Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни научного познания: эмпирический и теоретический.






Диалектика чувственного и рационального в познании:

Чувственное (перцептивное) и его элементы: ощущение, восприятие и представление Рациональное и его элементы: понятие, суждение, умозаключение
1. Непосредственное отражение 1. Опосредованное отражение
2. Отражение внешнего 2. Отражение внутреннего
3. Отражение единичного и случайного 3. Отражение общего и существенного

Таким образом, существует глубокая взаимосвязь и взаимообусловленность элементов (форм) чувственного и рационального отражения. Одностороннее понимание этой взаимосвязи в докантовской философии приводило к крайностям гносеологических концепций эмпиризма и рационализма. К нетрадиционным формам познания относятся интуиция, медитация, озарение, экстаз, транс, откровение. Соотношение дискурсивного и интуитивного исследуется как в психологии познания, так и в философской эвристике. С этой целью исследуются 2 вида интуиции: эйдетическая ( пример: формула «бензольного кольца» нем. химика Кé куле) и концептуальная ( сокращенный силлогизм – энтимема).

Поскольку сущность познания заключается в отражении объективного мира, то центральный вопрос – вопрос об отношении наших знаний к объективному миру. Этот вопрос рассматривается в теории истины.

По вопросу об истинности знаний есть следующие философские концепции:

1) концепция корреспонденции: истина как соответствие знания вещам. Такое понимание истины восходит к Аристотелю, Ф. Бэкону, французским просветителям и др.;

2) концепция согласованности (когеренции): истина понимается как согласие мышления с самим собой; здесь анализируется проблема логического критерия истины

3) прагматическая концепция истины: истина как соответствие идей стремлениям личности к достижению успеха.

Истина – соответствие наших знаний реальности. Истина фиксирует объективное содержание человеческих знаний и является поэтому проблемой человеческого бытия. Это внутренне противоречивый процесс, связанный с постоянным преодолением заблуждений. Соответствие знаний действительности имеет следующие характеристики:

Во-первых, это – объективность истины как такой части знаний, содержание которой от нас не зависит.

Во-вторых, это – субъективность истины по своей форме, поскольку сознание субъекта всегда определяет форму восприятия.

В-третьих, это – абсолютность истины как той части знаний, которая не может быть опровергнута дальнейшим развитием познания. Такая истина существует только как тот предел, к которому стремится наше знание.

В-четвертых, это – относительность истины как приблизительное, верное лишь при определенных условиях, знание. Знание относительно, т.к. мир сложен и развивается, в то время как на каждом уровне познания мы имеем дело с его конечными формами: бесконечное предстает в конечном всегда как относительное.

В-пятых, это – конкретность истины как требование учета конкретных условий, в которых находится объект познания.

 

Основным критерием истины является практика. Практика – это целесообразная, чувственно-предметная деятельность человеческого общества, направленная на преобразование объективной действительности. Она существует в трех главных формах: 1) производственная деятельность; 2) социально-политическая деятельность и 3) научный эксперимент. Практика составляет основу познания, его источник и цель и поэтому выступает как побудительная, движущая причина познавательной деятельности. Наконец, только на практике человек может доказать истинность своих знаний. Вместе с тем необходимо отметить противоречивость практики как критерия истины (единство абсолютности и относительности практики как критерия истины).

 

Формы развития научного познания при переходе от эмпирического уровня к теоретическому:

факты науки, проблемы, вопросы, гипотезы, теории, НКМ.

Факт науки – это эмпирическая основа для выдвижения гипотез. В понимании природы факта выделяются 2 подхода: фактуализм и теоретизм. Первый подход подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям; второй, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. С т. зрения современной методологии науки, неверно как абсолютное противопоставление фактов теории, так и полное растворение фактов в теории.

