Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых






Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохранения: в логопедических кабинетах и стационарах психоневрологических диспансеров и больниц.

Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИИ уха, горла и носа МЗ РСФСР под руководством проф. С.С. Ляпидевского, содержит шесть основных этапов логопедической работы:

1) подготовительный (2 – 3 дня);

2) установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии);

3) максимальное ограничение в речи (10—14 дней);

4) 4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели);

5) за­крепление правильных речевых навыков (3—5 недель);

6) заклю­чительный этап (выпускная конференция, специальный ин­структаж).

Собственно речевые занятия с заикающимися по этой мето­дике начинаются с установочного этапа, когда заикающиеся на положительных примерах лечившихся до них получают стимул к собственному излечению. На этапе максимального ограничения в речи заикающиеся находятся на полном режиме молчания 3—5 дней, а в остальные 7—9 дней — относительного речевого покоя. Под руководством логопеда они овладевают сопряженной, полуотраженной и отраженной речью, а затем и небольши­ми фразами, необходимыми для обихода в отделении. В этот же период с заикающимися проводятся упражнения по постановке дыхания и артикуляционная гимнастика.

Этап активной перестройки речи характеризуется введением рече-ручного режима, работой над диалогом, т. е. вопросно-ответной речью, беседами на заданную тему, небольшими самос­тоятельными пересказами на свободную тему. Имеет место здесь и речевая практика, задачи которой состоят в закреплении полученных навыков самостоятельной речи в различных ситуа­циях (тренировка на экстрораздражители).

На заключительном этапе (выпускная конференция с участием родителей и друзей, обслуживающего персонала и др.) подростки отвечают на вопросы аудитории, декламируют или читают отрывки из художественных произведений, разыгрывают небольшие сценки из пьес, делают доклады.

Описывая многолетний опыт логопедической работы со взрослыми заикающимися в поликлинических условиях, А.Я.Евгенова и М.В.Смирнова (1960) делят логопедические занятия по фор­мам речевой работы (в порядке усложнения ее) на три периода:

Первый период (14 занятий): артикуляционные и дыхательные упражнения; счетная зарядка; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотворение (наизусть).

Второй период (12 занятий): речевая зарядка; чтение; изложе­ние прочитанного; рассказ на данную тему; практика разговор­ной речи; объединенные занятия.

Третий период (12 занятий): небольшие доклады; работа с художественным материалом (стихотворение, художественная проза); драматизация; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.

Впоследствии эта методика была усовершенствована: введены значительно элементы рациональной психотерапии, пересмот­рен речевой материал для занятий, обоснована опора на самос­тоятельную работу взрослых заикающихся над своей речью и пр.

Авторами новой методики (Абелева И. Ю., Голубева Л. П., Евгенова А.Я., Синицына Н.Ф., Смирнова М. В.., 1966). рекомендуется начинать работу с заикающимися с подготовительных упражнений по технике речи: со специальных дыхательных, голосовых и артикуляцион­ных упражнений, при этом предварительно усвоить памятку для заикающихся и речевые правила, которые в дальнейшем ему необходимо соблюдать.

Речевые упражнения для коррекции заикания строятся в плане постепенного усложнения структурньк компонентов речи. Здесь предусматривается: работа над гласными звуками; работа над словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слогах); работа над фразами (начинающихся со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами). Далее в последовательном ус­ложнении речевых упражнений следует работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни); чтением; заучиванием текстов наизусть; пересказыванием про­читанного текста; сообщением на заданную тему; текстом дра­матических произведений. После всего этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разговоры, рече­вые игры).

В связи с возросшим интересом к изучению психологических особенностей заикающихся в последние годы значительно обос­нована необходимость в логопедической работе психотерапев­тического воздействия. В системах логопедической (логопсихотерапевтической) работы с подростками и взрослыми (Л.З. Ан­дронова, А.И. Лубенская, М.И. Мерлис, Ю.Б. Некрасова, В.М. Шкловский и др.) находят свое место и суггестивные формы психотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз).

