Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинары № 6, 7, 8






Тема семинара:

Медицина в период разложения феодализма в России (I половина XIX в.)

 

В первой половине XIX в. медицина в России развивалась в условиях разложения феодально-крепостнического строя, формирования и нараста­ния капиталистических отношений. Усиливалась эксплуатация фабрично-заводского и крестьянского труда, увеличивалось закрепощение крестьян и бесправное положение рабочих. Развивалась промышленность, число рабочих на фабриках и заводах возросло в несколько раз. Большая часть населения отходила от земледелия и переселялась в города, что привело к росту числа городов и количества горожан.

Тяжелые условия жизни и труда, бесправие народа привели к массовым волнениям и крестьянским войнам. После Великой французской революции (1793) и Отечественной войны 1812 года, для передовой части дворянства стала оче­видной несостоятельность самодержавной власти и необходимость раскре­пощения крестьян.

В 1815 году Россия встала во главе реакционного «Священного союза», беспощадно подавляя революционные настроения интеллигенции. По поручению Александра 1, в 1818 году была проведена ревизия университетов, которая привела проверяющих в ужас от «погибельного материализма», которым было пропитано преподавание, в особенности на медицинском факультете. В результате в Казанском университете был закрыт анатомический музей, а анатомические препараты были похоронены с церковными обрядами.

Передовые представители русского общества выступали против реакционной идеологии самодержавно-крепостнического строя в России, что нашло свое отражение в восстании декабристов 1825 года. Философские материалистические взгляды декабристов были подготовлены всей историей русской общественной мысли XVIII века. Декабристы были воспитаны на идеях А.Н.Радищева. Философский материализм декабристов основывался на последних достижениях естественных наук – физики, химии, биологии.

Передовые взгляды декабристов занимали значительное место в истории философии России. В программу декабристов наряду с политическими и экономическими были включены требования по охране народного здоровья. Декабристы считали необходимым в каждой волости устроить детский приют, родильный дом, больницу. Волостной врач обязан «больных пользовать бесплатно». Впервые в истории русской общественной жизни декабристы поставили вопрос об обеспечении инвалидов, признав это обязанностью государства. Они считали, что «вспоможение инвалидов» должно проводиться не в виде милости, а в виде законного права.

Усилившаяся после декабрьского восстания реакция со стороны царского правительства на мате­риализм и революционно-демократическое движение, выражалась в гонени­ях и преследовании передовых ученых, закрытии университетов, введении ряда ограничительных мер в деятельность научных и учебных заведений. На этом фоне, тормозившем развитие научной и учебной работы, вы­ступали Н.П.Огарев, В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцен, публиковавшие свои многочисленные труды, в которых утверждался материализм, как ведущее ми­ровоззрение в среде интеллигенции.

Передовые врачи России продолжали успешно развивать материалистическое направление основных проблем медицины: взаимоотношения между организмом и средой, целостности организма, единства физического и психического.Большие успехи к тому времени были достигнуты в области фундаментальных меди­цинских наук (анатомия, физиология, патология) и клинических дисциплин (терапия, хирургия). Отечественная патология, получившая в это время самостоятельное значение, как научная и учебная дисциплина, широко, на основе естественнонаучных исследований, разрабатывала методологические подходы к пониманию сущности «здоровья» и «болезни». Такой подход способствовал критическому отношению к теоретическим построениям, как гуморалистов (К.Рокитанский), так и солидаристов (Р.Вирхов).

В этот период в России начали формироваться научные медицинские школы, которые возглавили крупные исследователи – преподаватели университетов и академий, развивавшие различные научные направления, совершенствовавшие методы преподавания, написавшие учебники и воспитавшие учеников, которые пропагандировали и развивали идеи учителей. Такие школы образовались в Москве вокруг М.Я Мудрова, Е.О.Мухина, Е.И.Дядьковского и в Петербурге школы И.Ф.Буша, И.В.Буяльского, П.А.Загорского и Н.И.Пирогова.

Теоретиком медицины и талантливым врачом-клиницистом в первой половине XIX века был И.Е.Дядьковский (1784-1841), который продолжил основную линию русской терапевтической школы С.Г.Зыбелина и М.Я.Мудрова и пошел далее их в решении основных вопросов медицины. Он философски обосновал свои теоретические медицинские воззрения, развивая общебиологические принципы. С помощью физико-химических методов он изучал болезненные явления и их симптомы. Основным методом познания И.Е.Дядьковский считал опыт, наблюдение и здравый смысл. Ученый признавал материальность мира, считая материю единым началом всего существующего иносительницей всех жизненных явлений. Большое значение в жизни здорового и больного организма, И.Е.Дядьковский придавал нервной системе, отводя ей главную роль во всех физиологических процессах. Он построил классификацию болезней, в основу которой положил проявление нервной системы, как важнейшей системы в организме. Воззрения И.Е.Дядьковского оказали большое влияние на развитие медицины и биологии в России, заложив основы для деятельности великих русских естествоиспытателей и врачей – И.М.Сеченова и И.П.Павлова.

