Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. При подготовке первого вопроса, обратите внимание на то, что главной задачей внешней политики России в конце XVII – начале XVIII века было завоевание выхода к






 

При подготовке первого вопроса, обратите внимание на то, что главной задачей внешней политики России в конце XVII – начале XVIII века было завоевание выхода к морям (первоначально к южным).

Охарактеризуйте международное положение Российской империи и внешнюю политику российских императоров первой половины – середины XVIII века.

Русско-турецкая война 1686–1700 гг. (часть борьбы европейских держав с османской агрессией) началась в связи с присоединением России в 1686 г. к антитурецкой " Священной лиге" 1684 г. (Австрия, Речь Посполитая, Венеция). Но Крымские походы 1687 г и 1689 г., закончились поражением, как и первый Азовский поход Петра I 1695 г. Азов получал подкрепление с моря и Петр организовал строительство флота (30 морских судов и более 1000 речных барок для перевозки войск). Во втором Азовском походе 1696 г. Азов был взят. Карловицкое перемирие 1699 г. и Константинопольский мир 1700 г. обеспечили нейтралитет Турции накануне Северной войны.

В 1697–1698 гг. состоялось Великое посольство в Курляндию, Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Польшу для заключения антитурецкого союза. Оценив ситуацию в Европе, где назревала война за " испанское наследство", Петр I отказался от борьбы за южные моря и решил бороться за выход к Балтийскому морю. В 1699 г. Россия вступила в Северный союз (с участием Дании и Саксонии). В ходе Северной войны 1700–1721 гг. со Швецией Россия приобрела выход в Балтийское море. Уступка Азова по Прутскому миру 1711 г. в ходе русско-турецкой войны 1710–1713 гг., спровоцированной обеспокоенными усилением России Англией и Францией, стала ценой этой победы.

Адрианопольский мир 1713 г. прекратил состояние войны между Россией и Турцией. При Петре I укреплялись связи России с Арменией и Грузией, которые рассчитывали на помощь России в борьбе за независимость. Россия хотела создать армяно-грузинское государство под своим протекторатом. В обмен на объединенное (в 1723 г.) выступление армяно-грузинских войск Петр I обещал военную помощь, которую не смог оказать.

В русско-иранской войне 1722–1723 гг. (Россия стремилась получить берега Каспийского моря) были достигнуты непрочные успехи (по Петербургскому миру 1723 г. к России отходили Дербент, Баку и др.), закрепленные частично Константинопольским миром 1724 г. с Турцией. С 1722 г. начинается строительство крепостей, оттеснение чеченцев в горы, заселение плодородных земель казаками.

Со второй четверти XVIII века главными задачами стали обеспечение безопасности южных районов России и воссоединение русских, украинцев и белорусов. Присоединение Белоруссии и оставшейся (большей) части Украины было проведено в ходе участия России в трех разделах Польши (1772 г., 1793 г., 1795 г.). К России перешли сначала восточная Белоруссия, затем – центральная Белоруссия с Минском и Правобережная Украина, и, наконец, Литва, Курляндия, Волынь и Западная Белоруссия.

В результате русско-турецкой войны 1736–1739 гг. по Белградскому миру 1739 г. Россия получила значительные пространства Черноморской степи без выходов к морским берегам и без права держать флот на Черном море, Азов срывался и оставался в нейтральной полосе. В русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг. по Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г. Россия признавалась защитницей прав христианских народов Османской империи, получала выход к Черному морю (крепости Керчь и др.) и право иметь на Черном море свой флот; территорию Украины до Южного Буга (с Азовом). Проливы Босфор и Дарданеллы открывались для русского флота. В 1783 г. было присоединено Крымское ханство, по Георгиевскому трактату установлен протекторат над Грузией.

После русско-турецкой войны 1787–1791 гг., предпринятой Турцией для возвращения Крыма, по Ясскому миру 1791 г. к России отходили все земли между Южным Бугом и Днестром (и крепость Очаков), все Северное Причерноморье. Турция отказывалась от претензий на Крым.

Внешняя политика на западном направлении в эпоху дворцовых переворотов была в основном не связана с интересами России. Была признана " Прагматическая санкция" 1713 г. – завещание императора Карла VI, оставлявшее все Габсбургские земли его дочери Марии-Терезии. Это обязывало Россию воевать в будущем с Пруссией и Баварией в защиту ее интересов в Австрии. Франция, чтобы отвлечь внимание России от Европы, инициировала войну Швеции против России 1741 г. По мирному договору, заключенному в 1743 г. в городе Або, к России перешла часть Финляндии.

В 50-е гг. XVIII века Россия участвовала в Семилетней войне 1756–1763 гг. В этой войне Великобритания боролась с Францией за колонии в Северной Америке, Россия стремилась расширить свою территорию на западе за счет части польских земель, Польше предполагалось компенсировать территориальный урон за счет Пруссии. В 1760 г. русские заняли Берлин. Петр III, прекратив войну с Пруссией, стал готовиться к войне с Данией (за Шлезвиг для Голштинии).

В 1793 г. Россия разрывает дипломатические отношения с Францией и по договору с Австрией и Англией от 1793 г. участвует в коалиционных войнах (во второй антифранцузской коалиции с Великобританией, Австрией, Турцией, Королевством обеих Сицилий). Предприняты знаменитые Средиземноморский поход Ф.Ф. Ушакова 1798–1800 гг., Итальянский (1799 г.) и Швейцарский (1799 г.) походы А.В. Суворова. После разрыва союза России с Англией в 1800 г. Павел I готовит войну с ней. Успешно отражаются очередные попытки Швеции вернуть Балтийское море (Кюменский мир 1790 г. в войне со Швецией 1788–1790 гг.). Продолжалось освоение Аляски. В XVIII веке Россия превращается в морскую державу, становится империей, активно вмешивается в дела Европы.

При подготовке ответа на второй вопрос, обратите внимание на то, что в XVIII веке русская культура приобрела качественно новые черты, отличающие ее от древнерусской и средневековой культуры. Во-первых, культура стала носить светский характер. Во-вторых, возникла наука. В-третьих, сохраняя свою национальную самобытность, русская культура испытала сильное западноевропейское влияние. В-четвертых, во второй половине XVIII века формируется русское просвещение.

Петр I активно реформировал сферу культуры, в первую очередь, образование. В провинции начальное образование осуществлялось в епархиальных (готовили священнослужителей), цифирных (готовили мелких чиновников для местных органов) и гарнизонных (обучали солдатских детей) школах.

Были основаны военные учебные заведения (Бомбардирская школа, Школа математических и морских наук, Медицинская школа), Морская академия, а также артиллерийские, инженерные, горные, кораблестроительные, штурманские, ремесленные, хирургические школы и др. Уже после смерти Петра в Петербурге открылась Академии наук.

При Петре I были изданы новые учебники (" Арифметика, сиречь наука числительная" Л.Ф. Магницкого, " Букварь" и др.).

Реформа гражданского шрифта 1708 г. вместо печатного кирилловского полуустава вводила шрифтна основе нового почерка московского письма конца XVII – начала XVIII вв. Исключались буквы " пси", " кси", " омега", знаки ударений (силы) и сокращений (титлы), вводились Е, Я, Э оборотное, вместо буквенных цифр – арабские. Были организованы книготорговля, издание первой печатной газеты (" Ведомость" с 1702 г.), библиотечное дело, научные исследования, музееведение (Кунсткамера). При Петре I традиционные представления о бытовом укладе жизни подверглись коренной ломке. Вводилось брадобритие, европейская одежда, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников, ассамблеи – собраний-балов с участием женщин в домах российской знати.

