Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Существует многообразие форм духовно-практического освоения мира






Существует многообразие форм духовно-практического освоения мира. Надо различать философскую, религиозную, мифологическую, нравственную, эстетическую, научную идругие формы. При выделении ступеней познания следует обратить внимание на специфику каждой из них.

Традиция английского эмпиризма: бэконовское учение об опыте, о роли индукции, об „идолах“ познания. Когерентная теория истины Т. Гоббса. Сенсуализм Т. Гоббса и Дж. Локка. Тезис Д. Беркли: быть - значит быть воспринимаемым. Юмовский скептицизм и психологизм, критика понятия причинности. Кантовское решение проблемы познания. Разум как законодатель. Специфика кантовского понимания мышления. Критика возможности сверхчувственного познания. Понятие „вещи в себе“. Антиномии разума. И. Фихте и его проект “наукоучения”. Трактовка познания в неокантианстве. Деление наук на номотетические и идиографические в Баденской школе. Идиографический подход (англ. idiographic; от греч. idios — своеобразный + grapho — пишу) — поиск индивидуальных особенностей человека или любого иного объекта (например, цивилизации, конкретного эволюционирующего общества), по наличию которых он отличается от остальных людей. Противоположное — номотетический подход, направленный на выявление закономерностей функционирования и эволюции разного рода систем (природных, социальных, семиотических и т.д.) Гносеологические вопросы в позитивизме и неопозитивизме. Ф. Ницше: познание как выражение “воли к власти”. Разум и интуиция в философии А. Бергсона. Природа познания и понимание истины в прагматизме.

Гуссерлевская критика психологизма в логике. Феноменология как строгая наука. Теория познания в русской философской традиции. Интуитивизм Н. Лосского.

Отказ от идеи репрезентации у Д. Дьюи, Л. Витгенштейна, М. Хайдеггера.

Истина и метод: от разума законодательствующего к разуму интерпретирующему; Г.-Р. Гадамер, П. Рикер и др. Философия и зеркало природы: Р. Рорти.

Студент должен ясно представлять сущность и основные этапы материально-практического освоения мира (подходы к освоению мира: потребительский, производительный, конструктивно-проектный).

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности мифологии?

2. В чем логика абсурда мифа (А эквивалентно Б)?

3. Перечислите бэконовские «идолы» познания.

4. Идея tabula rasa «чистая доска» Джона Локка.

5. Суть идеографического подхода.

6. Суть номотетического подхода.

7. Критерии научности в истории философии и науки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.