1952.

3. Избранные труды. - М.- 1953.

Литература:

1. Введенский Н.Е. Памяти И.М.Сеченова (Речь от 3.07.1906 г.). - Физиологический журнал СССР им. И.М.Сеченова.- 1956.- т.1.- С.- 3-8.

2. Качалов В.П. Мировоззрение И.М. Сеченова. - М.- 1948.

3. Коштоянц Х.С. И.М.Сеченов. - М.- 1950.

4. Коштоянц Х.С. Очерки по истории физиологии в России. - М.: АМН СССР. -1946.- С.- 152-165; 229-246; 350-376; 402-422.

5. Орбели Л.А.. Отец русской физиологии - Иван Михайлович Сеченов. - Физиологический журнал СССР им. И.М.Сеченова.- 1956.- т. 2.-С.- 9-12.

6. Пашков К.А. Раз­витие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX в. -М.- 2004.-125с.

7. Тарасонов В.М., Троянский Г.Н., Белолапоткова А.В., Мамедова Л.А.. Раз­витие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX в. -М.- 1985.- 95 с.

8. Шатерников М.Н. Иван Михайлович Сеченов. - В кн.: Борьба за науку в царской России. - М. -Л.- 1931.-С.- 32-42.

 

Тема № 2: " В.В.ПАШУТИН и развитие экспериментальной патологической физиологии"

 

План доклада:

1. Биографическая справка.

2. В.В.Пашутин, как основатель кафедры и курса патологической экспери­ментальной физиологии.

3. Важнейшие направления и достижения в области научных исследований патологической физиологии.

ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ ПАШУТИН (1845-1901) - известный фи­зиолог и патолог, один из основоположников патологической физиологии в России, профессор, почетный член Лондонского Королевского общества (1900), ученик И.М.Сеченова.

В.В.Пашутин окончил в 1868 году медико-хирургическую академию. В 1874-1879 гг. он - профессор кафедры общей патологии Казанского университета, а с 1879 года - заведующий кафедрой общей патологии медико-хирургической академии. В 1890-1901 гг. - начальник Военно-медицинской академии. Ученый выполнил ряд работ по физиологии нервной системы, кардинально переработав курс общей патологии в новом эксперименталь­но-физиологическом направлении, подготовил и издал двухтомный труд «Лекции общей патологии (патологической физиологии)». Эти работы во многом определили пути развития отечественной физиологии.

Основные научные труды В.В.Пашутина посвящены разработке фундаментальных проблем патофизиологии - голодания, обмена веществ, теплообмена, кислородной недостаточности. Он трактовал природу цинги, как болезни неполноценного питания, что созвучно с современными пред­ставлениями об авитаминозе С. В.В.Пашутин изобрел и усовершенствовал ряд приборов, создал в России большую школу патофизиологов, в числе его учеников были П.М.Альбицкий, А.В.Репрев, А.А.Лихачев, Н.П.Кравков, Н.Г.Ушинский.

Сочинения:

1. Лекции общей патологии (патологической физиологии). - Ка­зань.- 1878.- ч. 2.- СПб.- 1881.

2. Курс общей и экспериментальной патологии. Избранные произведения. - М.- 1952; СПб.- 1885-1902.- т. 1, 2.

Литература:

1. Адо А.Д. и Хомяков А.М. В.В.Пашутин - преобразователь отечественной общей патологии. - Архив патологии.- т. 13.-С.- 2, 83.

2. Альбицкий П.М. Виктор Васильевич Пашутин. - СПб.- 1901.

3. Веселкин П.Н. В.В.Пашутин - М.- 1950.

4. Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX в.- М.- 2004.-125 с.

5. Тарасонов В.М., Троянский Г.Н., Белолапоткова А.В., Мамедова Л.А. - Раз­витие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX в.- М.- 1985.- 95 с.

 

Тема № 3: " С.П.БОТКИН – выдающийся клиницист и общественный деятель. "

 

План доклада:

1. Краткая биографическая справка.

2. Мировоззрение ученого.

3. Важнейшие открытия в области терапии, сделанные С.П.Боткиным.

4. Развитие физиологического направления в терапии и разработка вопросов формирования и течения патологического процесса, как следствия влияния условий внешней среды (нервно-рефлекторных реакций организма).

5. Общественно-врачебная деятельность.

6. Влияние трудов С.П.Боткина на последующее развитие медицины.

 

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ БОТКИН (1832-1889) - выдающийся клини­цист, основоположник Петербургской терапевтической школы второй по­ловины XIX в. Закончив в 1855 году медицинский факультет Московского университета, участвовал в Крымской войне в качестве врача под руковод­ством Н.И.Пирогова. С 1860 года работал в медико-хирургической академии. С 1869 по 1889 гг. издавал «Архив клиники внутренних болезней». Как пред­седатель комиссии по выработке мер по оздоровлению России, выдвигал проект создания Министерства здравоохранения. В течение многих лет был председателем общества русских врачей.

С.П.Боткин стремился превратить клиническую медицину в точную науку, сочетая данные науки и искусства. Тонкий диагност, ученый открыл и показал инфекционное происхождение «катаральной» желтухи, связь желчных камней с микроорганизмами, описал картину перифериче­ского сердца, коллапс, явления энтероптоза, указал на нервные центры теплорегуляции, обмена веществ.