" Европеизация" обычаев и нравов призвана была подчеркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи от Московской Руси.

В 1755 г. в Москве по проекту М.В. Ломоносова был открыт первый российский университет. Преподавание в нем впервые осуществлялось на русском языке. В отличие от всех университетов мира в нем отсутствовал богословский факультет. Со второй половины XVIII века стали создаваться закрытые сословные учебные учреждения. Цель их – воспитание " новой породы людей", по расчету Екатерины II – опоры самодержавного строя. Для духовенства в губернских городах создавались духовные семинарии.

Для детей купечества открывались коммерческие школы. Из цифирных школ были созданы сословные школы солдатских детей, они готовили унтер-офицеров. Для крестьян и горожан сословных школ не существовало. И лишь в 80-х годах начинается создание общеобразовательных школ: четырехклассных главных народных училищ по одному в каждом губернском центре, двухклассных малых народных училищ по одному в каждом уездном центре. Были созданы также Академия художеств и Малая Хирургическая академия.

В ходе Великой Северной экспедиции, экспедиций В. Беринга, А.И. Чирикова, С.П. Крашенинникова и др. были обследованы северо-восточные и южные территории страны, составлены карты и в 1731 г. появился первый российский географический атлас И. Кириллова. Особая роль в развитии российской науки принадлежит ученому-энциклопедисту м. В. Ломоносову (1711 – 1765 гг.) Делается ряд замечательных технических открытий и изобретений И.И. Ползуновым, И.П. Кулибиным, Л.Л. Шамшуренковым, Р.А. Глинковым, Т.И. Волосковым и др. Развивалась историческая наука (В.Н. Татищев, пятитомная " История Российская"). Появляется просветительство (С.Е. Десницкий; Н.И. Новиков; А.Н. Радищев).

Ведущим направлением в литературе XVIII века стал классицизм (А.П. Сумароков, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.М. Херасков, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин). Во второй половине XVIII века на первый план выдвигается сатирико-обличительное направление (Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов). Появляются новые жанры (роман, мещанская драма). В конце XVIII века в русской литературе возникло новое литературное направление – сентиментализм (Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев).

В градостроительстве со времени основания Петербурга (1703 г.) совершается переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке. Господствующий стиль в первой половине – середине XVIII века – барокко (В.В. Растрелли, Большой дворец в Петергофе, Зимний дворец, Смольный монастырь). Во второй половине XVIII века – классицизм (В.И. Баженов, дом Пашкова в Москве; Михайловский замок в Петербурге; М.Ф. Казаков, Сенат в Кремле, Московский университет на Моховой улице). Работали иностранные архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот (Академия Художеств в Петербурге); Дж. Кварнеги (Александровский дворец в Царском селе); Ч. Камерон (Камеронова галерея в Царском Селе). В Кусково и Останкино строили крепостные мастера Шереметевых – Ф.С. и П.И. Аргуновы.

Основоположники светской живописи – А.П. Антропов, А.М. Матвеев и И.Н. Никитин. Ведущий жанр живописи в XVIII века – портрет (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, крепостные художники И.П. и Н.И. Аргуновы). Крупнейший представитель исторического жанра – И.П. Лосенко. Произведения С.Ф. Щедрина положили начало пейзажу в русской живописи.

Зарождается бытовой жанр (М. Шибанов, " Крестьянский обед"). Стремительный взлет в XVIII веке переживает скульптура, не имевшая значительных традиций в предшествующие века (памятник Петру I Э. Фальконе, 1782 г.; М.И. Козловский, " Спящий Амур", 1792 г.; памятник А.В. Суворову в Петербурге, 1799 – 1801 гг.). И.П. Мартос – мемориальная пластика. Ф.И. Шубин создает отличающиеся острыми психологическими характеристиками скульптурные портреты П.А. Румянцева-Задунайского, Павла I.

Создателем русского театра в 1756 г. стал Ф.Г. Волков. Существенную роль в культурной жизни страны играли крепостные театры (Шереметевых, Вороновых, Урусовых и др.), выдвинувшие целый ряд крупных актеров (П.И. Жемчугова). К последней трети XVIII века относится формирование русской композиторской школы (М.С. Березовский, Д.И. Бортнянский, Е.П. Фомин, И.Е. Хандошкин, М.М. Соколовский). Были написаны и поставлены первые русские оперы, большинство партитур до нас не дошло. Издаются первые сборники романсов, народных песен.

В XVIII веке усилился процесс взаимообогащения русской, украинской, белорусской культур и культур других народов, входящих в состав России. Культура стала светской. Начинается процесс выделения двух субкультур: дворянской (западноевропейской) и народной.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Назовите главные внешнеполитические задачи в первой и второй половине XVIII века.

2. Охарактеризуйте изменения территории России в XVIII веке.

3. Каковы причины антифранцузской направленности внешней политики в конце XVIII века?

4. Каковы особенности и итоги развития российской культуры в XVIII веке?

5. Перечислите основные художественные стили в архитектуре и живописи России в XVIII веке.

6. Назовите выдающихся ученых, изобретателей XVIII века, их научные открытия; почему М.В. Ломоносова называют ученым-энциклопедистом?

 

Литература

 

1. Гребенщикова, Г.А. Екатерина II и развитие военного флота России / Г.А. Гребенщикова // Вопросы истории. – 2005. – № 4. – С. 150–156.

2. Гурвич-Лищинер, С.Д. Чаадаев и Герцен: эволюция идейных контактов в свете нынешних дискуссий / С.Д. Гурвич-Лищинер // Отечественная история. – 2005. – № 1. – С. 56 –74.

3. Зуев, М.Н. История России: учебник для вузов / М.Н. Зуев. – М.: ПРИОР, 1998. – С. 419–430; 581–598.

4. История и культурология / под ред. Н.В.Шишовой. – М.: Логос, 1999. – С. 292–301.

5. История России / под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2000. – С. 148–162.

6. История России: теории изучения: в 2 кн. / Н.В. Васильева, В.В. Запарий, А.А. Здесенко и др. / под ред. Б.В. Личмана. – Екатеринбург: СВ – 96. – 2001. – Кн. 1. – С. 220–224; 232–235.

7. Коваленко, Т.А. Менталитет дворянской культуры XVIII века / Т.А. Коваленко // Общественные истории и современность. – 1997. – № 5. – С. 108–117.

8. Культурология: история мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой. – М: ЮНИТИ, 2000. – С. 450–460.

9. Курочкина, И.Н. Формирование и развитие дворянского этикета в России XVIII века / И.Н. Курочкина // Общественные истории и современность. – 1997. – № 5. – 108–117.

10. Отечественная история / под ред. Ш.М. Мунчаева. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 134–144.

11. Российская история / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 1997. – С. 101–108; 122–127; 139–145.

12. Рэгсдейл, Х. Просвещённый абсолютизм и внешняя политика России в 1762 – 1815 годах / Х. Рэгсдейл // Отечественная история. – 2001. – № 3. – С. 3–24.

13. Соколов, А.Б. Культура и власть в эпоху Просвещения / А.Б. Соколов, Т.П. Лабутина // Вопросы истории. – 2006. – № 7. – С.167.

14. Сорокин, Ю.А. Павел I и " вольные каменщики" / Ю.А. Сорокин // Вопросы истории. – 2005. – № 4. – С. 19–38.

15. Шелохаев, В.В. " М.А. Давыдов. Очерки аграрной истории России в конце XIX – начале XX в.: по материалам транспортной статистики и статистики землеустройства" / В.В. Шелохаев // Отечественная история. – 2005. – № 1. – С. 181–183.

