Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Канон в древнерусском искусстве






Уже при первом знакомстве с древнерусским искусством становится заметна его последовательная обостренная нравственно-эстетическая ориентация. Особенно сильно она выражена в иконописи и русской книжности 11 - 17 веков. Древнерусский живописец в первую очередь считал себя воспитателем зрителей, их руководителем и наставником, то есть учителем нравственности.

Особое внимание летописцы уделяли красоте храмов, которую они усматривали не столько в архитектурном облике, сколько в украшавших храм предметах декоративно-прикладного искусства, культовых сосудах, иконах, воспринимаемых скорее в их декоративной функции, чем в сакральной. Однако иконы имели и один весьма практический смысл. Древнерусская икона имеет уникальное свойство приводить зрителя в созерцательно-медитативное состояние, выводить его дух на уровень сверхсознания. Это состояние, близкое к тому, которое византийские мыслители называли " экстазом безмыслия". Иконы на Руси, видимо, нередко служили, ели так можно выразиться, объектами медитации.

Троица Андрея Рублева

Абстрактная, не облаченная в конкретноые чувственные формы искусства христианская духовность плохо воспринималась русичами, поэтому он в поисках духовной пищи обращался к искусству, и его красоте придавал большую значимость, чем это было принято в Византии. Искусство Древней Руси было основано на внешней красоте, за которой усматривали особую глубину, которая не поддается выражению словами, но ее можно хорошо прочувствовать. Ведь не случайно иконописцев (богомазов) в народе почитали мудрецами, а в искусстве видели проявление премудрости.

Если читать умели не все и книжная мудрость была доступна немногим, то " премудрость иконная" - каждому древнерусскому человеку. В представлении человека того времени настоящее искусство было неотделимо от красоты и мудрости. Художник почитался за то, что мог на основе дара мудрости созидать красоту.

Направленность древнерусского искусства на выражение высших духовных ценностей со временем привела к заметному повышению уровня абстрагирования художественного языка, увеличению степени условности выразительных средств и, в конечном счете, к высокому развитию художественного символизма, с которым мы встречаемся во всех видах древнерусского искусства. Все основные цвета и многие их сочетания, конструктивные элементы в архитектуре, жесты и позы персонажей в живописи несут символическую нагрузку в культуре средневековой Руси.

Канон выступал как бы первым уровнем выражения художественного символа. У иконографического канона древнерусского искусства был византийский прототип. Но в византийском каноне закреплены визуализированные идеи в платоновской философии, архетипические схемы, или лики изображаемых персонажей и событий. В древнерусском же искусстве канон выступал главным хранителем предания, традиции.

Канон являлся конструктивной основой художественного символа, однако не был основным носителем эстетического значения. Сутью художественного творчества мастера была в сосредоточении всех свои творческих сил на решении чисто художественных задач. Пусть канон ограничивал художника в выборе сюжета и тематики или общей линии композиции, зато предоставлял неограниченные возможности в области средств художественного выражения - цвета, формы, линейного ритма в живописи.

Каноничность фактически обесценивает мир материальных ценностей и неумолимо ориентирует искусство на проникновение в мир духовный и на выражение его художественными средствами.

 

1. Канон – мировоззренческая, ценностная категория, выражающая эстетический идеал эпохи.

2. Канон представляет собой нормативную систему, закрепляющую основные структурные закономер- ности видов искусства.

3. Основными функциями канона являются охранительная, трансляционная, коммуникативная.

4. Канон не препятствует проявлению творчества художника, но создает определенное поле инвариантов, внутри которого художнику предстоит действовать. Таким образом, проявляется релятивность канона.

5. Для реципиента, не знакомого с канонической культурой, которая создала данное произведение ис- кусства, канон утрачивает свою коммуникативную и трансляционную функцию. Для адекватной интерпре- тации произведения требуется получение новой художественно-смысловой информации.

6. Канон – составная часть традиции, но он появляется на определенной стадии ее развития и выступает в виде жанрового канона.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.