В разработанной В.М. Шкловским (1974) комплексной системе преодоления заикания объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая использование различных вариантов суггестивных форм с работой по перестройке нару­шенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта и невропатолога.

Курс лечения заикания (2, 5—3 месяца) разбивается автором на пять этапов: подготовительный (диагностический); пере­стройка патологических речевых навыков и нарушенных отно­шений личности; закрепление достигнутых результатов; диспан­серизация и профилактика; санаторно-курортное лечение.

Подготовительный (диагностический) этап продолжается 10—15 дней. В это время проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, назначается медика­ментозное лечение.

На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1, 5 месяцев) прово­дятся логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функций, выработке речевых «эталонов» и т.д. Однов­ременно начинается аутогенная тренировка и рациональная психотерапия. Затем (спустя 15—20 дней) проводится сеанс внушения в бодрственном состоянии. После сеанса начинается активная логопедическая работа. При этом большое значение имеют сеансы гипнотерапии, самовнушения и рациональной психотерапии, направленные на закрепление достигнутых ре­зультатов.

Рассматривая комплексное воздействие на заикающихся как совокупность логопедической и психотерапевтической работы, В.М. Шкловский на этом этапе логопедическую работу подраз­деляет на две части: подготовительную и активную тренировку плавной и слитной речи. В первую часть включаются: 1) коррек­ция дыхания, регистра и тембра голоса; 2) выработка правильно­го ритма и темпа речи; 3) овладение «эталонами», «формулами» речи; 4) выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Нормализация у больного речевого дыхания и голоса, темпа речи, овладение «эталонами» — все это является основой для последующей суггестивной и рациональной психотерапии.

Во второй части логопедической работы (в активной трени­ровке плавной и слитной речи) закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации; заикающиеся обучаются различным приемам, помогающим справиться с возникающими речевыми затруднениями, укрепляется уверенность в своих силах. Плав­ная, слитная речь достигается упражнениями в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т. д. В слу­чаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженной и отраженной речи и т. д. Логопедическая работа проводится наряду с активной суггестив­ной психотерапией.

В общей сложности речевым занятиям в течение дня должно отводиться не менее 3—4 часов (каждое занятие по 10—15 минут речевой тренировки).

Психотерапевтическая работа на этапе перестройки патоло­гических речевых навыков и нарушенных отношений личности имеет важное значение и различные формы. Рациональная психотерапия выражается в виде индивидуальных и коллектив­ных бесед. Она помогает разъяснить больному причины заика­ния, раскрывает значение и необходимость активного отноше­ния и целеустремленности для успешного лечения заикания.

Гипнотерапия начинается на 3—4 день после начала актив­ной тренировки речи. Проводится вначале три раза в неделю, а затем раз в 7—10 дней. Во время внушения, кроме формул общеуспокающего характера, уделяется внимание нормализа­ции эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в бодрствующем состоянии.

Сеансы аутогенной тренировки также начинаются рано, так как требуется длительное время для получения необходимого эффекта. Стойкость и успешность результатов в большой степе­ни зависит от тщательности и строгой систематичности прове­дения упражнений.

Внушение в бодрствующем состоянии – психотерапевтический сеанс, при проведении которого могут быть использованы многие приемы: беседы, проводимые при сильном эмоциональ­ном напряжении больных, заканчивающиеся императивным внушением; императивное внушение в бодрственном состоянии с включением демонстративных моментов. Сеанс проводится с группой в 6—8 человек, он заранее назначается на определенный день, который особенно ожидается больными, т.к. он является переломным этапом в лечении.

Самовнушение является не пассивным проговариванием формул, а активным стремлением представить себя хорошо говорящим. Оно проводится 2—3 раза в день. Больной должен уметь вызывать у себя представления о том, как он хорошо разговаривает, без заикания: дома, в учебном заведении, на работе и в других ситуациях. Особенно важен сеанс самовну­шения перед сном.

На этапе закрепления достигнутых результатов (он продол­жается месяц) проводится тренировка речи в обычной для больного жизненной обстановке. Преодоление речевых труд­ностей в повседневной жизни, воспитание речевой активности и укрепление в сознании веры в возможность самостоятельно справиться с затруднениями речи в самых тяжелых ситуациях — составляют основное содержание третьего, заключительного, этапа лечения заикания.