 

 

ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ

План

 

1. Понятие " крепостное право". Социально-экономическая основа закрепощения крестьян.

2. Этапы установления крепостничества. Соборное уложение (1649 г.)

3. Крестьянские выступления XVII века.

 

Методические советы

 

Приступая к изучению первого вопроса, уясните, что крепостное право – высшая форма неполной собственности феодала на крестьянина, основанная на прикреплении его к земле феодала (боярина, помещика, монастыря и т. п.) или феодального государства. Последнее имеет место в случае отсутствия частного собственника земли, когда крестьянские общины несут повинности в пользу государства.

Институт крепостного права является важнейшим истоком и элементом российской государственности, сближающим её с восточной цивилизацией. Крепостное право возникло и развивалось одновременно с княжеско-подданническими отношениями и было неотделимо от них. Именно в крепостном праве реализовывалась возможность владельцев земли получать с крестьян феодальную ренту в её самых разнообразных формах. До середины XVI века преобладал оброк, а затем приоритет получила барщина.

Рассматривая проблему установления крепостного права, следует помнить, что главной предпосылкой юридического утверждения крепостничества был процесс, который принято называть " вторым изданием крепостничества". В странах Западной Европы в результате втягивания сельского хозяйства в рыночные отношения происходило возвращение крестьянам личной свободы, и осуществлялась замена барщины оброком и денежной рентой. В России власть владельцев земли не была подорвана ни революцией цен (поток дешёвого золота и серебра из колоний обесценил деньги, а цены на товары выросли) ни развитием буржуазных отношений, поэтому в торговлю здесь втягивались сами феодалы. Помещики расширяли собственную запашку земли а, следовательно, и барщину, так как поле господина обрабатывалось барщинным трудом крестьян.

Следует обратить внимание и на политические аспекты установления российского крепостного права. Феодальные отношения в Западной Европе предполагали двух собственников земли: феодала, имеющего право на получение ренты (определялась законом или обычаем), и крестьянина, имеющего право распоряжаться землёй. Феодал не мог отобрать у крестьянина землю, а крестьянин мог эту землю не только передать по наследству, но и продать, только к покупателю переходила обязанность платить ренту.

Традиции феодальных вольностей, самостоятельность крестьянских общин были преградой для закрепощения. Подумайте, над вопросом, о том насколько происхождение самодержавной власти в России было связано с крепостничеством?

Московское государство осуществляло свои функции преимущественно военно-административными методами, ограничивая самоуправление, используя внеэкономический способ простого отбирания продуктов и товаров. При таком способе управления властям было выгодно прикрепить крестьян к земле, свести к минимуму их самостоятельность.

Переходя к рассмотрению второго вопроса, уясните, что процесс формирования крепостного права был длительным. Обратите внимание на дискуссионный характер периодизации установления крепостного права. Ряд историков считает, что крепостное право было введено царским указом в 1592 г. или 1593 г. Однако текст этого указа не найден, имеются лишь косвенные доказательства его существования. Поэтому широко распространено мнение, что крепостное право сложилось в результате последовательного издания серии указов, ограничивавших, а потом на практике отменявших право свободного перехода от одного феодала к другому.

Выделите основные этапы закрепощения крестьян.

Прежде всего, запомните, что в эпоху политической раздробленности на Руси не было общего закона, определявшего положение крестьян и их обязанности. В первой половине XV века крестьяне свободно могли оставлять землю, на которой они жили, и переходить к другому землевладельцу, уплатив прежнему долги и особую пошлину за пользование землёй – " пожилое". Во второй половине XV века московские князья для решения военных и внешнеполитических проблем создают большое войско, которое подчинялось только им. Военнослужащие этого войска назывались служилыми дворянами. За службу дворяне получали участки земли с крестьянами – поместья. Если бояре Киевской Руси получали землю в вотчинное правление (наследственная собственность), то дворяне получали землю лишь на время несения службы, в качестве платы за эту службу.

Одним из следствий перехода к поместной системе было ухудшение положения крестьян. Увеличение ренты заставляло крестьян уходить к другому помещику и заключать с ним " порядную грамоту" (от слова " ряд" – договор). Крестьянин обязывался за пользование землёй нести повинности, обычно в форме оброка. Эта форма зависимости была добровольной.

В 1479 г. " Судебник" Ивана III в общегосударственном масштабе ограничил время перехода крестьян от одного феодала к другому одним сроком в году – неделей до юрьева дня (26 ноября по старому стилю).

В 1580–1590-е гг. правительство приняло ряд постановлений, приведших на практике к закрепощению крестьян. В 1581 г. впервые устанавливается режим " заповедных лет" – годы, в которые запрещался переход крестьян.

В 1597 г. впервые вводится 5-летний сыск беглых крестьян (урочные лета). В 1649 г. " Соборное Уложение" вводит бессрочный срок для розыска и возврата беглых и насильственно вывезенных крестьян и наказания их укрывателей. Так завершился процесс юридического оформления крепостного права.

При подготовке ответа на третий вопрос обратите внимание на то, что введение государственной системы крепостного права привело в России к резкому обострению социальных противоречий, создало условия для крестьянских волнений.

Охарактеризуете восстание холопов (1603–1604 гг.), участие крестьян в городских восстаниях (1650 г., 1662 г.) и социальных конфликтах смутного времени, движение под предводительством С. Разина (1670–1671 гг.).

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Как называлось условное владение феодалов, полученное за службу?

2. Каким единым термином стали называть сельскохозяйственное население в XV веке?

3. Кто составлял созданное в середине XVI века постоянное русское войско?

4. Как называется высшая форма зависимости крестьянина от феодала?

5. Когда фактически сложилось крепостное право в России?

6. Что такое писцовые книги? Когда и с какой целью они были составлены?

7. Как назывались указы о розыске и возвращении беглых, изданные в конце XVI – начале XVII вв.?

8. Какой общерусский свод законов впервые вводил Юрьев день в государственном масштабе?

9. Как в XVI – XVII вв. назывались годы, в которые отменялся переход крестьян в Юрьев день?

10. Какой свод законов юридически оформил установление крепостного права в России?

11. Назовите основных руководителей народных восстаний XVII века?

 

Литература

 

1. История России: Учебник для вузов / М.А. Зуев. – М.: Приор, 1998. – С. 284–304.

2. История Отечества: люди, идеи, решения: очерки истории России IX – XX в. – М.: Политиздат, 1991. – С. 31–33; 34–75.

3. История России с древнейших времён до конца ХVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров / под ред. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 1997. – С. 371–390, 520–531.

4. История России с начала XVIII до конца XIX века/ Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов / под. ред. А.Н. Сахарова.– М.: АСТ, 1997. – С. 52–67.

5. История России с древнейших времён до 1861 года / под ред. Н.И. Павленко. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 185–190, 204–222.

6. Ключевский, В.О. Русская история: полный курс лекций / В.О. Ключевский. – М.: Мысль, 1995. – Кн. 2. – С. 271–293.

7. Соловьёв, В.М. Актуальные вопросы изучения народных движений: полемические заметки о крестьянских войнах в России / В.М. Соловьёв // История СССР. – 1991. – № 3. – С. 130–145.

 

 

ТЕМА 8. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБЩЕСТВЕННЫХ СИЛ РОССИИ

 

План

 

1. Общественно политическая мысль и освободительное движение в XIX веке: основные этапы, особенности.

2. Консервативное течение и его идеи.

3. Возникновение и развитие либерализма.