Проблема – знание о незнании, представляющее существенный практический или теоретический интерес. Проблема имеет место только тогда, когда:

а) соответствующее знание отсутствует у общества в целом и поэтому должно быть получено;

б) не известен алгоритм, с по­мощью которого цель научного исследования может быть дос­тигнута (если же алгоритм известен, то перед нами не пробле­ма, а задача).

Развитие научного познания предстает как переход от постановки одних проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем. Научная проблема отличается от псевдопроблем конструктивностью. Следует сразу подчеркнуть, что далеко не любые проблемы могут представлять научный интерес и квалифицироваться как научные. Вспомним широко распространенные в Средние века схоластические проблемы, суть которых и методы их разреше­ния хорошо переданы известным историческим анекдотом. Рас­сказывают, что как-то во дворике Парижского университета у Фомы Аквинского вышел спор с другим известным схоластом о том, есть ли у крота глаза. Несколько часов длился этот словес­ный турнир, и все безрезультатно. Каждый стоял на своем, ис­тово и непоколебимо. Но тут случись садовник, нечаянно под­слушавший этот ученый диспут, и предложил свои услуги. «Хотите посмотрите сами на живого, настоящего крота. На том и разрешится ваш спор». «Ни в коем случае. Никогда! — сказа­ли они. — Мы ведь спорим в принципе: есть ли в принципе у принципиального крота принципиальные глаза...».

 

Вопрос – концентрированное выражение проблемы.

Гипотеза – предположение о закономерном порядке или других существенных связях между явлениями, а также предположение о существовании какого-либо явления или свойства. Гипотеза – вероятностное, а не достоверное знание. Условия выдвижения и состоятельности научной гипотезы:

1) гипотеза должна соответствовать основным принципам научного мировоззрения;

2) гипотеза не должна противоречить известным и хорошо проверенным фактам; она должна охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена (хотя из истории науки известны примеры, когда для утверждения гипотезы требовалось пересмотреть «факты», ибо как элементарные эмпирические знания они могут быть ошибочными. Например, атомно-молекулярный вес хим. элемента урана до открытия периодического закона считался равным 120 ед., а закон требовал 240. Последующие измерения дали 238 ед.);

3) новая гипотеза не должна вступать в противоречие с другими теориями, истинность которых для этой предметной области уже доказана. Например, гипотеза «вечного двигателя» невозможна с точки зрения закона сохранения энергии;

4) верифицируемость и фальсифицируемость гипотезы, доступность опытно-экспериментальной проверке;

5) возможность дедуктивного развертывания гипотезы;

6) гипотеза должна быть максимально простой, чтобы из одного принципа (допущения) объяснить все известные факты той предметной области, для объяснения которой она выдвинута.

Теория – система объективно-истинного знания, описывающая существенные, закономерные, общие и необходимые связи определенной предметной области.

Структура теории:

содержательные элементы (принципы, понятия, утверждения, идеи) и формальные элементы (знаки, символы, правила).

Функции теории:

1) синтезирующая, 2) объяснительная, 3) прогностическая.

Научная картина мира (НКМ) – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения фундаментальных научных понятий и принципов.

Различают общенаучную и естественнонаучную КМ. Последняя в зависимости от предмета познания может быть астрономической, физической, химической, биологической и т.д.

Естественнонаучная КМ строилась с ХVII в. на основе классической механики, затем на базе электродинамики, потом – квантовой механики и теории относительности, а сегодня – на основе синергетики. Синергетика изучает механизмы самопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и саморазрушения макросистем любого порядка. Она изучает механизмы упорядочения хаоса и дезорганизации порядка. В синергетическом описании мир предстает открытым, нестабильным, становящимся, полным непредсказуемостью и «точками бифуркации», связанными с многообразием направлений возможного дальнейшего развития.

Стандартная концепция развития научного знания имеет следующее строение:

 

НКМ

(Научная картина мира)

 

Т1 Т2

(Теоретические законы)

 

Индукция Э1 Э2 Э3 Дедукция

(Эмпирические законы)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.