В.М. Шкловский, наряду с основными этапами логопсихоте­рапевтической работы с заикающимися, обращает внимание на необходимость диспансеризации и профилактики как очень важных разделов работы, без налаживания которых не может быть решена проблема лечения заикания. Диспансеризация и профилактика создают предпосылки для снижения заболевае­мости заиканием, способствуют предупреждению рецидивов.

Для заикающихся с глубокими невротическими нарушения­ми и резко выраженной вегетативной дистонией желательно организовать санаторно-курортное лечение с использованием климато-бальнеологического воздействия, ЛФК и физиотера­певтическими мероприятиями. В сочетании с логопсихотерапией это дает хороший эффект в преодолении заикания.

В настоящее время в литературе представлена систе­ма реабилитации для заикающихся подростков, разработанная М.И. Буяновым, Б.З. Драпкиным, Е.В. Богдановой, Н.Б. Жихаревой (1989).

Данная система реабилитации складывается из тес­ного взаимодействия трех основные направлений: психо­терапевтического, логопедического, психологического. Эти воздействия проводятся на фоне общеоздоровителъного лечения с помощью лекарственных препаратов, ле­чебной физкультуры, физиотерапии и т п

Особое место в этой системе занимает психотерапия, которая включает как общую, так и частную: рациональ­ную, суггестивную и трудотерапию.

Если общая психотерапия, используемая при лечении заика­ния как у детей, так и у взрослых, состоит из создания по­ложительного эмоционального фона окружающей обста­новки, то частная психотерапия в основном проводится, начиная с подросткового возраста. С помощью рациональной терапии подростку разъясняются причины его рече­вой патологии, последовательно и постепенно воспитыва­ется адекватная оценка своих возможностей и адекватное отношение к себе и речевому дефекту. С помощью этого вида психотерапии идет воспитание личности заикающе­гося подростка в целях переосмысления своей позиции к речевому дефекту, своего положения среди сверстников, своих возможностей получения образования, выбора про­фессии, устройства семьи. В процессе cyггестивной терапии, которая проводится обычно в бодрствующем состоянии заикающихся под­ростков, внушаются мысли о возможности полного избавления от речевой патологии, о полноценности и самоценности личности подростка, о его собственном умении сделать свою речь плавной в любой ситуации, о его способности регулировать свое эмоциональное состояние и поведение и т.п.

Одним из важных методов суггестивной терапии, применяемом при заикании у подростков, является аутогенная тренировка.

Большое значение а реабилитационной работе с под­ростками придается методу коллективной психотерапии. Учитывая особенности социализации заикающихся подро­стков, в этом виде психотерапии развивается утверждение роли подростка в коллективе сверстников, обсуждается и утверждается мысль о необходимости согласовывать свои действия с коллективом, героические примеры поведения из жизни литературных героев в процессе коллективной психотерапии становятся образцом для подражания.

Библиотерапия в подростковом возрасте оставляет глубокий след, помогает подросткам в формировании личности.

Проведение так называемых функциональных тренировок в процессе школьного урока, посещения музея, читального зала, участие в дискуссиях позволяют подросткам использовать новые речевые и психологические сте­реотипы в ситуациях, прежде их травмировавших и провоцировавших заикание.

Логопедическая коррекции заикания у подростков предусматривает на первом этапе формирование техни­ки речи, которая включает в себя постановку дыхания, голоса и работу над артикуляцией. Обучение строится на материале упрощенных форм речевых заданий. Логопедическая работа проводится одновременно с психотерапией.

На втором этапе логопедической коррекции используются освоенные формы техники речи на более сложном речевом материале: чтение текстов и их пересказ. На этом этапе особое внимание уделяется также пониманию под­ростками содержания и смысла текста. На логопедичес­ких занятиях отрабатывается материал, который подрос­ток затем будет отвечать в школе на уроках.