Теоретическим вопросам медицины – физиологии и патологии много внимания уделял Е.О.Мухин (1766-1850). Особый интерес представляет сочинение Е.О.Мухина «О стимулах, влияющих на человеческий организм», в котором он пытался научно выявить роль влияния внешнего мира на человека. Разделяя стимулы на центробежные и центростремительные, он выделял стимулы, идущие по нервам к мозгу от внутренних органов. Главной системой человеческого организма Е.О.Мухин считал нервную систему.

Он преподавал анатомию, физиологию, судебную медицину на медицинском факультете Московского университета, а кроме того, занимался врачебной деятельностью в московских больницах и участвовал в борьбе с заразными болезнями.

Одним из основоположников отечественного клинического направления и московской терапевтической школы был М.Я.Мудров (1772-1831). Целью практической медицины М.Я.Мудров считал воспитание разумного врача и сведение опытов в определенный метод. Себя он причислял к сторонникам медицины физиологической или патологоанатомической и ставил знак равенства между этими понятиями. Ученый требовал индивидуального подхода к диагнозу, прогнозу и лечению больного, он призывал не рассматривать болезнь, как понятие отвлеченное. «Поверьте же, что врачевание не состоит ни в лечении болезни, ни в лечении причин – врачевание состоит в лечении самого больного», - говорил он. Он проводил обследование больного у его ложа, широко применяя объективное исследование. Ученый освоил методы перкуссии и аускультации, разработал систему ведения истории болезни и схему клинического исследования больного. О значении истории болезни для медицины он писал: «Сие сокровище для меня дороже всей моей библиотеки. Печатные книги везде можно найти, а истории болезни нигде».

Огромное значение в развитии медицины имели анатомическая школа П.А.Загорского и хи­рургическая школа И.Ф.Буша в С.-Петербурге.

Эти школы воспитали целую плеяду талантливых хирургов -крупнейших ученых, прославивших отечественную медицину. Большой вклад в анатомию и хирургию внесли И.В.Буяльский, Х.Х.Саломон, П.А.Наранович, Н.И.Пирогов и др. П.А.Загорский (1764-1846) - выдающийся русский анатом, оставил богатое научное наследие, которое имело большое значе­ние не только для развития отечественной анатомии, но и для развития других медицинских дисциплин. В 1802 году был издан учебник П.А.Загорского «Сокращенная анатомия», в котором автор под­робно изложил основы анатомии. Ученый проявил себя крупным исследователем, продолжая естественнонаучные традиции А.Н.Радищева. Изучая развитие и изменение артерий, он широко пользовался сравнительно-анатомическим методом. Методы химии П.А.Загорский применял при исследовании жидкостей человеческого тела, отвергнув при этом идеалистическую концепцию о жизненной силе. Опытным путем им было подкреплено положение М.В.Ломоносова о роли эритроцитов в переносе кислорода. Он выявил, что гемоглобин, в состав которого входит железо, играющее роль в обмене кислорода, содержится в эритроцитах.

Велик вклад в отечественную хирургию И.Ф.Буша (1771-1843). Он создал основы системы хирургической подготовки врачей и первую крупнейшую русскую хирургическую школу, заложившую научные традиции, которые подготовили стремительный взлет хирургии в России, связанный с именем Н.И.Пирогова.

Большое значение имела и органи­зованная им теоретическая подготовка лекарей, обеспечившая хорошие знания в области хирургии.

Все труды И.Ф.Буша отличаются энциклопедичностью, глубиной научного анализа, проникновением в сущность научных проблем.

В 1807 году выходит в свет «Руководство к преподаванию хирур­гии» И.Ф.Буша, которое выдержало пять изданий, и было единственным руководством по хирургии на русском языке.

Велики заслуги И.В.Буяльского (1789-1866) - анатома и хирурга. Большой интерес представляют его «Анатомико-хирургические таблицы», которые иллюстрируют технику производства многих операций.

Большое значение имеет деятельность И.В.Буяльского на поприще разработки медицинского, в том числе и зубоврачебного инструментария.

