Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные методы ценообразования






I. Расчетные методы ценообразования

Суть расчетных методов ценообразования состоит в том, что они базируются главным образом на учете внутрипроизводственных условий фирмы. В результате использования методов данной группы фирма определяет желаемый уровень цен, не скорректированный в полной мере с учетом требований реальной рыночной конъюнктуры.

В рамках расчетных методов принято в первую очередь рассматривать:

1. Затратные методы:

1.1.Ценовой метод полных издержек — метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения спи­сываются на единицу того или иного изделия. В наиболее общем виде схема данного метода поясняется на условном примере, приведенном в табл. 4.

 

Формирование цены по методу полных издержек

(д.е.)

Основные элементы цены Изделие  
А В С
Прямые издержки — всего,      
в том числе:      
сырье и материалы      
оплата труда основных производственных рабочих 1 95    
прочие прямые затраты      
Косвенные расходы      
Итого издержек      
Прибыль      
Рентабельность (прибыль к издержкам), %     8, 5
Выручка от реализации (цена изделия)      

Данный метод применяют фирмы, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции практически гарантирован.

1.2.Ценовой метод стандартных (нормативных) издержек свободен от многих недостатков простого отражения затрат. Этот метод позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Схему применения да стандартных издержек иллюстрирует табл. 5 (использованы данные из табл. 4).

Данный метод, в отличие от ранее описанного, дает возможность пофакторного анализа издержек. Отклонения от стандартов (норм) анализируются по причинам, их вызвавшим. Так, если цены на сырье и материалы, используемые при производстве изделия А, возросли на 5%, а расход относительно нормы снизился на 8, 6%, отклонение +10 д.е. определяется следующим образом.

Таблица5 Формирование цены по методу стандартных (нормативных) издержек

(д.е.)

Изделие
Основные элементы цены А   В   С
стандарт отклонение1 стандарт отклонение1 стандарт отклонение1
прямые издержки — всего,   +20   +5   -30
В том числе:            
сырье и материалы   +10   -15   -5
оплата труда основных производственных рабочих   +5   +5   -10
прочие прямые издержки   +5   +15   -15
косвенные расходы   +10   -10   +20
итого издержек   +30   -5   -10
Прибыль   +30   -5   -10
Выручка от реализации (цена изделия)            

 

1 Экономия «+», перерасход «-».

В результате повышения цен затраты на сырье и материалы составили:

(250 + 250 * 5: 100) = 2б2, 5 (д.е.),

по данному изделию получен перерасход относительно стандарта:

(262, 5-250) =12, 5 (д.е.).

В результате же экономии сырья и материалов затраты снизились

(262, 5 - 262, 5 *8, 6 -. 100) = 240 (д.е.),

т.е. получена экономия (262, 5 - 240) = +22, 5 (д.е). Тогда отклонение + 10 (д.е) можно представить как сумму отклонений: -12, 5 д.е., получен­ного в результате изменения цен, и +22, 5 д.е., полученного в результате изменения норм.

Этот метод имеет большой потенциал с точки зрения ценообразова­ния. Цены, определенные на базе прогрессивных или идеальных стандар­тов (норм), с одной стороны, ориентируют фирмы на снижение издержек, дают возможность определить, что именно необходимо для этого сделать; с другой стороны, такие цены, невнятнее всего, будут конкурентоспособ­ны на рынке, поскольку отражают не только индивидуальные особенно­сти фирмы, но и приемлемый уровень эффективности производства.

Наиболее сложный элемент системы стандартных (нормативных) издержек — определение стандартов затрат. Для формирования эконо­мически обоснованных стандартов необходимо детально изучить мето­ды производства, технические характеристики и цены аналогичной про­дукции конкурентов, требования предъявляемые к данной продукции на мировом рынке, и т.п. Кроме того, стандарты должны быть привязаны к производственному плану, достижимому уровню эффективности и мас­штабу производства. Получить идеальные стандарты не всегда удается. Однако лучше иметь не идеальный, но приемлемый стандарт, чем вооб­ще не иметь никакого, поскольку даже такой стандарт позволяет прове­сти анализ издержек по отклонениям и выявить причину недостаточной эффективности производства.

1.3.Ценовой метод прямых издержек — метод формирования цен на основе определения прямых издержек исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные издерж­ки (зависящие от объема выпускаемой продукции) рассматриваются как прямые. Остальные издержки отдалятся на финансовые результаты. По­этому данный метод называют также методом формирования цен по со­кращенным затратам.

Общая схема ценового метода прямых издержек показана в табл. 3.

Таблица 6. Формирование цены по методу прямых издержек

(д.е.)

Основные элементы цены Изделие
А В С
выручка от реализации (цена изделия)      
сырье и материалы      
оплата труда основных производственных рабочих      
прочие прямые издержки      
итого прямых издержек      
покрытие (валовая прибыль)      
рентабельность (валовая прибыль к прямым першам), %      
косвенные расходы      

 

Косвенные расходы не распределяются на конкретные изделия. Но это не означает, что данные издержки игнорируются. В целом по фирме они должны быть покрыты за счет валовой прибыли. В нашем примере валовая прибыль по трем изделиям равна: (290 + 370 + 420) = 080 (д.е.). Косвенные затраты составляют (190 +310 + 350) = 850 (д.е.). яда чистая прибыль составит (1080 - 850) = 230 (д.е.).

1.5.Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных (нормативных) прямых издержек, сочетающий достоин­ства метода стандартных (нормативных) издержек и метода прямых из­держек. Применение этого метода показано в табл. 7.

