Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История. Развитие техник проектирования.

Виды дизайна

Виды дизайна Основные функции Родственные виды искусств
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН Фирменный стиль, реклама, упаковка Полиграфическая продукция Компьютерная графика Реклама информация графика
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН Машиностроение Транспорт Приборы, инструменты. мебель, сантехника Бытовые приборы Ткани, одежда Парфюмерия, бытовая химия Бижутерия, ювелирное дело   Производственные и бытовые потребности Декоративно прикладное искусство. скульптура
АРТ_ДИЗАЙН Эстетические запросы Скульптура, живопись
АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИЗАЙН Массовое жилище Поизводственные и общественные здания Инженерные сооружения Пространство жизнедеятельности архитектура
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН Создание искусственных Реабилитация ландшафтов Декоративная дендрология Экологическое равновесие Садово-парковое искусство
СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН Интерьеры Городская среда Среда-событие Предметно-пространственная среда Архитекура Декоративно прикладное искусство, сценография

 

Т.2 Проектная культура

Всякая профессия основана на знании природы, целей и принципов действия в рамках этой профессии. Дизайнерская деятельность опирается на:

• знание объективного положения конкретных дизайнов в проектной деятельности и проектной культуре, которые ныне призваны произвести переворот в представлениях о мире, созданном человеком;

• понимание взаимодействия между образом жизни данного общества и его отдельных социальных групп и объектами дизайна, что является основой для исследования типологического многообразия объектов художественного проектирования;

• знание особенностей и принципов организации предметной и предметно-пространственной среды, принципов формообразования средовых объектов и путей выявления их эстетической значимости.

Все это совокупно должна обеспечивать особая наука техническая эстетика, изучающая самые различные аспекты формирования дизайнерского окружения человека. Составляя общую теоретическую основу дизайна, она в то же время исследует опыт его развития, особенности его проявления на различных этапах становления мировой цивилизации.

История. Развитие техник проектирования.

История процесса проектирования тесно связана с этапами развития ремесленного и промышленного производства, технической деятельности человека.

Проектирование на основе «прототипа». Система действий направленная на получение (воспроизводство) уже известного результата известными средствами на основании повторения привычных схем.(типовое проектирование)

Модернизация, «стайлинг» - усовершенствование внешнего вида объекта, без изменения функциональных и конструктивных свойств изделия (дизайн -проектирование посуды, мебели, электроприборов, автомобилей).

Проектирование совершенно нового объекта связано с принципиально новой постановкой задач, неизвестным ранее техническим принципом - изменением технологии производства, появлением новых материалов.

См табл. Рунге

«Проектная графика», относят примерно к 18в в это время в академических школах идет разделение, специализации программ обучения студентов, определяются характерные для проектов виды и техники изображений (инженеры, архитекторы, художники - прикладники).

Как же изображались проектируемые объекты в предшествующие периоды? Специалисты утверждают, что зодчие Др. Египта, Ассирии, Др. Греции обходились без чертежа - объемной моделью. Однако сложность планов др. сооружений, геометрическая правильность говорит о том, что без графической схемы создать подобное невозможно. Вполне очевидно, что для постройки этих объектов зодчие пользовались чертежами, шаблонами, моделями, а также графическими схемами - эскизами, рисунками ландшафта, орнаментальных фрагментов. (на глиняных досках, папирусе, коже, шаблоны и схемы в натур. величину на стенах и полу зданий, стиль изображения, инструменты - мерные трости, резец, примитивные угольники, линейки)

За многовековой период развития деятельности человека (разделения по видам, на профессии) чертеж, эскиз, рисунок прошли ряд трансформаций в приемах начертания, изложения изобразительной информации, в технике и стиле выполнения.

Зодчие Др.Греции уже работали с циркулем, отвесом, «карандаши», в литературе уже есть упоминание о проектах сооружений представленных заказчику - чертежи, модели, специальные тексты. В Др. Риме работают по комплексным чертежам, набор инструментов.

В 13 -15 веках происходит разделение двух видов деятельности строителя и проектировщика (Леон Батист Альберти занимался проектированием арх. объектов), соответственно уточнялись приемы изображения - должны быть понятны обоим, одинаково прочтены.