Блестящий хирург И.В.Буяльский отличался чуткостью и гуманностью. Он писал: «Легко отнять руку и ногу. Щегольнуть изяществом операций, но никогда еще не удавалось приставить ошибочно отнятую руку или ногу. И напрасное увечье, как бы оно блистательно произведено ни было, не вознаградится ни славой хирурга, ни поздним его раскаянием; обязанность честного человека семь раз подумать, прежде чем один раз отрезать. Операция делается для того, чтобы сохранить жизнь, но нам следует подумать и о том, чтобы сохраненная жизнь по возможности была менее тягостна».1

Ученик и помощник И.В.Буяльского П.А.Наранович также внес большой вклад в усовершенствование инструментария, в том числе и зубо­врачебного. Являясь незаурядным хирургом, П.А.Наранович произвел большое количество операций, среди которых были и зубоврачебные: оперативное лечение околоушной слюнной железы, гемангиом верхней губы. Первое оригинальное руко­водство по оперативной хирургии на русском языке Х.Х.Саломона содержало описание трансплан­тации при некоторых хирургических операциях, методику их проведения, технику производства операций на голове, и было одним из первых учебных пособий по этому разделу хирургии.Крупным деятелем отечественной медицины, активным участником перестройки медицинского образования в России в середине XIX века был Ф.И.Иноземцев (1802-1869), который преподавал хирургию в Московском университете.

В целях улучшения клинической подготовки будущих врачей, он ставил задачу «образовывать как можно более научно-практических врачей». Кроме клинических лекций с демонстрацией препаратов и практических занятий в клинике, Ф.И.Иноземцев требовал обязательного производства студентами операций на трупах и способствовал разработке анатомо-физиологического направления, выяснению роли нервной системы в физиологических и патологических процессах. Он сыграл значительную роль в создании общественной медицины в России: им была основана еженедельная «Московская медицинская газета», он создал в Москве Общество русских врачей. Ф.И.Иноземцев первым в России (1847) применил эфирный наркоз при производстве операций.

Гениальный ученый-хирург Н.И.Пирогов внес неоценимый вклад в развитие медицины вообще и зубоврачевания в частности.

Непревзойденный анатом, талантливый экспериментатор, разносторонний клиницист-хирург, терапевт, патологоанатом, Н.И.Пирогов был основоположником военно-полевой хирургии, прекрасным педагогом. Стремясь расширить знания врачей в области анатомии, Н.И.Пирогов был инициатором создания в медико-хирургической академии специального анатомического института. Он заложил фундамент новой науки - хирургической анатомии, что привело к созданию нового анатомо-физиологического направления в хирургии.

Он был хирургом-экспериментатором, хирургом-новатором. Ранее Л.Пастера и Д.Листера Н.И.Пирогов сделал гениальное предположение о том, что причиной нагноительных осложнений являются живые возбудители, что послужило толчком к созданию в клинике специального отделения «для зараженных госпитальными миазмами». Ученый одним из первых в Европе применил в 1847 году эфирный наркоз и первым в мире использовал наркоз на поле боя (Салты, 1847). Н.И.Пирогов первый в России ввел при переломах гипсовую повязку.

В своем классическом труде «Начала общей военно-полевой хирургии» (1865-1866) он сформулировал основные положения организации военно-медицинского дела, которые вошли в военно-медицинскую доктрину, принятую в Советской и Российской армиях.

Им было произведено большое количество зубоврачебных операций, разработаны методы производства плас­тических операций (ринопластика) на лице, выполнено много научных ра­бот, ряд сообщений, лекций посвящен вопросам зубоврачевания. Популяризация Н.И.Пироговым в своих лекциях зубоврачебной тематики способствовала интересу врачей к этой области медицины, повышению знаний и побуждала их заниматься практическим зубоврачеванием.

По предложению Н.И.Пирогова были изготовлены наборы хирурги­ческих инструментов, куда входили и зубоврачебные. Большое значение Н.И.пирогов придавал гигиене как науке, которая может предохранить человечество от заболеваний. Он писал: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственной, принесет несомненную пользу человечеству». Его слова «Будущее принадлежит медицине предохранительной» стали девизом передовой врачебной общественности. Понятию «травматическая эпидемия» Н.И.Пирогов придавал широкий смысл, понимая под этим «сумму разного рода насилий и лишений, поражающих массы случайных людей в новых для них местностях и в закрытых ограниченных пространствах…». Н.И.Пирогов пользовался статистическими методами для изучения показаний к хирургическому вмешательству, результатов лечения, исходов операций, причин заболеваемости и смертности в войнах.

Научные открытия Н.И.Пирогова имеют мировое значение. Они оказали большое влияние на развитие хирургии во всех странах мира. Характеризуя влияние Н.И.Пирогова, В.А.Оппель в «Истории русской хирургии» писал: «Школа Пирогова более широка, чем узкий круг его личных учеников».

В 1838 году в отчете медико-хирургической академии о 150 важнейших операциях, проведенных А.И.Овером, дается описание 5 полных и частичных «отнятий» верхней и нижней челюстей.

В первой половине XIX в. появляется много печатных работ рядовых русских лекарей. Среди них особого внимания заслуживает книга A.M.Соболева «Дентистика или зубное искусство о лечении зубных болезней с приложением детской гигиены».