На третьем этапе логопедической работы проводит­ся автоматизация новых навыков речи и использование их в различных видах речевой деятельности, в том числе и в спонтанной речи в различных ситуациях общения. Особое внимание уделяется воспитанию психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, рациональ­ному преодолению стрессовых ситуаций.

Общий комплекс мероприятий по реабилитации заикающихся включает работу с семьей. На протяжении всего курса реабилитации родители подростка могут посещать логопедические занятия, регулярно получают све­дения от логопеда о работе с подростком, его успехах и трудностях. Родители должны знать, какие требования необходимо предъявлять к речи подростка.

Система комплексной медико-педагогической реабили­тации взрослых заикающихся, проводимая в условиях стационаpa и разработанная коллективом «Лаборатории патологии речи» под руководством Н.М. Асатиани (см. «Заикание» под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера, 1983) имеет свои отли­чительные особенности. В основу данной системы лечения за­икания положен подход, разработанный Н.А. Власовой. Курс реабилитации включает комплекс медико-педагогических ме­роприятий, включающих медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмическое воздействие.

Перед началом курса лечения проводится сбор анамнеза. С этой целью заикающимся за месяц до стационирования рассылаются специальные анкеты, что дает обширную предварительную информацию о каждом заикающемся.

При поступлении заикающихся в стационар прово­дится подробное медицинское и логопедическое обследо­вание, в результате которого осуществляется дифферен­циальная диагностика и определяется план индивидуаль­ной работы с заикающимся в рамках комплексного медико-педагогического метода.

Курс реабилитации в условиях стационара длится 45 дней и подразделяется на несколько этапов.

1. Подготовительный этап (5 - 7 дней). На этом этапе
с целью угашения патологических навыков в первую
неделю пребывания в клинике организуется «режим
молчания» и режим «ограничения речи», на фоне ко­торых начинают проводить психологические, психо­терапевтические и логопедические занятия.

2. Этап активной терапии (20 дней). На этом этапе
проводятся систематические коллективные и инди­видуальные занятия с логопедом, специализирован­ная аутогенная тренировка, индивидуальная психо­терапия и медикаментозное лечение.

3. Этап активных тренировок (10 дней). На этом эта­пе вводятся функциональные тренировки, во время
которых пациенты тренируют свою речь за предела­ми стационара (разговор на улице с прохожим, по
телефону, в магазине и т.п.). Все лечебные воздей­ствия направлены на реализацию речевого общения
пациентов в усложняющихся речевых ситуациях.

4. Заключительный этап. Данный этап включает под­готовку пациентов к наиболее сложной для них ре­чевой ситуации — публичному выступлению перед многолюдной аудиторией, которое проводится в
виде концертной программы. Все звенья комплекс­ного лечебно-педагогического воздействия направ­лены на подготовку пациентов к этому серьезному речевому испытанию.

5. Перед выпиской из стационара каждый из специалистов проводит с пациентами индивидуальную бе­седу, в ходе которой даются рекомендации по даль­нейшей самостоятельной работе пациентов. Логопедическая работа, предусмотренная данной системой, базируется на поэтапной отработке различных видов речи: сопряженной, отраженной, чтение стихов и прозы, вопросно-ответной и спонтанной.

Проводится работа по постановке диафрагмального дыхания, удлинению продолжительности фазы выдоха, развитию навыков рациональной голосоподачи, артикуляции, развитию просодических компонентов речи. Немаловажное место в системе занимает логопеди­ческая ритмика.

При психотерапевтическом воздействии больший акцент делается на методиках, стимулирующих актив­ность пациентов, а именно рациональной психотерапии и специализированной аутогенной тренировке.

Данная система предусматривает проведение реаби­литационной работы с учетом клинической разнородности пациентов. Так, с пациентами, страдающими невроти­ческой формой заикания, проводится массивная психоте­рапевтическая работа, которая в процессе логопедической работы принимает характер усложненных функциональ­ных тренировок вне стен стационара, а в условиях логопе­дического кабинета используется метод моделирования различных ситуаций общения.

Для пациентов с неврозоподобной формой заикания основным направлением логопедической работы является нормализация двигательных речевых стереотипов, рас­ширение словарного запаса и развитие речи как средства общения.