В период 15-16в теоретически обосновывается и практически отрабатывается система чертежных изображений - методика проекционного черчения в ортогонали и в перспективе. (Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер). В результате в проект стали входить ортогональные проекции, планы, разрезы здания, общий вид - перспективное изображение, архитектурные детали. Все изображалось на листах в произвольных масштабах, перспективы и детали, цифры и надписи.

Метод ортогональных проекций усовершенствовал Густав Монж (математик и военный инженер, Наполеон) в начале 19в.

С 16 по 18в совершенствовалась методика проектирования и обучения студентов в академиях архитектуры и искусств (петербургская 1757г, строгоновская школа). Именно в стенах академий разрабатывались и внедрялись в практику специфические приемы графики - технические приемы черчения, тушевой отмывки, линейного и тушевого рисунка. Проектная графика рассматривается как разновидность художественной графики, и возникает ветвь архитектурная фантазия (Альберти, Фишер, Пиранези). Одновременно с появлением новых форм и изобразительных приемов совершенствуются и чертежные инструменты, материалы (карандаши, сангина, соус прессованные, калька, бумага разного качества выделки). Создаются учебные пособия - гравюры, рисунки архитектурных деталей, фасадов.

(ранее принцип проектирования по образцу, прототипу - ремесленный характер производства, сменяется на проектирование объекта с заданными свойствами на основе новых технологий). В 19в. развитие промышленного производства расширяет возможности строительства общественных, производственных, жилых зданий, инженерных коммуникаций - деловая документация приобретает все более специфический характер, что влияет на стиль проектной графики, методы изготовления и размножения чертежа. Внедряются копировальные машины на основе сдвоенных рейсфедеров, зубчатых приводов, основным графическим приемом становится техника линейной графики с заливкой и штриховкой.

Влияние на стилистику проектной графики (инженерной и архитектурной) оказали мастера 19- 20в - Малютин, Клейн, Щусев, Шехтель, Бенуа. Начало 20в знаменательно созданием архитектурных и дизайнерских школ - Баухауз (Германия), ВХУТЕМАС (СССР). Вокруг прогрессивных учебных заведений сплачиваются архитекторы, художники, дизайнеры - разрабатываются новые проектные концепции, направления в архитектурной и прикладной графике.

Вальтер Гропиус, Ханнес Мейер, Иоханнес Иттен, (баухауз), Владимир Кринский, Бр. Веснины, Константин Мельников, Эль Лисицкий, Владимир Фаворский, В.Лебедев, Александр Родченко создали новый стиль проектной графики. В проекты Ле Корбюзье, Мисс Ван дер Роэ, Сергея Чернышева внедряются показ с птичьего полета, резкие перспективные ракурсы, четкая и лаконичная линейная и штриховая графика, покраска проекта аэрографом, гуашью, темперой, виртуозная техника использования коллажа, применение пастели и тд.

40 -50г

70-80г

В современной проектной графике применяют рапидографы, фломастеры, трафареты, лет-расет, коллаж и др., компьютерные технологии.

СРЕДСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ -

специфические приемы и принципы, используемые дизайнером в процессе работы: проектные классификации, композиционное формообразование, проектно-графическое моделирование, проектная графика и т.д. Выбор С.п. влияет на ход проектирования, на характер и формы будущего объекта, на степень его проработки, методы предъявления

 

Освоение графических приемов изложения графической информации является способом развития творческих навыков в обучении, на них строится механика изображения, реализуются замыслы, совершенствуется качество проектирования.

Основной эффект дизайнерского решения — в выразительности целостного художественного впечатления, не противоречащего представлению о его целесообразности. Нам, к сожалению, не из­вестны секреты рецептов таинственного преобра­зования созданной дизайнером композиции в эс­тетический импульс, рождающий в ответ всплеск озарения, резонанс сопереживания художествен­ному замыслу автора. Известны только пути до­стижения потенциала, генерирующего этот эф­фект: накопление знаний и практических навыков, формирующих творческую личность.

 

Творческая основа художественного проектирования состоит в образном понимании, отражении и воплощении жизненных ценностей. Базовой профессиональной способностью дизайнера является проектное воображение. В связи с этим возникают новые понятия, раскрывающие механизм проектного мышления, например, такие, как образное моделирование, или образ-тип. Эти понятия помогают ощутить специфику художественного отношения дизайна к действительности, отличия образов дизайна от их аналогов в других видах искусства.