В предисловии к ней автор пишет, что дентистика - это наука, один из разделов медицины, тесно связана с другими медицинскими науками и подчинена тем же зако­нам развития. В задачу этой науки входит профилактика и лечение заболеваний зубов и полости рта. Книга А.М.Соболева явилась энциклопедией передовых знаний в зубоврачевании того времени и в настоящее время представляет собой библиографическую ценность.

A.M.Соболев высказал мысль о единстве зубочелюстной системы и ее связи с другими частями организма Его оценка этиологических факторов, вызывающих заболевание зубов, является прогрессивной для того времени, если учесть, что во второй половине XVIII и в начале XIX века в Западной Европе господствовала узколокалистическая теория кариеса.

Первая половина XIX в. характеризуется быстрым ростом отече­ственных медицинских кадров. Согласно «Правилам врачей, фармацевтов, ветеринаров, дантистов и повивальных бабок», утвержденным в 1845 году, медицинские звания подраз­делялись следующим образом:

1. Учено-практические (лекарь, доктор медицины, доктор медицины и хирургии).

2. Учено-служебные (уездный врач, члены врачебной управы, аку­шер и оператор, инспектор врачебной управы).

3. Специально-практические (дантист, повивальная бабка).

Для получения того или иного звания необходимо было держать со­ответствующий экзамен. Лекари сдавали экзамены по оперативной хирур­гии и хирургической анатомии и должны были знать все большие и малые операции. Доктор медицины, кроме того, обязан был написать и защитить диссертацию. Доктор медицины и хирургии публично проводил две слож­ные операции. Оператору на экзамене необходимо было сделать одну важ­ную операцию. Поэтому многие русские лекари хорошо знали как челюстно-лицевую хирургию, так и практическое зубоврачевание.

Таким образом, еще в первой половине XIX в. было узаконено обя­зательное выполнение лекарями операций. Лекари имели право лечить все болезни без исключения и производить все операции. Для занятий зубовра­чебной практикой они не нуждались в дополнительном дипломе дантиста (из диссертации И.И.Палкина).

Кроме лекарей, воспитанников госпитальных школ, медико-хирургических академий, университетов зубоврачебная помощь оказыва­лась подлекарями, фельдшерами, зубными врачами (зубными лекарями), дантистами и знахарями. Строгого разделения на «дантистов» и «зубных лекарей» не было. И те, и другие были в основном иностранцами, приехавшими в Россию ради легкого заработка, не имея ни общемедицинского, ни зубоврачебного обра­зования. В 1810 году университеты и медико-хирургические академии стали присваивать ученые степени.

Главным государственным органом управления медициной в начале XIX века стал Медицинский департамент (в составе Министерства внутренних дел) с существовавшим при нем Медицинским советом как научно-медицинским органом. Создание его было вызвано развитием медицинской науки и необходимостью координирования научных исследований, а также для разработки законоположений и проектов в области медицины.

Разработка вопросов охраны здоровья - гигиены, предупреждения болезней, борьбы с заразными заболеваниями, совершенствование методов обучения студентов - характеризуют достижения научной и практической медицины в первой половине XIX века.

 

1 Маргорин Е.И. Илья Буяльский.- Л.-1948.

 

Литература к занятию:

1. Сорокина Т.С. Учебник «История медицины».М.: -Академия.-2004.

2. Пашков К.А. «Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины» для студентов лечебного факультета. М.-2004.

3. Троянский Г.Н. История советской стоматологии (Очерки). - М.: Медицина.- 1983.-С.- 5-6.

 

Темы для докладов:

 

Тема № 1: " Е.О.Мухин - как теоретик, клиницист и организатор медицинского образования"

 

План доклада:

1. Биографические сведения.

2. Отечественные хирурги о необходимости изучения хирургами анатомии.

3. Создание учебных руководств по хирургии, новых методов исследования.

4. Вклад ученого в развитие физиологии, дальнейшее утверждение физио­логического направления в медицинской науке.

5. Организация скорой помощи.

ЕФРЕМ ОСИПОВИЧ МУХИН (1766 - 1850) - выдающийся врач, ме­дицинское образование получил в Елизаветградской медико-хирургической школе, после окончания которой работал прозектором. С 1795 году Е.О.Мухин совершенствует свои знания по медицине в Московском универси­тете и через 5 лет защищает диссертацию на степень доктора медицины. С 1795-1816 г.г. он преподавал анатомию, физиологию, патологию и терапию в Московском медико-хирургическом училище, преобразованном в 1800 году в медико-хирургическую академию. С 1813 по 1835 гг. Е.О.Мухин - про­фессор кафедры анатомии, физиологии, судебной медицины и медицинской полиции (общественной гигиены) в Московском университете.