Эти пациенты в большей мере нуждаются в индивидуальных логопедических занятиях. Напротив, психотерапевтические мероприятия, проводимые с ними, редуцированы.

Таким образом, особенностью данной системы комплексного медико-педагогического воздействия на взрослых заикающихся является обязательная дифференциация заикающихся с учетом клинической принадлежности, а также применение всего арсенала комплексного медико-педагогического метода, психотерапии, лекарственной терапии, логопедических и логоритмических занятий, функциональных тренировок, индивидуальных, группо­вых и коллективных занятий, лечебной физкультуры, фи­тотерапии и общеукрепляющего лечения.

Особая система реабилитации заикающихся разра­ботана Ю.Б. Некрасовой (1985, 1992).

Эта система носит название социореабилитационной и включает пропедевтический этап, сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии и этап активной логопсихотерапии.

Система coциореабилитации по Ю.Б. Некрасовой пред­ставляет собой целенаправленное воздействие на личност­ные характеристики заикающихся, в ходе которого прово­дятся непрерывные наблюдения за результатами используе­мых логопсихотерапевтических воздействий, их дозировкой.

В ходе пропедевтическою этапа у заикающихся фор­мируется увлеченность предстоящей работой, увеличение интенсивности «положительных психических состояний».

На втором этапе основным приемом является сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии. В процессе се­анса происходит усиление отрицательных проблемных и положительных оздоровительных психических состояний. Основная цель сеанса — осуществление первичной рабо­ты по начальной реконструкции личности (М. Н. Дубров­ский). Сеанс проводится в сложной ситуации публичного выступления. После сеанса эмоционально-стрессовой те­рапии у заикающихся появляется новое психическое состояние, которое позволяет им с доверием и интересом включиться в активную логопсихотерапию.

На третьем этапе осуществляется перевоспитание личности заикающегося, благодаря использованию биб­лиотерапии, символотерапии и кинезитерапии. В этот период заикающиеся обучаются навыкам саморегуляции и техникам речи. Активно используется парадоксальная дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой.

В результате реализации системы, предложенной Ю.Б. Некрасовой, у пациентов развивается потребность в творческом отношении к жизни, к своим проблемам и к своей речи. У них появляется возможность самостоятель­но решать свои проблемы, тем самым достигается основ­ная задача данной системы.

Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.З. Арутюнян (1993) определяется автором, как комплексная методика устойчивой нормализации речи при заикании.

Коррекционная работа идет по трем направлениям:

I) логопедическая работа, направленная на устранение ре­чевых судорог; 2) психотерапия, направленная на редук­цию чувства тревоги в связи с актом речи; 3) психологи­ческая работа, направленная на осознание своего состоя­ния и уверенности в реальной возможности выздоровления.

Особенностью данной логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы. Первоначально такая речь реализуется в замедленном темпе. Применение метода синхронизации движения пальцев руки и речи в замедленном темпе позволяет заикающимся с первых же занятий иметь речь без судорожных запинок.

На подготовительном этапе проводится дестабилизация устойчивого патологического состояния, мобилизация внутренних психологических резервов с помощью психотерапевтических воздействий Важным итогом за­нятий является изменение отношения пациента к себе и своему дефекту, что достигается переводом его из состояния «пассивного сострадания» в состояние активной борьбы с недугом.

На основном этапе реабилитационной работы у па­циентов вырабатывается новый речедвигательный навык посредством синхронизации речи с движениями пальцев руки. На этом этапе формируется новое психологическое состояние, в котором речь заикающихся связывается с чувством спокойствия, правильным интонированием, мими­кой, жестом, уверенной осанкой и т. д. Новый речевой сте­реотип укрепляется в функциональных тренировках раз­личной степени сложности.

