Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Обратить внимание на наукоцентризм в философии Нового времени






Обратить внимание на наукоцентризм в философии Нового времени. В этот период происходит научная революция, начиная с выхода работы Н. Коперника в 1543 г. «Об обращении небесных сфер» и заканчивая «Математическими началами натуральной философии» И. Ньютона, опубликованными в 1687 г. За те сто пятьдесят лет, которые отделяют Н. Коперника от И. Ньютона, меняется не только образ мира (отказ от концепции Птолемея), изменяется отношение между наукой и обществом, наукой и философией. Успехи науки (особенно астрономии) оказали своё влияние на философию - она все более начинает принимать образ науки.

Одним из первых на этотпуть вступил Ф. Бэкон. Он пересмотрел всю историю науки и обнаружил очень слабое ее влияние на повседневную жизнь. «Наука должна и может изменить условия человеческой жизни», - заявляет Ф. Бэкон. «Эго - инструмент, сконструированный человеком вцелях достижения всеобщего братства и прогресса» (Цит. по Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. – СПб., 1995.С. 161-162).

Специфика новоевропейской философии. Критика предшествующей традиции, проблема «опыта» и «метода», обоснование проекта современной науки, новации в постановке гносеологических проблем и проблем человека. Эмпиризм Ф. Бэкона, сенсуализм Т. Гоббса, Д. Локка, Д. Беркли, скептицизм Д. Юма. Традиция рационализма: основные идеи Р.Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Создатели науки Нового времени: Г. Галилей, Ф. Бэкон, И. Ньютон, П.-С. Лаплас.

Эпоха Просвещения и культ разума. Общественно правовой идеал Просвещения. Ф. Вольтер, Ж-Ж. Руссо, французский материализм XVIII века. Идеи Просвещения в Германии: И.Кант, Г. Лессинг. Особенности проявления просветительских идей в русской философии XVIII века.

Однако не все столь безоблачно было в эпистемном царстве философии. Дж. Беркли, воспользовавшись успехами науки в области физиологии и психологии, неожиданно поставил философию на грань катастрофы. Перспектива превращения всех знаний в комплекс ощущений грозила субъективацией картины мира (солипсизмом). Одним из первых на это обстоятельство обратил внимание И. Кант.

Контрольные вопросы

1. Какую роль сыграла наука в развитии философии Нового времени?

2. Что такое идолы в философии Ф. Бэкона?

3. Что понимал Ф. Бэкон под формами?

4. Какой метод познания доминирует в философии Ф. Бэкона?

5. В чём отличие и в чем сходство философии Ф. Бэкона и философии Ари­стотеля?

6. В чем заключается рационализм философии Р. Декарта?

7. Какие правила метода Р. Декарта Вы знаете?

10. Каким образом Р. Декарт приходит к дуализму?

11. Какую роль играет Бог в философии Декарта?

12. Что такое субстанция, по мнению Б. Спинозы?

13. Какой основной лозунг можно начертать на знамени эмпиризма и, соответственно, рационализма?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.