Е.О.Мухин разработал новый раздел анатомии - науку о слизистых сумках и синовиальных влагалищах, составил курс анатомии на русском языке, создал анатомические кабинеты в медико-хирургической академии и Московском университете. Занятия по анатомии Е.О.Мухин проводил на трупах, готовил препараты из замороженных трупов (метод, впоследствии развитый его учениками И.В.Буяльским и Н.И.Пироговым). Им было соз­дано учение о возбуждениях. Е.О.Мухин признавал ведущую роль нервной системы в жизнедеятельности организма, и патогенез многих заболеваний он рассматривал с позиции влияния нервной системы. В трудах Е.О.Мухина нервизм, как направление в медицине, получил свое дальнейшее развитие.

Ученый принимал участие в борьбе с эпидемиями, проводил вакци­нацию против оспы. При Голицинской больнице, где он работал главным врачом (1802-1812), им был организован пункт скорой помощи. Е.О.Мухиным было положено начало усовершенствования врачей. Им же были разра­ботаны основы травматологии и система восстановления жизненных функ­ций организма.

Сочинения:

1. Первые начала костоправной науки. - М., 1806./В кн.: Хрестоматия по истории медицины. - М.- 1968.-С.- 247-250

2. О возбуждениях. - В кн.: М.Ленгосек. Начальные основания физиологии. Пер. с ин. - М.- 1832.-С.- 1, 8.

Литература:

1. Аникина Т.П. Ефрем Осипович Мухин (1766-1850). К 100-летию со дня смерти.- Клиническая медицина.- 1950.- №1.

2. Лушников А.Г. Крупнейший деятель медицины первой половины XIX в. Ефрем Осипович Мухин.- Фельдшер и акушерка.- 1950.- №2.- С.- 39-49.

3. Мультановский М.П. История медицины. - М.- 1967.- с. 144-145.

4. Покровский Г.А. Профессор Мухин.- Врачебное дело.- 1950- №6.-С.- 259-263.

5. Шилинис Ю.А.Е.О.Мухин. - М.- 1960.

 

Тема № 2: " М.Я.Мудров - выдающийся терапевт и гигиенист XIX в. "

 

План доклада:

1. Краткие биографические данные.

2. Вопросы врачебной этики в трудах М.Я.Мудрова.

3. Вклад ученого в развитие терапии.

4. Создание первого руководства по военной гигиене.

МАТВЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ МУДРОВ (1772-1831) - выдающийся рус­ский клиницист. В 1800 году М.Я.Мудров закончил медицинский факультет Московского университета, находясь с 1802 по 1807 гг. за границей для усовершенствования, в 1804 году защитил диссертацию на степень доктора медицины по теме «О самопроизвольном отхождении плаценты». В 1807 году он написал первое в нашей стране руководство по военно-полевой хирургии, а через год издал работу «О пользе и предметах военной гигиены или науки сохранять здоровье военнослужащих».

С 1809 года М.Я.Мудров - профессор кафедры патологии и терапии. Рассматривая болезнь, как результат воздействия на организм условий окружающей среды, он развивал метод установления причин болезни и принципов лечения через опрос больного.

При обследовании больного М.Я.Мудров (первым в России) применил аускультацию и перкуссию. Им была разработана схема клинического обследования больного, введено написание истории болезни. Основным принципом его прак­тики было лечить не болезнь, а больного. Ученый внес ценный вклад в учение о профилактике болезней, сочетая в процессе обучения теорию с практикой, учил познанию явлений патологии в тесной связи с данными патологической анатомии.

Сочинения:

1. Избранные произведения. - М.-1949. В кн.: Хрестоматия по истории медици­ны. - М.- 1968.

Слово о пользе и предметах военной гигиены или науки сохранять здоровье военнослужащих.

Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному искусству при постелях больных.

Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача и другие.

 

Литература:

1. Бородулин Ф.Р. К истории нервизма в отечественной медицине. - М.- 1955.- С.- 42-55.

2. Гукасян А.Г. М.Я.Мудров. - В кн.: Мудров. Избранные произведения. - М.- 1949- С.- 5-16.

3. Лушников А.Г. Клиника внутренних болезней в России первой половины XIX в. - М.- 1959.-С. 111-117; 155-156; 162-163.

4. Российский Д.М. Медицинский факультет Московского университета в дни Отечественной войны 1812 года. - Клиническая медицина.- 1953.- №2.-С.- 77-78.

5. Сигал Е.С. Мудров как гигиенист. - Гигиена и санитария.- 1952.- №6.-С.- 3-9.

6. Смотров В.Н. М.Я.Мудров (1776-1831). - М.: Медгиз.- 1947.

 

Тема № 3: " И.В.Буяльский - выдающийся анатом и хирург"

 

План доклада:

1. Краткие биографические данные.

