Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Точка удивления




«Ваш малыш еще не спрашивал, где у грибов листья, если они растения? Подобные вопросы вырастают из умения удивляться явлениям окружающей жизни. Причем чем чаще удивляется мама, тем быстрее возникает умение удивляться у ребенка....На улице прошел дождь. Мама говорит: - Сколько воды! Сплошные лужи во дворе! Гулять пойдем через полчаса.Наконец вышли на улицу.- Ух ты! - удивляется мама. - Ни одной лужи! Сухо! - А куда же лужи за полчаса делись? - спрашивает малыш.Вот и настала точка удивления. То есть чрезвычайно важный момент в развитии ребенка - попытка объяснить явление природы. Тогда мама предлагает ему сформулировать свою гипотезу. Она говорит: - А как ты думаешь? - Думаю, что они по капелькам улетели.- А как можно доказать, что лужи " улетели"? Надо сказать, что дети по-разному отвечают на этот вопрос. Сколько детей, столько и версий. Но в нашем случае верный ответ совершенно не важен. Важен процесс рассуждений маленького ученого-исследователя и то, что подобным незатейливым образом можно помогать развитию мышления ребенка.- Какое у тебя замечательное мороженное в руке! Сливочное эскимо с клубничным джемом! Что ты с ним собираешься делать? - Конечно, есть! - Понятно.Мама помогает малышу снять обертку, и он принимается за любимую еду.- Ух ты! От эскимо только палочка осталась! Куда же оно делось? - Не знаю куда! Я его проглотил, а потом...Наступила точка удивления. Вот момент, когда мама может легко преподать ребенку первый урок анатомии. И вовсе не обязательно ждать 5-го класса школы, где по программе стоит тема " Желудочно-кишечный тракт" 33[3].

В приведенном отрывке из книги Е. Хилтунен мы встречаемся с новым понятием – «точка удивления». «Точка удивления» (в педагогике определяется как «проблемная ситуация») - это ситуация противоречия. Когда ребенок замечает это противоречие, осознает его и формулирует, он, как правило, удивляется. «Точка удивления» - лучшее повод для любого учебного обсуждения, лучшее начало любого обучения. Взрослый может замечать ситуации противоречий или специально создавать такие ситуации. Чем младше ребенок, тем больше он «удивляется» самым обычным житейским вещам: тому, что погремушка звенит, если ее трясти; тому, что мама «исчезает», прикрыв лицо ладошками и «появляется» снова при слове «ку-ку»; тому, что разноцветные кубики образуют узор если их выстроить правильно; тому, что снежок тает в тепле, а сок замерзает в морозильнике. «Тренированные» в диалогическом обучении младшие школьники обращают внимание на достаточно сложные явления: «когда автомобиль резко тормозит, меня бросает вперед» (явление инертности), наличие в природе травоядных и хищников и их «полезность» (пищевые цепочки и природные системы), таяние свечи и застывание воска (агрегатные состояния вещества), математическая запись «убытка» или минусовой температуры на термометре (отрицательные числа). Если диалогическое обучение было привычной формой общения и обучения для ребенка, начиная с самого раннего возраста, то уже лет в восемь-девять такой ребенок способен самостоятельно находить «точку удивления» (ситуацию противоречия), самостоятельно формулировать вопросы и противоречия, самостоятельно предлагать разные гипотезы по разрешению противоречия, делать выводы. При этом, конечно, роль взрослого партнера нисколько не уменьшается, но основная инициатива передается ребенку. Кроме того, взрослый продолжает работать «на перспективу», в зоне ближайшего развития, давая ученику материал для продвижения вперед, для дальнейшего развития исследовательских навыков.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.