Выявление основополагающих терминов и понятий, связанных с проектной культурой, условиями их возникновения и развития, взаимоотношения между образом жизни и объектами дизайна, трактующих особенности и принципы их формирования, позволяет углубиться в современную жизнь сферы художественного проектирования.

«дельфы» метод (Дельфийская техника) — индивидуальное анкетирование мнений экспертов с целью выявления преобладающего суждения специалистов, исключающее прямые дебаты и позволяющее экспертам оценивать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег.

«Д.»м. реализует через обратные связи мнений системный подход к коллективному мышлению, «снимая» случайные влияния психологических факторов. Используется при сборе уникальных данных, затрагивающих профессиональные проблемы, при экспертизе, определении приоритетов и других действиях, требующих специальной квалификации.

«дерево целей» - способ упорядоченного прогнозирования комплекса проектных и научных задач, основанный на построении многоуровневых схем, последовательно охватывающих все необходимые сферы предполагаемой деятельности — от общих целей, ключевых направлений и блоков до частных задач, требующих индивидуального решения.

«Д.ц.» используется при необходимости комплексного рассмотрения элементов проектной деятельности и пооперационного планирования исследований, связанных с решением конкретной проблемы, а также для увязки отдельных целей проектирования с действиями, которые необходимо предпринять в настоящем. Последовательность методической работы состоит в том, чтобы выявить общую цель, определить основное направление работ, выделить группу частных задач и построить общую схему «дерева» с учетом характера целей и работ в виде графических изображений и текстовых пояснений.

МЕТОД И МЕТОДИКА В ДИЗАЙНЕ — порядок достижения проектной цели, решения поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задач, последовательность приемов или операций, необходимых для получения искомого результата; система мер по оптимальной организации проектной (дизайнерской) деятельности. Включают несколько тесно взаимосвязанных разделов знания и комплексов работ: метод, методика, художественный метод, «ноу-хау», уточняющих порядок и последовательность проектных работ от самых общих установок до конкретных технологий, обеспечивающих достижение проектной цели.

В общем случае термин «метод» подразумевает практический способ выполнения относительно узко очерченной работы; «методика» составляет совокупность разных способов, позволяющих решать широкий спектр профессиональных заданий дизайнера.

Особенностью М. и М. в Д. является нацеленность проектных действий одновременно и на прагматический, и на художественный результаты, причем иерархия соответствующих установок и путей их достижения может меняться в процессе роботы. Это означает, что М. и М. дизайнера должны содержать элементы, синтезирующие возможности и инженерно-технического, и художественного творчества, что предопределяет специфику его подготовки и технологии профессиональной работы.

МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ в теории и практике искусства — система принципов, управляющих процессом создания произведения искусства.

Категория М.х. была введена в эстетическую мысль в конце 1920-х годов и стала одним из основных понятий теории художественного творчества. М.х. вырабатывается каждым художником самостоятельно в ходе становления его мастерства и под влиянием его мировоззрения (системы эстетических, нравственных, философских и др. убеждений). Конкретное понимание М.х. — его основных элементов, характера связей, соотношения метода и стиля и т.д. — до сих пор вызывает серьезные разногласия. М.х. определяется то как «принцип образного отражения жизни», то как «критерий отбора и оценки художником явлений действительности», как «определенный способ образного мышления», как «способ художественного обобщения», «принцип эстетической оценки» и, наконец, «принцип воплощения действительности в образах искусства». И это объяснимо: поскольку структура искусства складывается из соотношения четырех основных компонентов — познания жизни, ее оценивания, преображения и знакового выражения полученной таким образом художественной информации, постольку М.х. должен содержать все четыре соответствующие установки. И те из них, что доминируют в творчестве данного мастера, будут определять особенности его творческого метода.

МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ ВИДЫ — варианты способов проведения научно-проектных работ. М.и.в. разделяются на визуально-графические (фиксационный, обмерный, сравнительный, аналитический); вербальные (словесно-логические) — исторический, фиксационный, сравнительный, аналитический; предметные — абстрактно-модельный, макет-но-модельный, предметный, предметно-экспериментальный. По оснастке различают методы — визуальный, приборный, эксплуатационный, комбинированный; по месту проведения — мысленный, полевой, лабораторный, производственный, полупроизводственный; по способу ведения — конкретный (один объект), локальный (один метод), всеобщий (л-объектов), универсальный (л-методов).