2. Практическая и научная деятельность И.В.Буяльского.

3. Вклад И.В.Буяльского в развитие анатомии, хирургии и зубоврачевания.

ИЛЬЯ ВАСИЛЬЕВИЧ БУЯЛЬСКИЙ (1789-1866) - выдающийся ана­том и хирург, окончив медико-хирургическую академию, работал прозек­тором у П.А.Загорского. В 1821 году, став профессором анатомии, одновре­менно работал и в области хирургии. С 1831 года И.В.Буяльский - ординарный профессор, а с 1842 года - академик медико-хирургической академии.

В 1829 году И.В.Буяльский стал управлять хирургическим инструментальным заводом, где много сделал для создания хирургического инструментария, в том числе им были сконструированы наборы зубных инструментов. Буяльским написано руководство по судебной медицине, созданы «Анатомико-хирургические таблицы» - первый отечественный оригинальный атлас по оперативной хирургии. Некоторые таблицы поясняют технику производства зубоврачебных операций и перевязки больших артерий, относящихся к челюстно-лицевой области.

И.В.Буяльский одним из первых хирургов применил обезболивание эфиром и хлороформом и применил хлорную известь, как средство предохранения от инфекции при операциях, внутрен­них осмотрах, при перевязках гангренозных ран, использовал крахмальную повязку при иммобилизации отломков костей и других манипуляциях. И.В.Буяльский в числе первых в России с успехом произвел операцию резекции верх­ней челюсти по поводу новообразования, разработал оригинальный метод восстановления нижней губы из кожи подбородка, производил пластические операции.

Сочинения:

1. Анатомико-хирургические таблицы, объясняющие производство операций, перевязывание больших артерий. - СПб. -1828.

2. О вырезывании мясистого нароста на верхней челюсти с выпиливанием по­ловины оной челюсти. - «Военно-медицинский журнал». 1843.- ч. 42.- кн. 3.- С.- 3-17.

3. Образование нижней губы из кожи подбородка. - «Друг здравия».- 1848.- №30.-С.- 3-7.

4. О седьмой паре нервов мозговых. - «Записки по части врачебной науки».- 1843.- кн. 2.- С.- 49-53.

Литература:

1. БМЭ.- 1954.- 2 изд.- т. 4- 1954- С.- 807-808. И.В.Буяльский

2. Колесов В.И. Страницы из истории отечественной хирургии. М.- 1952.-С-. 66-84.

3. Маргорин Е.М. Илья Буяльский. - М.- 1948.

 

Тема № 4: " Н.И.Пирогов - великий хирург и анатом"

 

План доклада:

1. Краткие биографические данные.

2. Роль Н.И.Пирогова в развитии топографической анатомии и опера­тивной хирургии.

3. Развитие физиологического направления в хирургии.

4. Создание Н.И. Пироговым военно-полевой хирургии. Разработка вопро­сов, связанных с введением в клинику наркоза.

5. Н.И.Пирогов - выдающийся реформатор медицинского образования и виднейший теоретик в области педагогики.

6. Вклад Н.И. Пирогова в развитие зубоврачевания.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ (1810-1881) - гениальный уче­ный, хирург и анатом, исследования которого положили начало анатомо-экспериментальному направлению в хирургии, военно-полевой хирургии и хирургической анатомии.

Н.И.Пирогов внес неоценимый вклад в развитие медицины вообще и зубоврачевания, в частности. В 1827 году окончил медицинский факультет Московского университе­та, а в 1832 году в Дерпте защитил диссертацию на степень доктора меди­цины по теме: «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме пахо­вой области легко выполнимым и безопасным вмешательством». До 1841 года Н.И.Пирогов работал профессором хирургии в Дерптском университете.

В 1841 году Н.И.Пирогов был приглашен в медико-хирургическую акаде­мию в С.-Петербурге, где стал заведовать кафедрой и клиникой госпитальной хирургии.

В 1847 году, впервые в Дагестане, под Салтами, ученый применил эфирный наркоз в военно-полевой практи­ке. В качестве хирурга Н.И.Пирогов участвовал в Крымской, Франко-прусской и Русско-турецкой войнах. В 1856 году он был вынужден оставить ме­дико-хирургическую академию в С.- Петербурге и был назначен попечи­телем учебных округов в Одессе, а затем в Киеве.

В 1862-1866 гг. Н.И.Пирогов руководил молодыми учеными в их работе за границей, по возвращении жил в своем имении Вишня (около г. Винницы).