После окончании основного курса пациенты прохо­дят несколько микрокурсов, в процессе которых происхо­дит закрепление достигнутых результатов, постепенное увеличение объема самостоятельной работы над речью. Целью таких микрокурсов также является выработка есте­ственной интонационно окрашенной речи. На последую­щих микрокурсах логопед развивает навыки критическо­го анализа собственных поступков, а также возможность справляться с затруднениями. В целом курс реабилитации, включая и микрокурсы, проходит на протяжении года. Новые навыки речи многократно проверяются в разнооб­разных ситуациях. В результате проведенного курса у заикающихся устанавливается не только плавная речь, но и исчезает состояние тревоги, связанное со страхом речи.

В заключении можно отметить, что все современные систе­мы логопедических занятий с заикающимися подростками и взрослыми объединяются наличием в них (помимо последова­тельно усложняемых речевых упражнений) различных форм психотерапии. Различаются они между собой в основном тем, какое значение и место авторами отводится отдельным видам психотерапии (соответственно они более подробно и разработа­ны автором). Например, сеанс императивного внушения в бодрственном состоянии в логопсихотерапевтической работе с заикающимися (Л.З.Андронова, М.И. Мерлис, Ю.Б. Некрасова, В.М. Шкловский), разное место его в курсе лечения (у Ю.Б. Нек­расовой — в начале, у В.М. Шкловского — в середине); аутоген­ная тренировка и самовнушение (А.И. Лубенская, СМ. Любинская); рациональная психотерапия (Л.З. Андронова).

Речевые упражнения в системах логопсихотерапевтических занятий с заикающимися строятся на основе общепринятых в детской логопедии, но с учетом возрастных особенностей паци­ентов. Кроме того, и с некоторыми особенностями: Л.З. Андро­нова строит речевые упражнения, опираясь на послоговую речь (полную форму речи); В.М. Шкловский и др. — на разную степень самостоятельной речи; Ю.Б. Некрасова придает особое значение выработке элементов сценической речи и т д.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Раскройте основные положения комплексной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся дошкольников, предложенной Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау.

2. Раскройте основные положения комплексной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся, предложенной В.И. Селиверстовым.

3. Раскройте основные теоретические положения, разработанные Р.Е. Левиной, используемые в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками и школьниками (методики Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, А.В. Ястребовой).

4. Раскройте основные положения комплексной системы реабилитации заикающихся подростков, разработанной сотрудниками ГНИИ уха, горла и носа МЗ РСФСР под руководством проф. С.С. Ляпидевского.

5. Раскройте основные положения системы комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, разработанной коллективом «Лаборатории патологии речи» под руководством Н.М. Асатиани.

6. Раскройте основные положения системы комплексной медико-педагогической реабилитации заикающихся, разработанной В.М. Шкловским.

7. Каковы основные направления системы социореабилитации взрослых заикающихся, разработанной Ю.Б. Некрасовой.

8. Раскройте основные положения «Комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании», разработанной Л.З. Арутюнян.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абелева И.Ю. Психология заикания у взрослых на разных фазах процесса речевой коммуникации // Вопросы психологии. – 1976. - № 4. – С. 144-150.

2. Арутюнян (Андронова) Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. – М., 1990.

3. Асатиани Н.М., Казаков В.М. Клиническая характеристика больных с затяжным течением заикания // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1974. - № 4. – С. 560-565.

4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М., 1998.

5. Власова Н.А., Беккер К.-П. (ред.) Заикание. – М., 1978.

6. Заикание у подростков. Из опыта работы. Под ред. М.И. Буянова. – М., 1989.

7. Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей // Дефектология. – 1969. - № 3. – С. 9-17.

8. Левина Р.Е. Заикание у детей // Преодоление заикания у дошкольников. – М., 1975.

9. Ляпидевский С.С. Некоторые вопросы этиологии, патогенеза и терапии заикания // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. – М., 1960. – С.195-208.

10. Миронова С.А. Обследование заикающихся школьников // Дошкольное воспитание. – 1979. - № 8.

11. Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушениями речевого общения // Вопросы психологии. – 1991. – № 5. – С.123-129.

12. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М., 1979, 1994.

13. Чевелева Н.А. Логопедиче6ское обследование заикающихся детей // Исправление заикания у школьников в процессе обучения. – М.. 1982.

14. Шкловский В.М. Заикание. – М., 1994.

15. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1980.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.