4. Народничество в России: программные установки и эволюция методов борьбы.

5. Радикальный марксизм в России и его оппоненты.

 

Методические рекомендации

 

Изучение I вопроса следует начать с понятия " освободительное движение". Обратите внимание на то, что в общественно-политическое движение входят революционная борьба, либерально-оппозиционные выступления, а также все оттенки передовой общественно-политической мысли. Освободительное движение зарождается в период перехода от феодализма к капитализму и связано с ростом национального самосознания, появлением прогрессивных и патриотических идей, направленных на реформирование страны. Существуют разные подходы к периодизации освободительного движения.

В.И. Ленин в основу периодизации положил сословно-классовый критерий. Он выделил следующие этапы: 1825–1861 гг. – этап дворянский; 1861–1895 гг. – этап разночинский; 1895–1917 гг. – этап пролетарский.

Какие существуют другие критерии периодизации освободительного движения, и какие этапы его можно выделить? Почему В.И. Ленин не считал оппозиционным либеральное движение?

Обратите внимание на следующие особенности освободительного движения: задачи буржуазно-демократического преобразования страны, выдвинутые освободительным движением России, опережали реальные условия их осуществления; в руководстве русским освободительным движением преобладали дворяне и интеллигенция. Объясните почему?

По второму вопросу следует обратить внимание на историческую обстановку после поражения декабризма. После поражения декабристов, открыто выступавших против самодержавия, в общественной жизни России наступил застой. У некоторой части мыслящих людей появились пессимизм и отчаяние. Философские письма Чаадаева в 1829–1831 годах, всколыхнули общественное мнение. В 1830–1850-е годы XIX века оформились основные течения в общественном движении: консервативное, либеральное, революционно-демократическое.

Консервативное направление получило свое идейное выражение в теории официальной народности. Принципы ее были сформулированы министром просвещения С.С. Уваровым: православие, самодержавие, народность.

Раскройте смысл названных принципов. Социальная задача " официальной народности заключалась в том, чтобы доказать " исконность" и " законность" крепостничества и монархического направления. В пореформенной России началась трансформация консервативного течения в правительственный лагерь. Хотя после Крымской войны, наблюдается кризис " теории" при Александре III и Николае II предпринимались попытки взять ее на вооружение. В конце XIX – начале XX века начинается процесс консолидации монархистов. Во время I революции возникли первые монархические организации. Консерватизм часто отождествляют с реакционностью. Подумайте, так ли это?

Изучая литературу и источники, определите сущность либерализма. В широком значении – это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. История российского либерализма включает в себя следующие этапы: 1830-е – 1850-е годы XIX века – это формирование либеральной идеологии; 1860-е – 1880-е годы XIX века – развитие общественно-политического движения, земский либерализм, конец XIX – начало XX века – возникновение либеральных политических партий. Охарактеризуйте все перечисленные этапы.

Обратите внимание на западничество и славянофильство. Западничество отстаивало индивидуализм и свободу личности, рационализм, веру в прогресс и познаваемость мира, западный путь развития России, реформы " сверху" во избежание революции.

Славянофилы выдвигали учение о самобытности и особом пути развития России, о мессианской роли русского народа на мировой арене, защищали православие и исконное самодержавие. Что объединяло их?

Определите, почему в пореформенное время в либеральной среде возрастает внимание к социально-экономической проблематике. Перечислите основные требования пореформенного либерализма. Охарактеризуйте просветительскую и земскую деятельность либералов 1880-х годов. Создание первых либеральных организаций.

Изучение четвертого вопроса начните со знакомства с воззрениями Герцена и Чернышевского – главных теоретиков народничества. В 60–70-е годы XIX века идеология народничества имела следующие характерные черты: признание самобытности русского экономического строя с его крестьянской общиной; признание возможности перехода к социализму через революцию и крестьянскую общину; признание особой роли революционной интеллигенции субъективного и личного факта в общественном развитии.

К концу 60-х годов в рамках народничества выявились два подхода по методам осуществления социальных преобразований: революционный и реформаторский. В революционном народничестве определились следующие направления: бунтарское (М.А. Бакунин), пропагандистское (П.А. Лавров), заговорщицкое (П.Н. Ткачев). Дайте характеристику этим направлениям и определите вопросы, по которым они различались.

Ни одно направление в народничестве не встречалось в чистом виде, и потому первые народнические организации не строились на единой платформе. Охарактеризуйте деятельность кружков Ишутина (1863–1866 гг.), Нечаева (1869 г.), чайковцев (1869 г.). В 1870-е годы массовый характер обрело хождение в народ. Каковы его особенности? Охарактеризуйте два вида пропаганды: летучая пропаганда и оседлая пропаганда. Каковы результаты?

Создание " Земли и воли" (1876–1879 гг.) было следствием провала попыток поднять крестьян на революцию. Кто входил в организацию? Какова ее структура? Каковы были ее цели? В чем проявилась ее деятельность?

Среди народников-реформаторов следует выделить Н.К. Михайловского. Каковы его взгляды?

В начале 1880-х годов наблюдается кризис в идеологии народничества. Опишите, как пытались выйти из него революционные народники и народники-реформаторы.

Закончить ответ следует анализом исторического значения народничества в общественно-политической жизни России.

Пятый вопрос. Судьбы марксизма в России – проблема, которая требует нового подхода. Русский марксизм, социализм, русские революции XX века необходимо рассматривать в связи с вековой историей России, с материальными и духовными условиями жизни народа, с особенностями русской мысли.

Первоначально рабочее движение в России развивалось под заметным влиянием народничества, которое не выделяло рабочий класс из всей массы народа. Народники видели в рабочих крепостных крестьян, отпущенных помещиками на заработки в город. Однако вступление России на путь капитализма сопровождалось усилением рабочего движения и появлением рабочего вопроса.

Раскройте основные положения марксистской теории. Распространение ортодоксального марксизма в России в историографии связывается с деятельностью группы " Освобождение труда" (1883–1903 гг.), которой руководил Г.В. Плеханов. Расскажите о деятельности этой группы, марксистских кружков, возникших в самой России. В 1895 г. в Петербурге при участии В.И. Ульянова создается " Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Следующим шагом в распространении марксизма стало создание социал-демократической рабочей партии. Обратите внимание на то, что радикальный марксизм в России утверждался в острой борьбе с " легальным марксизмом" и " экономизмом". Уясните, в чем сущность разногласий между " экономистами" и ортодоксальными марксистами. Какой документ излагал основные идеи " экономистов"?

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какие идеи сформулировал П.Я. Чаадаев в первом " Философическом письме"?

2. Как с 1860-х – начала 1870-х гг. в русской публицистике стала называться социальная прослойка людей, профессионально занимавшихся умственным трудом?

3. Какой роман был написан Ф.М. Достоевским на материалах судебного процесса по делу членов кружка С.Г. Нечаева?

4. Кто был ведущим публицистом демократического журнала " Русское слово" в первой половине 1860-х гг.?

5. Как назывался влиятельный либеральный журнал в пореформенной России, основанный в 1866 г. М.М. Стасюлевичем?

6. Как относились народники к капитализму в России?

7. Какое название получило организованное в 1874 г. массовое пропагандистское движение демократической и революционной интеллигенции в среде крестьянства?

8. Кто соответственно являлся идеологами бунтарского, пропагандистского и заговорщического направлений в революционном народничестве?

9. На какие две группы в 1879 г. раскололась основанная в 1876 г. революционно-народническая организация " Земля и Воля"? Каковы основные программные идеи этих групп?