Н.И.Пирогов приобрел большой опыт работы по пластическим опе­рациям на лице и был новатором в этой области хирургии. В 1835 году ученый читал в С.-Петербургской медико-хирургической академии лек­цию по ринопластике, в которой на основании своего богатого практиче­ского опыта показал ценность пластических операций на лице, обеспечи­вающих не только ликвидацию физических недостатков, но и нормализа­цию психических сторон жизнедеятельности. В этой лекции, хорошо иллю­стрированной схемами, Н.И. Пирогов изложил цели ринопластики в зави­симости от характера и степени повреждения. Описывая методы кожной пластики при операциях образования носа, он отдавал предпочтение пла­стике на ножке. Николай Иванович сформулировал основные законы трансплантации. За 20 лет, с 1836 по 1856 гг., Н.И.Пирогов сделал около 40 ринопластик, в то время как во всем мире до 1836 года было сделано всего 71 ринопластика.

Популяризация Н.И. Пироговым зубоврачебной тематики среди врачей способствовала повышению у них соответствующих знаний и по­буждала заниматься практическим зубоврачеванием. В 1841 году Н.И.Пиро­гов делает сообщение «О резекции верхней челюсти по поводу кариеса с неблагоприятным исходом», в котором делится своим опытом хирургического лечения остеомиелита верхней челюсти. В 1850 году он доложил мате­риалы по теме: «Операция рака гайморовой пещеры». За время работы в академии в клинике госпитальной хирурги Н.И.Пирогов сделал более 130 стоматологических операций (не считая удалений зубов). Сюда вошло 36 резекций челюстей по поводу новообразований, 5 операций вырезывания опухолей подъязычной слюнной железы, 25 операций иссечения нижней губы по поводу рака, 7 операций по поводу заячьей губы, 1 операция по поводу кисты нижней челюсти, около 40 ринопластик, 20 хейлопластик и 1 стоматопластика. Н.И.Пирогов великолепно владел техникой различных операций, в том числе и в полости рта. Он опубликовал большое количество научных работ, многие из которых до сих пор представляют интерес для сто­матологов. В 1855 году была опубликована работа ученого «Рак нижней губы», в которой приводятся результаты подробного патолого-анатомического исследования эпителиального рака нижней губы и описываются хирургиче­ские методы лечения этого заболевания.

Исполняя обязанности управляющего С.-Петербургским заводом военно-врачебных заготовлений (бывшая «инструментальная изба»), после И.В.Буяльского, Н.И.Пирогов создал различные типы хирургических на­боров, среди которых имеются инструменты для челюстно-лицевых опера­ций, зубоврачебный инструментарий. Даже батальонные наборы Н.И.Пи­рогова включали ключ зубной с тремя и двумя винтами и рукояткой, щип­цы зубные кривые и козью ножку. По заказу Н.И.Пирогова был сделан ранец с хирургическими инструментами, куда входили также зубной ключ, аппарат для перевязки переломов нижней челюсти, Т-образная головная повязка, повязка лицевая, носовая и другие предметы.

Анатомическое понятие «треугольник Пирогова» известно каждому стоматологу благодаря замечательному труду «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций», в котором Н.И.Пирогов описал доступ к язычной артерии, лежащей в треугольном пространстве.

Интересна тематика лекций, относящихся к зубоврачеванию, прочитан­ных Н.И.Пироговым слушателям академии.

1. «Перевязка art. carotidis, subclavie, anonimal», 1843.

2. «О сошвении небной занавески», 1844.

3. «Об образовании искусственных губ», 1844.

4. «О подъязычной опухоли (ranula) и операции при этой болезни», 1846.

5. «О выпиливании верхней челюсти», 1847.

6. «О сшивании губ», 1848.

7. «О страдании челюстей вследствие поражения зубов», 1846, 1849, 1850, 1851.

8. «О раковидных язвах губ», 1848, 1849, 1850, 1851.

9. «О страдании желез губ», 1848.

10. «Перевязка art. carotis et lingualis». 1848.

Заслуги Н.И.Пирогова перед мировой и отечественной хирургией огромны. Он придал развитию хирургии широкое, естественнонаучное направление, соединив ее воедино с анатомией, физиологией и другими науками. Н.И.Пирогов разработал ряд новых оперативных методик, обосно­вал учение о щадящих методах лечения ран, о шоке, о сортировке раненых. Им написаны труды, получившие мировое признание: «Топографическая анатомия», «Патологическая анатомия азиатской холеры», «Начала общей военно-полевой хирургии» (1864) и многие другие. Умер Н.И.Пирогов в 1881 году и был похоронен (тело забальзамировано и помещено в склеп) в бывшем имении Вишня, где в 1947 году создан музей его имени.

В 1897 году на средства, собранные по подписке, в Москве воздвигнут памят­ник ученому и Почетному гражданину Москвы.

Сочинения:

1. Собрание сочинений в 8 томах. - М.- 1957.- т. 1.-С.- 62-83.

2. Начала общей военно-полевой хирургии. - М. -Л.: Медгиз.- 1953.- ч. 1.- С.- 9-42.