Его лекции представляли собой образец непревзойденного клиниче­ского мышления на основе научного анализа клинических данных. С.П.Боткин развивал идеи всестороннего, естественнонаучного подхода к из­учению патологических явлений. Ученый в своей клинике создал раз­личные лаборатории (включая и физиологические), явившиеся прообразом института экспериментальной медицины.

Сочинения:

1. Курс клиники внутренних болезней и клинических лекций. – М.: -Медгиз.- 1950.- т. 1, 2.

2. Актовая речь на выпуске слушателей Медико-хирургической академии. - Клинические лекции.- 1950.- т. 2.-С.- 9-25.

Литература:

1. Аринкин М.К., Фарбер В.В. С.П.Боткин - М.- 1948.

2. Белоголовый Н.А. С.П.Боткин. Его жизнь и врачебная деятельность. - СПб.- 1892.

3. БМЭ.- 2 изд.- т. 4.-С.- 230-239.

4. Бородулин Ф.Р. С.П.Боткин и неврогенная теория медицины. - М.: Медгиз.- 1953.

5. Лушников А.Г. Клиника внутренних болезней в России второй половины XIX века. - М.: Медицина.- 1957.

6. Лушников А.Г. С.П.Боткин. - М.- 1969.

7. Мясников А.Л. Сергей Петрович Боткин, - В кн.: С.П.Боткин. Курс клини­ки внутренних болезней. - М.: Медгиз.- 1950.- т. 1, 2.-С.- 5-23; 29-44.

8. Пашков К.А. Раз­витие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX в. - М.- 2004.- 125 с.

9. Петров Б.Д. С.П.Боткин и охрана здоровья народа. - Очерки по истории отечественной медицины. - М.- 1962.- С.- 273-284.

10. Тарасонов В.М., Троянский Г.Н., Белолапоткова А.В., Мамедова Л.А.. Раз­витие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX в. - М.- 1985.- 95 с.

11. Тареев Е.М. С.П.Боткин и современная клиника. - Советская медицина.- 1957.- №12.-С.- 9-17.

12. Фарбер В.В. Сергей Петрович Боткин. - Л.: ВМА им. С.М.Кирова.- 1948.

Тема № 4: " Г. А. ЗАХАРЬИН - выдающийся клиницист и реформатор медицинского образования"

 

План доклада:

1. Краткие биографические сведения.

2. Г.А.Захарьин - реформатор медицинского образования.

3. Учение о расспросе (анамнезе) больного и диагностике заболевания.

4. Вклад Г.А. Захарьина в развитие важнейших проблем внутренней медицины, курортологии, бальнеотерапии.

5. Учение о профилактике и гигиене в терапии.

 

ГРИГОРИЙ АНТОНОВИЧ ЗАХАРЬИН (1828-1897) - выдающийся терапевт, профессор, директор факультетской терапевтической клиники Московского университета. В 1852 году, окончив медицинский факультет Московского университета, в 1854 году защитил докторскую диссертацию. После защиты С.П.Боткин знако­мится с работой заграничных клиник и лабораторий Р.Вирхова, К.Бернара, Труссо. С 1860 года он - профессор факультетской терапевтической клиники, а с 1862 года - ординарный профессор диагностики в терапии, а вскоре - директор и профессор факультетской терапевтической клиники, где работал до конца своей деятельности. Г.А.Захарьин - один из основоположников русской клинической медицины, он содействовал выделению в самостоятельные медицинские дисциплины педиатрии, оториноларингологии, невропатологии и др.

Страстный поборник индивидуализации в лечении больных, анамнестического метода исследования, который довел до высоты искусства, он один из основоположников отечественной климато- и бальнеотерапии, развил гигиеническое направление в терапии, описал сифилис внутренних органов, дал классификацию туберкулезных поражений. Г.А.Захарьин - автор более 40 научных оригинальных трудов, имеющих практическое значение и в наше время. Как преподаватель, он придавал большое значе­ние в обучении будущих врачей методам обследования больного, диагно­стике и подходам к уяснению связи терапевтического лечения с условиями жизни и быта больного.

Сочинения:

1. Клинические лекции и избранные статьи. - М.- 1909.

2. Учение о послеродовых болезнях. - М.- 1853.

3. Сифилитическая пневмония. - Медицинское обозрение.- 1877.- т. 7.-С.- 413.

 

Литература:

1. Голубев Н.Ф. Григорий Антонович Захарьин. - Врачебное дело.- 1927.- №3.-С.- 161.

2. Гукасян А.Г. Г.А.Захарьин (1829-1897). -М.: Медицина.- 1948.

3. Кончаловский М.П., Смотров В.Н. Роль деятелей Московского универси­тета в развитии клинической медицины. - Клиническая медицина.- 1840.- №12.

4. Лушников А.Г.. Клиника внутренних болезней в России второй половины XIX века. - М.: Медгиз.- 1957.

5. Мясников А.Л. Русские терапевтические школы.-М.: Изд-во АМН СССР.- М. -1951.- С.- 5-6; 8-11.

6. Пашков К.А. Ра­витие важнейших направлений в медицине России во второй половине XIX века. - М.-2004.- 125 с.

7. Сперанский И.И. А.А.Остроумов и его роль в развитии русской клини­ческой медицины. - Вестник АМН СССР.- 1950.- С.- 33-38.

8. Тарасонов В.М., Троянский Г.Н., Белолапоткова А.В., Мамедова Л.А. Раз­витие важнейших направлений в медицине России во второй половине XIX века. - М.- 1985.- 95 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.