Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Происхождение и значение термина «философия» (Пифагор, Гераклит, Платон)






Происхождение и значение термина «философия» (Пифагор, Гераклит, Платон). Мудрость и любовь к мудрости. Мудрость как высший род знания, профессиональное мастерство, житейская мудрость (Конфуций, Сократ). Проблема первопричин, первоначал и первосущностей в школах древнегреческой философии (милетская, пифагорейская, перипатетическая, эпикурейская, стоиков). Софийная (Сократ, Платон) и эпистемная (Демокрит, Аристотель) традиция в античной философии. Платоновская концепция человеческой души, познания, природы и Космоса и аристотелевская концепция соотношения философии и частно-научного знания. Соотношение понятий «микрокосм» и «макрокосм». В античной философии важно уяснить софийный характер философствования. Пифагор, Сократ, Платон видят в философствовании любомудрствование, где достигается удивительное единство человеческого духа, постигающего сущностное соразмерностью благу. Само благо является своеобразным синтезом истины, добра и красоты. Этим достигается единение человеческого духа, постигающего целостное бытие.

Следует обратить внимание на основные этапы развития древнегреческой философии.

Первый этап связан с деятельностью так называемых досократиков, т.е. мыслителей, творивших до Сократа. Их в большей мере занимает Космос, мироздание. Они считали, что существуют общие законы космо­са, которым подчиняется все сущее и существующее, включая человека. Эту мысль четко выразил в своем Логосе Гераклит. В этом периоде выделяют следующие школы: милетскую, эфесскую, пифагореизм, элейскую. К этому периоду относятся также Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит.

К классическому этапу относится софистика. Два направления: «старшие» софисты (Протагор, Горгий, Продик), «младшие» софисты (Ликофрон, Критий, Фразимах). А также Сократ, Платон, Аристотель Стагирит. Софисты порывают с космологической традицией и объявляют человека мерой всех вещей (Протагор). Человек берется за точку отсчета оценки всего происходящего, он задает масштаб измерения мира. Однако эта продуктивная идея была са­мими же софистами доведена до абсурда, когда мнение каждого объявлялось истинным. Гений Сократа позволил ему сохранить основную мысль софистов - человек центр Вселенной - и уйти одновременно от релятивизма и субъективизма тех же софистов. Человеческое сознание есть не только выражение субъективных устремлений человека, но и носитель знания, содержание которого не зависит от людей. Это интерсубъективное содержа­ние знания позволяет людям осуществлять познание мира и общение между ними. Однако откуда в сознании человека появляется нечто им не создан­ное, но задающее смысл всему наличному? Вот загадка, над которой мучи­тельно размышлял Сократ. Он весь в сомнениях прислушивается к внут­реннему голосу, который говорит от имени Божества. Однако не у каждого есть свой даймонион, да и божественное в душе слабо поддается философской рефлексии. Платон ввел понятие сверхбытия, царство идей (эйдосов). Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой. На верху пирамиды находятся абстрактные понятия: идея «красоты», «мужества», а венчает пирамиду одна-единственная идея «блага» или «единого». Платоновские эйдосы начинают противостоять миру вещей как образцы. Складывается система объективного идеализма, б лагодаря которой порознь находятся сущности и то, сущностью чего они являются. Этот разрыв четко зафиксировал Аристотель и сформулировал ряд возражений в адрес своего учителя.

Стагирит пытается соединить два мира. Он не хочет смириться с тем, что сущность предмета отрывается от самого предмета. Так возникает поня­тие формы ( минимально общее, которое почти сливается с единичным, но все же не сливается с ним до неразличимости). Однако в конечном итоге форма Аристотеля стала поразительно похожа на эйдосы Платона и тому есть веская причина: оба они под сущностью понимали нечто вечное, неиз­менное, равное самому себе. Для них предметом философии являлись сверхчувственные, неподвижные и вечные сущности, отличные от предмета естествознания (физики) и математики. Мир сверхчувственного отнес к об­ласти теологии. И хотя Аристотель отнес три из четырех своих основоположений (причин) к божественному учению, одновременно они сохранились в качестве предмета философии. Аристотель стремится придать филосо­фии научный характер, но не отказывается от предельных притязаний своей метафизики, включая в неё помимо материальной причины, также действующую и целевую. Тем самым Стагирит сохраняет в своей философии софийную направленность.

Эллинистический период античной философии охватывает промежуток времени с сер.IV в до н.э. (т.е. с возникновения «мира эллинизма») и до конца античной эпохи, т.е. до падения Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами. В эллинистический период получили развитие сократические школы, платонизм (Академия), аристотелизм (перипатетики – «гуляющие»). Наиболее яркие представители данного периода: Пиррон, Секст Эмпирик (Рим.) (скептики); Зенон из Китиона, Сенека (Рим.), Марк Аврелий (Рим.) (стоики); Эпикур (эпикуреизм); Филолай, Ликон (пифагореизм); Теофраст (аристотелизм), Аркесилай, Плутарх Афинский (платонизм); Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл (неоплатонизм).

Контрольные вопросы

1. Что такое апейрон Анаксимандра?

2. Что такое Логос Гераклита?

3. Какой вклад сделал Гераклит в становление диалектики?

4. Что понимали под числом пифагорейцы?

5. Какой вклад в развитие философии внесли элеаты?

6. Какие Вы знаете апории Зенона, и в чем их смысл?

9. Какой вклад в развитие философии внесли софисты?

7. Какими характеристиками о6ладает атом Демокрита?

8. Какие виды эйдосов выделяет Платон?

9. Как Платон трактует учение о душе и познании?

10. Что такое форма Аристотеля?

11. Какие возражения выдвигал Аристотель вадрес Платона?

12. Преодолел ли Аристотель «недостатки» философии Платона?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.