3. Избранные педагогические сочинения.- М.: АМН РСФСР.- 1953.-С.- 47-72, 503-530.

4. Севастопольские письма и воспоминания. - М.- 1950.

5. О пластических операциях вообще, о ринопластике в особенности.- Военно-медицинский журнал.-1836.- ч.28.- №2.-С.-3-36.

6. Рак нижней губы. - Друг здравия.- 1855.- №34.-С.-145-147; 1855.- №35.-С.- 49-151.

Литература:

1. БСЭ.- Пирогов Н.И. - изд. 2.- т. ЗЗ.-С.- 75-77.

2. Геселевич A.M. Н.И.Пирогов. - М.- 1969.

3. Геселевич A.M, Смирнов Е.И. Н.И.Пирогов. - М.- 1960.

4. Геселевич A.M. Летопись жизни Н.И.Пирогова (1810-1881). - М.: Медицина.- 1976.

5. Колесов В.И. Страницы из истории отечественной хирургии. - М.: АМН РСФСР.- 1958.-С.- 104-179.

6. Копылов Ф.А.О хирургии и хирургах. - Л.: Медицина.- 1968.-С.- 125-127; 132-137; 176-178.

7. Могилевский Б.Л. Н.И.Пирогов (1810-1881). - М.- 1961.

8. Смирнов В.И. Современное значение основных положений Н.И.Пирогова в военно-полевой хирургии. - Вестник хирургии.- 1960.- №2.- С.- 11-13.

 

Тема № 5: " Вопросы зубоврачевания в трудах И.В.Буяльского, И.Ф. Буша, Н.И. Пирогова"

План доклада:

1. Состояние зубоврачебной науки.

2. Организация оказания зубоврачебной помощи.

3. Вопросы стоматологии в трудах выдающихся хирургов.

 

Разработка доклада ведется на основе проводимого студентами по­иска соответствующих данных в трудах названных ученых. В докладах должны быть освещены вопросы преподавания зубоврачебной науки в отечественных высших медицинских учебных заведениях первой половины XIX в., находившие свое отражение в изданиях учебников того времени.

Вместе с тем, должны быть покачаны методические подходы к из­учению стоматологических заболеваний в разработках их отечественными учеными (резекция верхней челюсти, ринопластика, формирование нижней губы из кожи подбородка, обработка челюстно-лицевых ран, фиксация отломков челюстей гипсовой подбородочно-телесной повязкой, а также вопросы протезирования и др.). Отмечается роль отечественных ученых в разработке методик общего обезболивания (Ф.И.Иноземцев, Н.И.Пирогов, A.M.Филомафитский), имевших значение для зубоврачебной практики.

Литература:

1. Бассалык Д.А. К истории зубоврачебного образования в дореволюцион­ной России. - Стоматология.- 1961.- №1.-С.- 82.

2. БМЭ.- изд. 2.- т. 31.-С.- 544-561. Стоматология.

3. Буяльский И.В. О вырезывании мясистого нароста на верхней челюсти с выпиливанием половины оной челюсти. - Военно-медицинский журнал.- 1843.- ч. 42.- кн. 3.-С.- 3-7.

4. Буяльский И.В. Образование нижней губы из кожи подбородка. - Друг здравия.- 1848.- №30.-С.- 3-7.

5. Буяльский И.В. Анатомико-хирургические таблицы, объясняющие про­изводство операций, перевязывание больших артерий. - СПб.- 1828.

6. Буяльский И.В.. О седьмой паре нервов мозговых. - Записки по части вра­чебной науки. 1848.- кн. 2.-С.- 49-53

7. Буш И.Ф. Руководство к преподаванию хирургии. – СПб.- 1807-1808.

8. Кац М.С. История советской стоматологии. - М.: Медгиз.- 1963.

9. Коварский М.О. Краткая история зубоврачевания. - М.- 1928.

10. Левицкий А.П. Материалы к истории зубоврачевания в России. Одонтологическое обозрение.- 1899.- №1.-С.- 1; №9.-С.- 107; №8.-С.- 229; №9.-С.- 449; 1900.- №1.-С.- 3; №2.-С.- 53; №9.-С.- 449.

11. Пирогов Н.И.. Сочинения. - СПб.- 1887.

12. Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. – М.-Л.- 1950.

13. Пирогов Н.И. О пластических операциях вообще, о ринопластике в особенности. - Военно-медицинский журнал.- 1836.- ч. 23.- №2. -С.-3-36.

14. Пирогов Н.И. Интересный случай сложной болезни. - Друг здравия.- 1852.- ч. 16.-С.- 71-72.

15. Удинцов Е.И., Рогачев Г.И. Социально-организационные проблемы при некоторых патологических состояниях. – М.-Наука.- 1978.-С.- 5-52.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.