10. После какой рабочей стачки, организованной в 1885 г. в Подмосковье, газеты писали о " народившимся на Руси рабочем вопросе"?

11. Идеи какого направления в 1890-х гг. выражал журнал " Русское богатство" во главе с Н.К. Михайловским?

12. Какой популярный журнал либерального, а позднее – охранительного направления издавался М.Н. Катковым?

13. Почему, именно, в России получили широкое распространение идеи революционного марксизма?

14. Как называлась марксистская группа, основанная в 1883 г. в Женеве Г.В. Плехановым, В.И. Засулич, П.Б. Аксельродом?

 

Литература

 

1. Андреев, Д.А. Консервативный либерализм Василия Маклакова / Д.А. Андреев, Н.И. Дедков// Отечественная история. – 2006. – № 1. – С.162.

2. Бучин, А.П. Классово-экономическая характеристика массовых демократических движений XIX–XX веков / А.П. Бучин// Вопросы истории. – 1997. – № 3. – С. 37–51.

3. Булгаков, С.Н. Трактовка социализма " идеалистическим направлением" общественной мысли России / С.Н. Булгаков, Е.Л. Рудницкая// Вопросы истории. – 2006. – № 5. – С. 24.

4. Бутаков, Я.А. Консерватизм в России и мире / Я.А. Бутаков// Вопросы истории. – 2006. – № 5. – С.165.

5. Габидулина, М. Либерализм в России / М. Габидулина// Вестник высшей школы. – 1992. – № 7. – С. 71–76.

6. Гаджиев, К.С. Либерализм: история и современность / К.С. Гаджиев// Новая и новейшая история. – 1995. – № 6. – С. 15–31.

7. Гайда, Ф.А. " В.В. Блохин. Историческая концепция Николая Михайловского (к анализу мировоззрения российской народнической интеллигенции XIX века)" / Ф.А. Гайда, Г.Н. Мокшин// Отечественная история. – 2005. – № 3. – С.195–197.

8. Герасименко, Г.А. Судьба демократической альтернативы в России 1917 года и роль ее лидеров / Г.А. Герасименко// Вопросы истории. – 2005. – № 7. – С. 3–23.

9. Горяйнов, С. Проза жизни русского либерала / С. Горяйнов// Родина. – 1998. – № 3. – С. 67–72.

10. Гросул, В.Я. " А.С. Туманова. Самодержавие и общественные организации в России. 1905–1917 годы" / В.Я. Гросул// Отечественная история. – 2005. – № 6. – С. 211–212.

11. Дорошенко, В.Л. Не миф: речь Сталина 19 августа 1939 года / В.Л. Дорошенко, И.В. Павлова, Р.Ч. Раак// Вопросы истории. – 2005. – № 8. – С. 3 –21.

12. Зверев, В.В. Эволюция народничества: " Теория малых дел" / В.В. Зверев// Отечественная история. – 1997. – № 4. – С. 86–95.

13. История России с древнейших времен до 1861 года/ под ред. Н.И. Павленко. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 450–465, 501–512.

14. Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века / А.А. Корнилов. – М.: Высшая школа, 1993. – С. 332–343.

15. Наше Отечество. – М.: Терра, 1991. – Ч.1. – С. 125–152, С. 163–199.

16. Кантор, И.М. Немецкая идеология Маркса-Энгельса и русский марксизм / И.М. Кантор// Вопросы философии. – 1995. – № 12. – С. 88–109.

17. Когорлицкий, Б. И снова о марксизме / Б. Когорлицкий// Свободная мысль. – 1996. – № 12. – С. 112–118.

18. Леонтович, В.В. История либерализма в России. 1762 – 1914 гг. / В.В. Леонтович. – М.: Русский путь, 1995.

19. Ойзерман, Т. Марксизм и утопизм / Т. Ойзерман// Свободная мысль. – 1998. – № 1. – С. 66–79; № 2. – С. 76–83.

20. Омельянчук, И.В. Проблемы экономического развития России во взглядах правых монархистов начала XX века / И.В. Омельянчук// Отечественная история. – 2006. – № 1. – С. 16.

21. Пушкарева, И.М. Была ли альтернатива у " Кровавого воскресенья"? / И.М. Пушкарева// Отечественная история. – 2005. – № 1. – С. 17–25.

22. Рудницкая, Е.Л. У истоков либеральной философско-идеалистической мысли. Владимир Соловьев / Е.Л. Рудницкая// Вопросы истории. – 2005. – № 3. – С. 17–34.

23. Русский консерватизм XIX столетия: Идеология и практика/ В.Я. Гросул, Г.С. Итенберг, В.А. Твардовская и др. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 18–82, 361–395.

24. Соловьев, Э.Г. Либеральный консерватизм в России / Э.Г. Соловьев// Вестник Московского университета (серия 18). – 1996. – № 4. – С. 79–94.

25. Тютюкин, С.В. Современная отечественная историография РСДРП / С.В. Тютюкин// Отечественная история. – 1998. – № 6. – С. 54–64.

26. Урилов, И.Х. Судьбы российской социал-демократии / И.Х. Урилов// Вопросы истории. – 2006. – № 3. – С.122.

27. Шутов, А.Ю. Интеллектуальный потенциал российского консерватизма / А.Ю. Шутов// Вестник Московского университета (серия 12). – 1997. – № 6. – С. 107–111.

 

 

ТЕМА 9. СССР НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

План

 

1. Советская внешняя политика накануне войны. Современные дискуссии о международном кризисе 1939–1941 гг.

2. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма.

3. Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне.

 

Методические советы

 

Определите внешнеполитические цели СССР во второй половине 1930-х гг. В это время СССР заключил договоры с Францией и Чехословакией о взаимопомощи в случае агрессии. СССР осудил договор Германии, Италии, Англии, Франции 1938 г. о разделе Чехословакии. Подумайте над причинами того, что переговоры делегаций СССР, Англии, и Франции (апрель – июль 1939 г.) о коллективном противостоянии Германии, и переговоры военных миссий этих государств зашли в тупик. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции. Раскройте причины и последствия вооружённых конфликтов с Японией в районе острова Хасан и реки Халхин-Гол.

Подумайте над вопросом, почему в августе 1939 г. И. Сталин решил принять предложение Гитлера о начале переговоров? Охарактеризуйте договор (пакт) о ненападении между Германией и СССР с секретными протоколами о разделе сфер влияния в Восточной Европе и договор о дружбе и границах (28 сентября 1939 г.) также с секретными протоколами? О чём свидетельствовали итоги Советско-Финской войны (30 ноября 1939 г. – 12 марта 1940 г.)? Охарактеризуйте итоги внешнеполитической деятельности СССР к лету 1940 г. (договоры с Германией, пакт с Японией, договор с Финляндией, расширение границ на Западе и Северо-западе, установление советской власти в республиках Прибалтики).

При подготовке ответа на второй вопрос обратите внимание на то, что вторая мировая война по своим масштабам, ожесточенности сражений не имела подобных в мировой истории. В ней участвовало 4/5 населения Земли (61 государство мобилизовало в армии 110 млн. человек). Официально война началась нападением фашистской Германии на Польшу 1 сентября 1939 г., а закончилась капитуляцией Японии 2 сентября 1945 г.

Великая Отечественная война – важнейшая составная часть мировой войны – была ожесточенной борьбой Красной Армии, Военно-морского флота, ополченских формирований, партизан против агрессора – нацистской Германии и ее сателлитов за независимость Отечества, за жизнь советского народа.

Охарактеризуйте 3 этапа истории Великой Отечественной войны, отличающиеся целями, решаемыми задачами и итогами.