Таблица 7. Формирование цены по методу стандартных (нормативных) прямых издержек

(д.е.):

Основные элементы цены Изделие
А В С
стандарт отклоние1 Стандарт отклонение1 стандарт отклонение1
Выручка от реализации (цена изделия)            
Сырье и материалы   +10   -15   -5
Оплата труда основных производ­ственных рабочих   +5   +5   -10
Прочие прямые издержки   +5   +15   -15
Итого прямых издержек   +20   +5   -30
Покрытие (валовая прибыль)   +20   +5   -30
Рентабельность (валовая прибыль к прямым издержкам), %            

 

1 Экономия «+», перерасход «-».

Ценовой метод стандартных (нормативных) прямых издержек позво­ляет управлять сокращенными издержками по отклонениям.

2. Параметрические методы ценообразования используются при расчете цены на аналогичную продукцию, т.е. продукцию, удовлетворя­ющую одинаковую потребность и идентичную по физико-химическому составу. Эти методы применяются, когда основные потребительные па­раметры аналогичной продукции поддаются четкому количественному определению. Такая продукция может быть описана параметрическим рядом (ряд станков разных марок в зависимости от показателя мощно-I, ряд полимерных материалов в зависимости от показателя основного вещества и т.п.).

2.1.Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из явных параметров качества товара. Удельная цена получается как частное от деления цены на основной параметр качества товара.

Пример. Фирма планирует выпуск нового электродвигателя мощностью 50 кВт. Для опре­деления его цены необходимо рассчитать удельную цену базового электродвигателя. При рыночной цене базового электродвигателя 100 дол. и мощности 10 кВт удельная цена соста­вит 10 дол. (100: 10). Тогда цена нового электродвигателя — 500 дол. (10 х 50). В данном случае цена растет пропорционально росту качества (при прочих равных условиях). Рыночная экономика предъявляет к новым товарам более жесткие требования: рост цен на новые товары должен отставать от роста качества. Для этого цену уменьшают с помощью коэффициента торможения. Например, при использовании коэффициента 10% цена соста­вит 450 вместо 500 дол.

Во избежание грубых ошибок метод удельной цены используется лишь дляориентировочных оценок. Его недостаток в том, что цена определяется на основе только одного параметра, а воздействие на цену других параметров не учитывается,

2.2. Ценовой метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров.

Цена на искомый (новый) товар (Ц1) ценовым методом баллов рас­считывается по формуле

(1)

где Цн — цена базового товара;

БH — балльная оценка i-го параметра нового товара;

Бб — балльная оценка i-го параметра базового товара (эталона).

Пример. Для определенной группы металлургических станков разработаны шкалы балль­ных оценок основных параметров. Один из видов этих станков принят за базовый. Его цена 10 тыс. дол. Осваивается новый станок этой группы. Экспертная оценка основных парамет­ров базового станка — 20 баллов, нового — 26, или на 30% больше. Тогда цена нового станка составит 30 тыс. дол. Применяемый метод обеспечивает рост цен пропорционально повышению качества товаров.

Ценовой метод баллов целесообразно применять при формировании цен на товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непо­средственному количественному соизмерению (удобство использования, дизайн, цвет, запах, вкус и т.д.).

Недостаток метода — субъективизм при начислении баллов.

1.3.Ценовой метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величин не­скольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров:

(2)

где xlrx2, x3,..., xn — основные параметры качества товаров.

Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд.

В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары.

Например, результаты расчетов регрессионной зависимости цен от ото­бранных показателей качества по бумаге для печати могут быть представ­лены в виде уравнения регрессии:

Ц = -56, 5 + 0, 38 х, + 0, 67 х2, где х, — плотность 1 м2;

х2 белизна, %. Эта формула применима для всего ценового ряда бумаги данного вида.

Пример. Появилось новое изделие (бумага), имеющее плотность 110 г на 1 м2 и белизну 80%. Цена такого изделия рассчитывается путем подстановки показателей его плотности на 1 м2 и белизны в формулу регрессионной зависимости действующих цен от параметров качества изделий всего параметрического ряда:

Ц, = -56, 5 + 0, 38 х 110 + 0, 67 х 80 =* 38, 9 (тыс. д.е.).

Аналогично определяются цены и на другие новые виды продукции. В результате форми­руется взаимоувязанная система цен на продукцию.

3.Метод с учетом потребительского эффекта. Если продукция является взаимозаменяемой, т.е. удовлетворяет одинаковые потребности, но различается по физико-химическому составу, в параметрический ряд ее выстроить нельзя. Вместе с тем, поскольку эта продукция удовлетворя­ет одинаковые потребности, цены на нее не могут строиться изолиро­ванно. Взаимосвязь цен на новое и ранее выпускавшееся изделие обеспе­чивается посредством показателя потребительского эффекта, т.е. эффек­та, который потребитель может получить при использовании нового из­делия (материала) вместо прежнего.

Цену согласно этому методу можно рассчитать по формуле (3)

Цн = Ца + ЭпхКп (3)

где Цн — цена нового изделия;

Ца — цена базового, ранее применявшегося изделия;

Эп — эффект у потребителя от замены прежнего изделия новым; К,. — коэффициент торможения, или морального старения, изделия; чем выше темпы научно-технического прогресса, тем меньше величина коэффициента для понижения значения эффекта.

Расчетные методы в условиях административно регулируемой эконо­мики являются практически единственной ценовой методикой, поскольку при таких условиях нет объективной необходимости учитывать конъюнк­туру рынка.

В условиях рыночной экономики цена, рассчитанная продавцом, — это лишь база формирования цены фактической сделки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.