Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии оценки сертификационной сессии. Критерии оценки сертификационной сессии.






Критерии оценки сертификационной сессии.

Автор: Булюбаш И.Д.

Критерии оценки сертификационной сессии.

Я благодарна участникам круглого стола, состоявшегося в последний день 10й юбилейной научно-практической конференции МИГТиК. Мои собственные представления о критериях оценки сертификационной сессии (изложенные в написанной до конференции статье) были развернуты, прояснены, текстуально дополнены и детализированы коллегами – выпускниками тренинговых программ по гештальт-терапии, студентами 3й ступени и тренерами: Ириной Захарян, Еленой Бурцевой, Галиной Костинской, Светланой Прыгуновой, Ольгой Подьяковой. Рабочие группы выделили необходимые и достаточные критерии оценки сертификационной сессии (см. таблицу). Я надеюсь, что этот опыт по установлению стандартов сертификации будет продолжен и в отношении специализированных программ.

Позиция гештальт-терапевта при работе с клиентом принципиально неэкспертна. Она предполагает человеческое равенство клиента и терапевта c возможностью встречи с подлинным другим. Подразумевается, что клиент будет лучшим экспертом в отношении собственной жизни своих отношений и действий, чем любой другой человек. Однако обучать гештальт-терапии без экспертной оценки терапевтических навыков участников тренинговых программ все-таки невозможно. Тренеру-преподавателю гештальт-терапии, в отличие от гештальт-терапевта, необходимо иметь представление о том, каких именно навыков и знаний не хватает данному студенту, и каким образом он может ими овладеть на протяжении тренинговой программы. Разумеется, в обычных супервизиях преподаватель-супервизор в основном не экспертен, поскольку супервизия в гештальт-терапии предполагает не столько оценку, сколько расширение профессиональных возможностей терапевта, профессиональную и человеческую поддержку.

Но вот проходит три-четыре года и наступает день и час Х, когда приглашенному тренеру-преподавателю необходимо, прежде всего, ОЦЕНИТЬ, а что же умеет делать данный терапевт. Эта оценка, разумеется, не исключает, а скорее дополняет, указанную выше профессиональную и личную поддержку.

Общепринятых критериев оценки сертификационной сессии пока не существует. Каждый эксперт имеет свою точку зрения на то, кому засчитывается данная сертификационная сессия, а кому не засчитывается. И пока в профессиональном сообществе существует такая ситуация, ни у студентов (а они задают такие вопросы), ни у тренеров нет договорных представлений (стандартов) о том, какими навыками должен обладать выпускник тренинговой программы.

Потому-то и хочется поделиться с коллегами своими мыслями по поводу требований к сертификационной работе «без двадцати минут сертифицированного гештальт-терапевта». Хочется надеяться, что экспертиза навыков в скором времени станет для всех участников сертификации максимально прозрачной процедурой.

Критерии оценки сертификационной сессии.

1. Феноменологическая позиция - умение терапевта использовать наблюдаемые феномены для побуждения клиента к осознаванию своего индивидуального опыта для поддержки переживания. Поэтому к завершению тренинговой программы терапевт должен научиться:

А. замечать телесные проявления клиента (мимика, напряжение мышц, подвешивание ног, изменение дистанции с помощью отклонения корпуса, движения в руках и ногах и т.п.) и уместно обращать на них внимание клиента. Уместность подразумевает не формальную демонстрацию наблюдения (слепое, никуда не ведущее копирование указанной интервенции), а обращение к происходящему в «здесь и сейчас» процессу с целью диагностики переживания, а также его поддержки и максимально полного проживания.

Б. слышать речь клиента (без искажений): конкретные слова и фразы, метафоры, интонацию, особенности голоса, а также навыки работы с речевыми и голосовыми феноменами.

В. осознавать свои ощущения и чувства, быть способным позаботиться о себе (телесный и эмоциональный комфорт, дистанция, учет окружающей обстановки и пр.)

Г. отслеживать увеличение (мобилизацию энергии) или потерю энергии (возбуждения), идти за энергией клиента, ориентируясь на изменения позы, движений, голоса, дыхания и пр.

2. Ориентация в структуре и динамике терапевтической сессии. Позиция терапевта.

Гештальт-терапия – это процессуальный подход. В связи с этим гештальт-терапевт ориентируется на текущий в «здесь и сейчас» процесс. Оценивается:

А. наличие навыка свободного перемещения фокусов внимания терапевта: 1. фокус на клиенте – для понимания того, что происходит с клиентом, 2. фокус на себе - осознавание своих чувств, желаний и действий в отношении клиента и 3. фокус на взаимодействии с клиентом (чем характеризуются сейчас отношения с клиентом).

Б. прояснение ожиданий клиента и способствование формированию терапевтического запроса. Это работа в преконтакте на расширение зоны осознавания клиента, способствование выделению фигуры и фасилитация действий, направленных на удовлетворение потребности. Важна также способность терапевта оценить реалистичность запроса, отказать клиенту в «фантастическом» запросе и побудить его сформировать запрос, соответствующий актуальному контексту (что именно возможно сейчас?).

В. способность терапевта схватывать момент совмещения контекстов актуальной и проблемной ситуаций, а также использовать этот момент для побуждения клиента к выбору действия в отношении собственной потребности.

3. Специальные навыки работы в гештальт-подходе:

А. способность терапевта справляться с тревогой в ситуации неопределенности и не-знания в ходе терапевтической сессии.

Б. навык конструирования терапевтической гипотезы (на основе феноменов клиента, самого терапевта, характера терапевтических отношений).

В. умение организовать эксперимент (исследование субъективного опыта клиента): ориентация в проблеме и предложение эксперимента, поддержание осознавания во время эксперимента, адекватное завершение эксперимента. Если эксперимент в сессии не проведен из-за ограничения времени (но фаза преконтакта завершена), оценивается способность терапевта наметить перспективу эксперимента в супервизорской сессии.

Г. навыки работы с механизмами регуляции границы контакта/механизмами прерывания контакта: деконфлуэнция, выделение и рассмотрение интроектов, ассимиляция проекции, обращение ретрофлексии, фокусирование при дефлексии.

Д. умение поддерживать те или иные self-процессы клиента в зависимости от конкретной ситуации, знание и соблюдение последовательности интервенций (обращение терапевта к Id-функции клиента, эго-функции, функции личности).

Е. умение работать на границе контакта и умение работать, разворачивая внутренние феномены клиента вовне (работа со сновидениями, полярностями, внутренним диалогом и пр.)

Ж. навык завершения терапевтической сессии - побуждение клиента к ассимиляции полученного опыта (при необходимости).

З. способность терапевта осмыслить и описать проведенную сессию в супервизорской сессии с точки зрения теории контакта, теории self, теории поля и теории диалога. Супервизируемый должен уметь оценить этап работы (фаза цикла контакта), выделить основные механизмы прерывания контакта у клиента и привести примеры из сессии, рассказать к каким функциям self клиента были адресованы его интервенции, рассмотреть ролевые ожидания клиента (проекция на терапевта), проанализировать степень своего присутствия и включенности на разных этапах сессии.

И. использование вспомогательных творческих методов в ходе работы с клиентом (рисунок, пластика, пение и т.п.) в рамках гештальт-подхода






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.