Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. «Субстантивная» (поиск сущностей, разработка универсальных теорий) и аналитическая социальная философия






«Субстантивная» (поиск сущностей, разработка универсальных теорий) и аналитическая социальная философия. Позитивистская установка: методы и нормы естествознания как образцы для социально-гуманитарного познания. Феноменологическая установка: коррелятивное единство объекта и его смысла или жизненного значения; детерминация социального поведения человека не столько объективными факторами его жизненной среды, сколько тем, как он их понимает, каким смыслом наделяет. Постмодернистская установка: социальное как сеть (переплетение) языковых игр.

Античные источники понимания истории как вечного кругового движения (Платон, Аристотель). Дж. Вико – типичный представитель циклической концепции исторического процесса в Новое время. Теория исторического круговорота Дж. Вико: три эпохи (божественная, героическая, человеческая) в развитии каждой нации. Провиденциальность исторических законов, регулирующих и направляющих деятельность людей.

Необходимо обратить внимание на основные идеи и подходы К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина к проблемам, перспективам и движущим факторам общественного развития, их системный и научный анализ общества.

Н.Я. Данилевский: культурно-исторические типы как носители исторической жизни.

Необходимо иметь представление об основных идеях К. Ясперса, высказанных в работе «Смысл и назначение истории»: «прометеевская эпоха», понятие осевого времени (два этапа) и философской веры.

«Цикличность» философии истории О. Шпенглера. Мир как природа и мир как история. Цивилизация – смерть культуры.

Теория цикличности А. Тойнби: всемирная история как сумма локальных цивилизаций, каждая из которых проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели; диалектика творческого меньшинства и «инертного большинства».

Циклически-волновой характер (восприятие, видение) общественного развития. Гипотеза больших (~ 50 лет) экономических циклов Н.Д. Кондратьева. Социально-историческое обобщение больших циклов Н.Д. Кондратьева.

Циклический контур этнологической концепции Л.Н. Гумилева. Понятие затухающей вибрации. Пассионарная энергия общественного развития, или жизни этноса.

Вечный круговорот как схема отождествления локально самостоятельных и независимых друг от друга цивилизаций. Циклическая реконструкция всемирной истории. Своеобразие повторяемости, необходимости и единства, удерживаемых концепцией циклического круговорота истории. Уподобление логики развития наций, культур, цивилизаций логике развития человека. Циклическая альтернатива европо- и любому другому центризму в истории. Отказ от идеи социального прогресса, оправдание периодических закатов истории. Оптимизм и пессимизм вечного круга истории.

Неоднозначность и многовариантность линеарного понимания истории. Перфективизм (П.К. Гречко): история как прямая прогрессивно восходящая линия развития, как движение ко все более и более совершенному состоянию общества. Рационалистическая теория общественного прогресса А.Р. Тюрго. М.Ж. Кондорсе: «способность человека к совершенствованию действительно безгранична».

Ноосферный вариант линеарной концепции истории. В.И. Вернадский о диалектике перехода от биосферы к ноосфере. Социально-историческая определенность ноосферы. Возрастание в ней роли и удельного веса разума. Роль субъективного фактора в переходе биосферы в ноосферу. Ноосфера как социально-экологическое направление общественного развития. Единство человечества важнейшее условие формирования ноосферы. Планетарное и космическое измерение ноосферы.

Христианское эсхатологическое видение будущих судеб человека и мира: мрачный и страшный судный день, пророчество великого дня гнева. Светские формы апокалипсического завершения истории: экологический катаклизм, демографическая катастрофа, термоядерный коллапс, информационный обвал. Футурошок – страх перед будущим. Будущее ностальгического прошлого.

Милленаризм, или линеарность со счастливым концом. Гегель: прогресс в сознании свободы, благополучно и полно воплотившийся в германском мире. Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия её начало. Развитие гегелевской идеи конца истории Ф. Фукуямой. Общечеловеческая ценность и историческая универсальность (окончательность) демократии, рынка, частной собственности. Светлое будущее как вечное (западное) настоящее. Либерально-демократическая кульминация истории: за и против.

Миросистемное подтверждение линеарного метапаттерна истории. Глобалисты, цивилизационщики и миросистемники (миросистемщики): дискуссия вокруг нового исторического материализма.

Спираль как единство линеарности и цикличности, сопряжение круговорота и восходящего развития. Марксистская формационная спираль общественного развития. Формационная пятичленка К. Маркса и роль в ней закона отрицания отрицания (и её недостатки). Утопия как специфическая форма духовного освоения социальной реальности.

Социальная фантастика и утопический роман: приглашение к мечте и историческому воображению. Утопия как способ утоления жажды справедливости.

Контрольные вопросы

1. Концепция исторической реальности О. Шпенглера.

2. Основные идеи А. Тойнби.

3. Этапы развития общества у Ж.-Б. Вико.

4. Этапы развития общества у О.Конта.

5. Векторы исторической эволюции.

6. Социальный прогресс: гипотеза техногуманитарного балан­са.

7. Современный кризис и условия выживания цивилизации.

8. Контуры будущей цивилизации.

9. Два этапа «осевого времени» К. Ясперса.

10. Суть гипотезы «больших экономических циклов» Н.Д. Кондратьева.

11. Суть Европоцентризма.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.