МЕТОДИКА ДИЗАЙНА - соединение основополагающих принципов, методов и средств решения задач дизайна применительно к различным видам объектов проектирования.М.д. включает принципы и способы анализа проектных ситуаций, научного и художественного моделирования объекта и адекватные им правила создания проектных идей и концепций, изложенные в их логической взаимосвязи и системном единстве, которое, в свою очередь, обусловлено ведущей методической концепцией. Цель М.д. — упорядочить и систематизировать конкретную деятельность дизайнера с позиций общей концепции дизайна. М.д. задает основные категории проектной деятельности, разворачивает логику операционного процесса (формирование, разработка и воплощение дизайнерского замысла) и анализирует возможности конкретных средств и приемов проектирования в их взаимосвязи с типами и параметрами проектных задач. М.д. может иметь широкий или, наоборот, специализированный характер в зависимости от вида объекта или применяемых в дизайн-процессе средств (например, проектирование с помощью компьютера). МЕТОДОЛОГИЯ (от греч. methodos — метод и logos — понятие, мысль) — учение о структуре, рациональной организации методов и средств дизайнерской деятельности, высшая ступень представлений о методике в дизайне. М. является важнейшим компонентом этой деятельности, делая ее предметом осознания, обучения и рационализирования. Методологическое знание выступает как в форме предписаний и норм, фиксирующих содержание и последовательность определенных видов деятельности (нормативная М.), так и в виде описания фактически выполненной деятельности (дескриптивная М.). В обоих случаях основой его функции является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-либо объекта. Наиболее важными точками приложения М. являются: постановка проблемы, построение предмета исследования, построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т.е. соответствия объекту изучения. В дизайне обо вида М. находятся в процессе постоянного обновления, особенно дескриптивная часть, что объясняется ее особой ценностью для практической деятельности дизайнера. В настоящее время «описательная» М. более известна как «НОУ-ХАУ» (дословно «знаю как» — англ.) — свод эксклюзивных научно-технических, коммерческих и организационно-управленческих знаний и сведений, владение которыми обеспечивает определенные преимущества лицу или предприятию, их получившему. «Н.-х.» не патентуется, но может передаваться другим лицам. Приобретение «Н.-х.» часто происходит одновременно с покупкой лицензии на выпуск дизайнерской продукции, что облегчает и удешевляет налаживание производства, обеспечивает участие специалистов фирмы-продавца в отладке и контроле производственных процессов. В дизайне «Н.-х.», как правило, связано с индивидуальной стороной творческой деятельности и отражает художественные начала «фирменного стиля» данного автора или дизайн-бюро.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ - изучение объекта, ситуации во всем многообразии связей его компонентов (составляющих) между собой и с образуемым ими целым, отражает стремление современности к интеграции различных областей научно-технического знания.

Особенностью С.а. является ориентация на весь комплекс проблем, возникающих при изучении системного объекта: от вербального описания до построения формальных моделей с учетом взаимосвязи его материально-функциональных и социокультурных элементов. Системный подход — часть мировоззренческой позиции, которая видит мир как некую систему со своей иерархией ценностей и связей, чему соответствует философское понятие «дома» как цельного построения модели мироустройства.

Объектом С.а. являются предметно-пространственные системы разного уровня, на которые влияют такие факторы, как экономика, социология, экология, технический уровень развития производства, психология и т.д.; а их взаимодействие определяет функциональная организация.

Для дизайнерского С.а. характерен метод исследования проблем по аспектам: содержательное описание, связанное с выявлением особенностей объекта как функционально-пространственной системы; моделирование функционально-пространственной организации; образный строй; оптимизация функциональных и структурных предложений, выбор правильного решения в условиях неопределенности с помощью человеко-машинных процедур; прикладные (частные) задачи, исследования.

Сложность системы определяется не столько количеством ее элементов, сколько качеством (особенностями) взаимосвязей между ними, пониманием того, что приобретает система как целое по сравнению со свойствами ее отдельных элементов. Приобретение системой новых свойств — цель и результат работы по С.а., причем признаками новой целостности являются сбалансированность и связность всех элементов системы. Завершением системного подхода в дизайне является построение проекта системного объекта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчет экономической эффективности | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.