На I этапе (22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.) Совнарком СССР, ГКО, Ставка Верховного Главнокомандования, ЦК ВКП(б) оперативно решали вопросы контрударов Красной Армии против стремительно наступавшего врага, формирования почти трех сотен новых дивизий и отрядов народного ополчения; организации диверсионных и партизанских отрядов; эвакуации в тыловые области СССР оборудования заводов, фабрик, материалов, имущества МТС, совхозов, научных, культурных учреждений, миллионов рабочих и служащих. Партийные комитеты, исполкомы Советов, профсоюзные, комсомольские органы, хозяйственные руководители спешно разворачивали работы по обеспечению фронта. Уже в июле 1942 г. выпуск танков увеличился в 3, 8 раза по сравнению с июлем 1941 г., вооружений – в 1, 2 раза, боеприпасов – в 1, 3 раза. Осенью 1942 года уральцы помогали размещать трудящихся и оборудование 788 предприятий. В 1942 году уральские заводы выплавляли 65% общесоюзного производства чугуна и более 56% стали.

Красная Армия в начальный период войны (22 июля 1941 г.) и на ее I этапе несла тяжелые потери, достигшие 20% от всех потерь военнослужащих за всю войну. Это вызывалось целым рядом объективных и субъективных причин (см.: История Отечества. Курс лекций. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1997. – Ч. 2. – С. 45–48).

Отступая под натиском противника, войсковые части РККА нередко проявляли стойкость, вынуждая врага нести невиданные ранее потери. Защитники Смоленска оборонялись 60 суток, Киева – 47, Одессы – 68, Севастополя – 250 дней и ночей. Армии вермахта не смогли захватить Ленинград, ворваться в Москву. В декабре 1941 г., в ходе контрнаступления, советские войска освободили Подмосковье. Победа под Москвой показала всему миру, что гитлеровская стратегия " молниеносной" войны провалилась. Эта славная победа, по словам президента США Ф. Рузвельта, вдохновила другие нации мира, боровшиеся за сохранение своей независимости. Вместе с тем в 1942 году армия СССР понесла тяжелые потери в боях на Крымском, Юго-Западном, Волховском фронтах. Опасная для страны обстановка сложилась у стен Сталинграда. Подумайте над причинами огромных людских потерь и военных неудач СССР на 1 этапе Великой Отечественной войны.

Благодаря настойчивым усилиям Правительства СССР на I этапе стала складываться антифашистская коалиция держав СССР – Англии – США и других.

II этап Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 – декабрь 1943 гг.) характерен растущей отечественной оборонной промышленностью, поставлявшей фронтам новейшие виды боевой техники, а также единством тыла и Вооруженных сил. Об этом свидетельствовало, например, создание Уральского добровольческого танкового корпуса в мае 1943 г. и его боевой, героический путь. С 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. было осуществлено контрнаступление советских армий под Сталинградом, в ходе которого противник потерял около 25% своей армии на советско-германском фронте. Битва у Сталинграда стала крупнейшим военно-политическим поражением вермахта в кампании 1942/1943 г. Советские войска также прорвали кольцо блокады Ленинграда и окончательно устранили угрозу Москве. С 5 июля 1943 г. 50 дней полыхала Курская битва. Победа на Орловско-Курской дуге закрепила перелом в ходе Отечественной и второй мировой войн. По мнению У. Черчилля Россия " нанесла немецкой военной машине смертельный урон. Этого не могла бы сделать ни одна другая сила в мире". Определите, какими событиями завершилась летне-осенняя военная кампания 1943 г.

Охарактеризуйте " рельсовую войну" партизан. Подумайте над вопросом о том, почему к концу 1943 г. партизаны представляли внушительную силу, насчитывая свыше 250 тыс. человек.

Назовите основные военные операции завершающего этапа Великой Отечественной войны (январь 1944 – май 1945 г.). Раскройте основные решения Тегеранской (28 ноября – 1 декабря 1943 г.) и Крымской конференций (февраль 1945 г.) СССР, США и Англии.

В чём заключается значение Берлинской операции? В ходе Берлинской операции (16 апреля – 8 мая 1945 г.) ставшей в конце войны важнейшей политической и военной проблемой войска трех советских фронтов разгромили группировку вермахта, насчитывавшую более 1 млн. человек.

25 апреля на р. Эльбе, западнее Берлина, впервые встретились воины 1-го Украинского фронта и 1-ой американской армии. Союзные войска не сумели, несмотря на свои политические планы, раньше Вооруженных Сил СССР захватить столицу III рейха.

9–12 мая в ходе Пражской операции советские войска принудили почти миллионную группировку Германии сложить оружие.

Война в Европе была завершена подписанием 7 мая 1945 г. предварительного протокола о капитуляции войск III рейха и официальной капитуляцией Германии 8 мая (Карлхорст-Берлина).

Выполняя союзнические обязательства, принятые на Крымской конференции, Советский Союз объявил 8 августа 1945 г. войну Японии. Победа над Японией должна была обеспечить безопасность дальневосточных границ СССР, восстановить права на южный Сахалин, Курильские острова, захваченные Японией в 1905 г.; оказать помощь народам Восточной и Юго-Восточной Азии в их освободительной борьбе. Дальневосточная кампания советских войск была скоротечной (23 дня), но по размаху, динамике и итогам она являлась одним из важнейших сражений второй мировой войны. Более чем миллионная Квантунская армия, противостоящая советским армиям, в ходе ожесточенных боев была разгромлена. В советский плен попали 640, 1 тыс. солдат и офицеров противника. Без СССР, США и Англии не смогли бы в 1945 г. завершить разгром Японии, имевшей свыше 4, 1 млн. человек только в сухопутных войсках. О решающей роли Вооруженных Сил СССР в завершении разгрома Японии в августовские дни заявили император и премьер правительства Японии. 2 сентября представители Японии подписали акт о капитуляции, что означало конец второй мировой войны.

Обоснуйте положение о том, что решающий вклад в разгром фашизма внёс Советский Союз. Союзники СССР по антифашистской коалиции держав в официальной переписке, на конференциях руководителей СССР, США, Англии в 1941–1945 гг. высоко оценивали роль Вооруженных Сил СССР в разгроме нацистской Германии. Так, в мае 1942 г. Ф. Рузвельт отмечал, что " русские армии уничтожают больше солдат и вооружений противника, чем все остальные 25 государств Объединенных Наций вместе взятых". У. Черчилль 27 сентября 1944 г. в послании И.В. Сталину писал: " именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины…". Д. Эйзенхауэр 19 июня 1945 г. в своей речи в Конгрессе США заявил: " Компании проведённые Красной Армией, … сыграли важнейшую роль в поражении Германии" (см.: Величие подвига Советского народа: зарубежные отклики и высказывания 1941 – 1945 годов о Великой Отечественной войне/ Сост. А.И. Бабин и др. – М.: Международные отношения, 1985. – С. 254, 262, 298).

В послевоенный период, в обстановке конфронтации между США и СССР, раскола мира на две социальные системы, по инициативе У. Черчилля Г. Трумэна была развернута компания по пересмотру истории Второй мировой войны. В США, Англии, Японии, ФРГ были опубликованы сотни томов изданий о мировой войне, сняты кинофильмы, в которых умалялась роль СССР в разгроме нацистской Германии.

