Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественнонаучного и гуманитарного знания.






 

Критерии разграничения Естественнонаучное знание Гуманитарное знание
Объект изучения Природа Человек, общество
Ведущая функция Объяснение (истина доказывается) Понимание (истина истолковывается)
Ведущий метод Номотетический (по Г.Риккерту: ставит своей целью рассмотреть большое количество фактов, а затем подвести их под единый закон) Идиографический (по Г.Риккерту: ставит своей целью рассмотреть большое количество фактов, а затем выделить в них уникальные, неповторимые черты)
Характер методологии Обобщающий Индивидуализирующий
Влияние ценностей Не заметно Существенно
Идеологическая нагрузка Идеологический нейтралитет Идеологическая нагруженность
Антропоцентризм Изгоняется Неизбежен
Соотношение субъекта и объекта познания Строго разделены Частично совпадают
Количественные и качественные характеристики Преобладание количественных характеристик Преобладание качественных характеристик
Наличие и применение экспериментальных методов Составляют основу методологии Применение затруднено (за исключением психологии)
Характер объекта исследования 1. Скорее материальный, чем идеальный. 2. Относительно устойчивый 1. Скорее идеальный, чем материальный. 2. Относительно изменчивый.

 

С точки зрения современного, постнеклассического этапа развиития науки, некоторые критерии разграничения естественнонаучного и гуманитарного знания являются относительными. Это влияние ценностей, антропоцентризм, соотношение субъекта и объекта познания.

2. Наука как социальный институт включает в себя:

· научные организации, школы, сообщества; разделение и кооперацию научного труда;

· ученых с их знаниями, квалификацией и опытом;

· систему научной информации;

· экспериментальное оборудование и лаборатории;

· этос науки – совокупность нравственных норм и императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение и исследовательскую деятельность ученых: преданность делу и требовательность к себе; интерсубъктивность (убеждение в том, что истинность утверждений не зависит от утверждающего, знание как общее достояние); организованный скептицизм; социальная ответственность и др.

В качестве социального института наука выполняет ряд функций:

· Описательная (выявление существенных свойств и отношений действительности)

· Систематизирующая (отнесение описанного по классам и разделам)

· Объяснительная (систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития)

· Производственно-практическая ((возможность применения полученных знаний в производстве, для регуляции общественной жизни, в социальном управлении)

· Прогностическая (предсказание новых открытий в рамках существующих теорий, а также рекомендации на будущее)

· Мировоззренческая (внесение полученных знаний в существующую картину мира)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.