Подумайте над следующими фактами: Великая Отечественная война предопределила развитие событий на других фронтах второй мировой войны, так как Советско-германский фронт был решающим фронтом мировой войны по всем основным критериям: пространству, размаху, численности сил воюющих держав (Германии с союзниками и СССР), напряженности и продолжительности боевых сражений, численности разгромленных сил врага; на Советско-германском фронте Германия потеряла 607 дивизий фашистского блока; союзники СССР разгромили и пленили 176 дивизий вермахта, по свидетельству немецких генералов, менее боеспособных.

При подготовке ответа на третий вопрос обратите внимание на следующие причины и цену Победы: с первых дней германо-советская война приобрела характер Отечественной всенародной борьбы за независимость своей малой и большой Родины; миллионы советских людей многих национальностей сплотились в стремлении противостоять агрессии нацистской Германии; по мере ухудшения военной обстановки крепло единство тыла и фронтов (народные ополчения, партизанское движение, сбор финансовых средств, теплых вещей и т.д.); в общее дело защиты страны включились лица, ранее преследуемые сталинским правительством. Лишь малая часть населения откололась от народа и пошла служить Германии. Организаторская деятельность ВКП(б) привела к тому, что в ряды Вооруженных Сил были направлены 80% коммунистов. Главной задачей их было первым подняться в атаку и последним уйти из цеха, перевыполнив задание. Экономика СССР, созданная в 30-е гг. и в период войны, выдержала тяжелейшие испытания и показала свою эффективность в экстремальных условиях; в условиях войны, несмотря на противоречия, выдержал экзамен советский государственный строй; вооруженные Силы СССР в ходе войны обрели опыт ведения сражений и оказались способны нанести противнику сокрушительные поражения.

Победа в Великой Отечественной войне досталась дорогой ценой. Вооруженные Силы СССР потеряли 11, 9 млн. человек, а страна в целом более 26 млн. граждан. Следовательно, больше всего пострадало гражданское население СССР.

Вопросы для самопроверки

 

1. Приведите факты свидетельствующие об обострении международной обстановки в 1930-е гг.?

2. Почему не дали результатов англо-франко-советские переговоры о сотрудничестве?

3. В каком году в СССР вошли Эстония, Латвия и Литва?

4. Когда фашистская Германия напала на Польшу, развязав вторую мировую войну?

5. Сколько дней длилась советско-финляндская война? Каковы ее последствия для СССР?

6. Каковы причины и последствия отступления Красной Армии на I этапе войны?

7. На какое ближайшее к Москве расстояние осенью 1941 г. подошли немецкие войска?

8. Назовите причины победы советских войск в Московской битве?

9. Определите мероприятия партийно-государственного руководства СССР по мобилизации сил и средств для ведения войны?

10. Кто обладал военно-техническим преимуществом накануне Курской битвы: Германия или СССР?

11. Какие причины коренного перелома в Великой Отечественной войне?

12. Что Вам известно об Антифашистской коалиции государств и ее деятельности?

13. Какие решения приняла Потсдамская конференция руководителей СССР, США, Англии?

14. В каком году была создана Организация Объединённых наций?

 

Литература

 

1. Айххольц, Д. Цели Германии в войне против СССР: об ответственности германских элит за агрессивную политику и преступления нацизма / Д. Айххольц // Новая и новейшая история. – 2002. – № 6. – С. 62–89.

2. Борозняк, А.И. " Так разрушается легенда о чистом вермахте…": современная историография ФРГ о преступлениях немецкой армии в войне против Советского Союза / А.И. Борозняк // Отечественная история. – 1997. – № 3. – С. 107–120.

3. Герасимова, С.А. Первая Ржевско-Сычевская наступательная операция 1942 года: новый взгляд / С.А. Герасимова // Вопросы истории. – 2005. – № 5. – С. 16–35.

4. Васильев А.Ф. Некоторые аспекты хода и последствий битвы под Москвой / А.Ф. Васильев // Вопросы истории. – 2002. – № 1. – С. 99–106.

5. Детуайлер Д.С. Эскалация второй мировой войны в 1941 году / Д.С. Детуайлер // Новая и новейшая история. – 2000. – № 2. – С. 70–80.

6. Другая война: 1939 – 1945/ под общей редакцией Ю.Н. Афанасьева. – М.: Российский гос. гуманитар. ун-т, 1996. – С. 383–460.

7. Зимонин, В.П. Японский фактор в советской и мировой политике кануна и начала второй мировой войны / В.П. Зимонин // Новая и новейшая история. – 2005. – № 1. – С. 60–76.

8. История России: ХХ век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. – М.: АСТ, 2001. – С. 411– 466.

9. Колычев, В. Победа над Японией в 1945 году / В. Колычев // Диалог. – 1999. – № 9. – С. 62–75.

10. Кошкин, А.А. Дипломатическая прелюдия войны на Тихом океане / А.А. Кошкин // Вопросы истории. – 2002. – № 4. – С. 27–44.

11. Лавров B.C. Что скрывалось за приглашением В.М. Молотова осенью 1940 года в Берлин и полетом Р. Гесса в мае 1941 года в Англию / B.C. Лавров // Новая и новейшая история. – 2005. – № 1. – С. 3–26.

12. Лидеры войны: Сталин. Рузвельт. Черчилль. Гитлер. Муссолини / под ред. А.К. Овсеенко. – М.: Просвещение, 1995. – С. 3–21, 22–40, 41–59, 60–85.

13. Медведев, Ж.А., Медведев Р.А. План " Барбаросса" / Ж.А. Медведев, Р.А. Медведев // Вопросы истории. – 2002. – № 6. – С. 14–35.

14. Медведев, Р.А. И.В. Сталин в первые дни Великой Отечественной войны / Р.А. Медведев // Новая и новейшая история. – 2002. – № 2. – С. 118–137.

15. Никифоров, Ю. События Великой Отечественной войны в кривом зеркале

новейших учебников / Ю. Никифоров // Диалог. – 2000. – № 4. – С. 53–65.

16. Поздеева, Л.В. Англичане о победе в 1945 г. и роли СССР / Л.В. Поздеева// Новая и новейшая история. – 1996. – № 5. – С. 40–53.

17. Потемкина, М.Н. Эвакуация и национальные отношения в советском тылу в годы Великой Отечественной войны: на материалах Урала / М.Н. Потемкина // Отечественная история. – 2002. – № 3. – С. 148–156.

18. Пережогин, В.А. Из окружения и плена в партизаны / В.А. Пережогин // Отечественная история. – 2000. – № 3. – С. 25–33.

19. Робертс, Д. Сферы влияния и советская внешняя политика в 1939 – 1945 гг.: идеология, расчёт и импровизация / Д. Робертс // Новая и новейшая история. – 2001. – № 5. – С. 75–92.

20. Рыбаковский, Л.Л. Великая Отечественная: людские потери России / Л.Л. Рыбаковский // СОЦИС. – 2001. – № 6. – С. 85–95.

21. Севостьянов, Г.Н. Правда о зимней войне 1939 – 1940 гг. / Г.Н. Севостьянов // Новая и новейшая история. – 1999. – № 1. – С. 141–147

22. Случ, С.Г. Советско-германские отношения в сентябре – декабре 1939 г. и вопрос о вступлении СССР во вторую мировую войну / С.Г. Случ // Отечественная история. – 2000. – № 5. – С. 46–58; № 6. – С.10–27.

23. Случ, С.З. Сталин и Гитлер, 1933–1941: расчеты и просчеты Кремля / С.Г. Случ // Отечественная история. – 2005. – № 1. – С.98–120.

24. Соколов, В.В. Новые данные о подготовке германского вторжения в СССР в 1941 г. / В.В. Соколов // Новая и новейшая история. – 2000. – № 1. – С. 82–89.

25. Урал: ХХ век: книга для чтения по истории / под ред. М.Е. Главацкого. – Екатеринбург: СВ – 96, 1997. – С. 347–409.

 

 

ТЕМА 10. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1945–1964 гг.

 

План

 

1. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. " Холодная война".

2. Общественно-политическая жизнь в стране в 1945–1964 гг.

3. Попытка осуществления политических и экономических реформ.

 

 

Методические советы

 

При рассмотрении первого вопроса уясните, что внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов осуществлялась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Покажите, как повышался международный авторитет СССР, как наша страна принимала самое активное участие в решении важнейших международных вопросов. Акцентируйте свое внимание на глубоких изменениях в геополитической ситуации в странах Центральной и Восточной Европы. Советская система вышла за пределы СССР.

Раскрывая комплекс политических, социально-экономических мер, осуществленных левыми силами при содействии московского руководства, покажите, что в Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше, Чехословакии сложилась политическая организация общества, получившая название народной демократии.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы был создан орган, координирующий действия государств народной демократии. Обратите особое внимание на то, что в документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря – империалистический и демократический, антиимпериалистический. Покажите, что положение о двух лагерях, двух социальных системах легло в основу всей внешней политики партийно-государственного руководства СССР в послевоенный период.

Раскрывая основные направления внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х годов, остановитесь на анализе договоров о дружбе и взаимопомощи, заключенных Советским Союзом и странами Восточной Европы, ГДР, КНДР, КНР. Расскажите об установлении дипломатических отношений между СССР и развивающимися странами, получившими независимость в результате национально-освободительной борьбы.

С окончанием Отечественной войны произошли коренные изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Подумайте, почему 1946 г. стал поворотным от политики сотрудничества к послевоенной конфронтации бывших союзных держав?

Почему внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами по отношению друг к другу, получил название " холодная война"? Покажите, что характерными чертами этого курса стали враждебные акции сторон, использование силовых приемов для решения международных проблем. Дайте оценку речи У. Черчилля в Фултоне (март 1946 г.), " Доктрине Трумэна" (март 1947 г.). Расскажите о содержании американского плана Маршалла, формировании политических и военно-политических блоков, развязывании Корейской войны. Остановитесь на вопросе о создании в 1945 г. Организации Объединенных Наций. Раскройте цели создания ООН. Охарактеризуйте роль СССР в достижении этих целей.

Используя фактический материал, покажите, что итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х – начала 50-х годов были противоречивы. С одной стороны, окрепли его позиции на международной арене, с другой – политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской " оттепели" велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. Раскройте систему враждебных, дискриминационных мер со стороны США и стран Запада по отношению к СССР и странам " социалистического лагеря". Особо остановитесь на создании новых военно-политических блоков СЕНТО, СЕАТО. Охарактеризуйте причины, цели, задачи создания Советским Союзом и европейскими социалистическими странами в 1955 г. Организации Варшавского Договора. На конкретных примерах докажите, что одним из последствий возникновения военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем.

Новые подходы к решению внешнеполитических проблем определились в середине 50-х годов, после XX съезда КПСС. Особое внимание обратите на то, что в документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира.

Рассматривая внешнеполитическую деятельность СССР во второй половине 50-х – начала 60-х гг., покажите, что советское руководство, осознавая необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях, осуществило целый ряд мероприятий, направленных на разрядку напряженности в мире. Расскажите о переговорах 1954–1956 гг., установлении межгосударственных отношений с Австрией, ФРГ, Японией, Югославией. Остановитесь на укреплении взаимоотношении СССР и стран " третьего мира": Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Особо уясните огромную важность подписания в 1963 г. в Москве договора между СССР, США и Англией о запрещении проведения испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Опираясь на факты, покажите противоречивый характер внешнеполитического курса СССР в период второй половины 50-х – начала 60-х годов.

Расскажите о событиях в Венгрии в октябре 1956 г., об осложнении отношений с Китайской Народной Республикой в конце 50-х годов, о Карибском кризисе, поставившем в 1962 г. мир на грань мировой войны.

В заключение дайте общую оценку внешнеполитическому курсу СССР в послевоенный период, укажите его характерные черты, особенности, причины противоречивости, основные итоги.

Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие СССР. Рассматривая второй вопрос, покажите, что в экономической области война привела к ограничению волюнтаристской практики, в идейно-политической сфере она вызвала ослабление надзора, особенно среди тех, кто в течение нескольких лет находился за пределами системы, в национальной среде и интеллигенции. С возвращением к мирной жизни власти развернули борьбу за усиление тотального государственного контроля во всех сферах жизни общества.

Расскажите о разработке в 1946–1947 гг. проектов новой Конституции и новой Программы ВКП(б). Покажите, что в процессе обсуждения этих документов были внесены предложения, предусматривающие некоторое развитие демократических начал в жизни партии и советского общества. Однако все предложения были отклонены, прекратилась и работа над проектами.

Руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса, укреплению административно-командной системы. Покажите, что усиление партийно-государственного диктата осуществлялось, прежде всего, в идеологической сфере. Укажите на два основных направления идеологического наступления сталинского режима.

Первое – борьба с " пережитками прошлого": с националистическими, религиозными, частнособственническими настроениями. Второе – ужесточение контроля за духовной жизнью общества в целом.

Характеризуя первое направление идеологического диктата, расскажите о репрессивных действиях против народов Прибалтики, Западной Украины, Молдавии, Северного Кавказа. Приведите примеры гонений на неправославные конфессии: униатов, католиков, протестантов и др.

Рассматривая вопрос об ужесточении партийно-государственного контроля за интеллектуальной деятельностью, раскройте роль в этом процессе главного идеолога страны А.А. Жданова. Уясните суть, направленных против инакомыслия, постановлений ЦК ВКП(б) " О журналах " Звезда" и " Ленинград" (август 1946 г.), " О судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах" (март 1947 г.).

Покажите, что с помощью подобных постановлений, а также последующих " творческих" дискуссий в целом удалось " причесать" мысли интеллигенции. Расскажите о кампаниях по борьбе с " космополитизмом", " формализмом", " антинародностью", " менделистами" и т.д. Приведите примеры жестокой травли сталинским режимом лучших представителей российской интеллигенции. Остановитесь подробнее на том уроне, который был нанесен литературе, искусству, гуманитарным и естественным наукам.

Идеологическое и политическое ужесточение 1945–1953 гг. привело к разрастанию репрессивных органов и концентрационной системы. Покажите, что внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных " виновников" ее неудовлетворительного развития. Расскажите о деятельности МВД и МГБ по охране порядка и подавлению инакомыслия. Особо отметьте, что права и обязанности этих организаций оставались туманными и не регламентировались никакими законов.

Расскажите о том, как сеялись представления о неких " темных силах", которые " обманывают" Сталина, создавался особый психологический фон, при котором страна приняла новый вариант старой версии о " врагах", " убийцах" и " шпионах". За этим последовала карательная кампания, которая не прекращалась уже до самой смерти Сталина. Подтвердите на фактическом материале, что жертвами репрессий стали многие тысячи невинных людей, пополнивших послевоенных ГУЛАГ. Особо остановитесь на анализе целого ряда печально известных дел " врагов народа", сфабрикованных в недрах репрессивных органов в конце 40-х – начала 50-х годов (" Ленинградское дело", " Мингрельское" дело", " Дело врачей" и др.).

Подводя итог, покажите, что в результате применения чрезвычайных мер в стране фактически были задушены все ростки политич






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.