Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторная работа № 2






Тема: «Исследование соединения с натягом»

Цель работы: исследование нагрузочной способности соеди­нения с натягом; опытное определение коэффициента сцепления в соединении с натягом.

Ход работы:

1. Измерить отклонения посадочных диаметров вала и втулки от номинального размера.

2. Установить, какой из числа рекомендуемых, соответствует посадка исследуемого соединения.

3. Экспериментально определить силы запрессовки, выпрессовки и вращающий момент проворота.

4. На основании расчетных зависимостей и полученных экспериментальных данных определить коэффициент сцепления при запрессовке, выпрессовке и провороте.

5. Ответить на контрольные вопросы и оформить отчет.

Порядок выполнения работы

Принцип работы соединения деталей с натягом заключается в использовании сил трения между ними. Силы трения обусловлены действием сил упругости в деформируемых при сборке деталях. В таких соединениях диаметр вала до сборки превышает диаметр от­верстия втулки на небольшую величину, называемую натягом.

Соединение с натягом может передавать осевую силу, вращающий и изгибающий моменты. Передаваемые нагрузки зависят от следующих факторов:

  • размеров деталей;
  • величины натяга;
  • упругих свойств материалов деталей;
  • коэффициента трения (сцепления) в соединении с натягом.

Значение коэффициента сцепления зависит от материалов ва­ла и втулки, наличия смазочного материала и способа сборки соединения.

Чаще всего сборку соединения с натягом выполняют запрес­совкой. При этом втулку надвигают на вал, преодолевая силу трения.

Расчетные зависимости

При запрессовке вала во втулку на посадочной поверхности деталей возникает давление, которое может быть оп­ределено по формуле

P=d*10-3/ d*(C1/E1+C2/E2)

где Р – давление на сопряженных поверхностях, МПа; d - рас­четный натяг, мкм; d - номинальный диаметр соединения, мм;

Е1 и Е2 - модули упругости материалов вала и втулки, МПа;

С1 и С2 - коэффициенты вала и втулки, зависящие от размеров деталей и коэффициентов Пуассона материалов деталей. Их мож­но определить по формулам

C1=(1+d1/d)2 / (1-d1/d) -m1

C2=(1+d2/d)2 / (1-d2/d) -m1

где d1 - диаметр отверстая вала, мм; d2 - наружный диаметр втулки, мм; m1 и m2 - коэффициенты Пуассона материалов де­талей.

Расчетный натяг d связан с измеренным натягом следую­щей зависимостью, учитывающей смятие микронеровностей сопря­женных поверхностей вала и втулки:

d=N-6*(Ra1+Ra2)

где N - измеренный натяг, мкм; Ra1 и Ra2 - средние арифме­тические отклонения профиля поверхности вала и втулки, мкм.

Осевая сила, сдвигающая детали, и вращающий момент, необхо­димый для проворота соединения, равны соответственно

F=f*p*p*d*L

T=f*p*p*d2*L / 2000

где F - осевая сила, Н; Т - вращающий момент, Н.м; f - коэффициент сцепления; L - длина соединения, мм.

Измерение деталей и определение посадки соединения

 

Размеры деталей d, d1, d2, и L (см. рис. 2) измеря­ют штангенциркулем. Для определения поля допуска посадочного диаметра вала необходимо измерить его отклонение от номинального значения с помощью индикаторного микрометра.

рис. 2

 

Измерения вала выполняют следующим образом. На посадочной поверхности выбирает два поперечных сечения и в каждом из них производят два измерения во взаимно перпендикулярных направле­ниях. Среднее значение отклонения вала D1 определяют по формуле D1=SD1 i / n где D1 - отклонение вала в i- м замере, мкм; n - число замеров.

В соответствии со стандартом (табл. 1, прил.1) устанавливают, ка­кому полю допуска вала удовлетворяет измеренное отклонение его диаметра D1. При выборе поля допуска должно выполняться условие ei< D1< es

Для определения поля допуска посадочного диаметра втулки необходимо измерить его отклонение от номинального значения с помощью нутромера.

Измерения втулки выполняют следующим образом. На посадоч­ной поверхности выбирают два поперечных сечения и в каждом из них производят два измерения во взаимно перпендикулярных направлениях. Среднее значение отклонения втулки D2 определяют по формуле

D2=SD2 i / n

где D2i отклонение втулки в i-м замере, мкм; n – число замеров.

В соответствии со стандартом (табл. 2. прил. 1) устанавливают, ка­кому полю допуска втулки удовлетворяет измеренное отклонение ее диаметра D2.

При выборе поля допуска должна выполняться условие EI< D2< ES

 

Экспериментальное определение момента проворота, сил запрессовки и выпрессовки.

Для сборки и нагружения соединения служит пресс с индикатором усилия, в котором вал запрессовывают во втулку, затем собранное соединение нагружают вращающим моментом до появления взаимного проворота деталей и разбирают выпрессовкой. Приспособление состоит из двух частей, удерживающих вал и втулку в окружном направлении и содержащих упоры, отсто­ящие на расстоянии R от оси вала и втулки. К упорам от прес­са прикладывают окружную силу Ft и таким образом нагружают соединение вращающим моментом Т = Ft * R

С помощью имеющихся измерительных средств регистрируют усилие в конечный момент запрессовки, начальный момент проворота и начальный момент выпрессовки, которые дадут после пересчета значения сил запрессовки F3, выпрессовки F8, окружной силы при провороте соединения Ft.

Действительное значение момента проворота определяют по формуле

Т = Ft * R

где Т - момент проворота, Н.м; R (м) - расстояние между осью вала и линией приложения силы Ft.

 

Определение коэффициента сцепления в соединении

Измеренный натяг в соединении равен N=D1-D2 Значения параметров шероховатости посадочных поверхностей вала и втулки Rа1 и Ra2 определяют визуальным сравнением с прилагаемыми эталонными образцами шероховатости поверхностей.

Расчетный натяг d определяют по формуле d=N-6*(Ra1+Ra2).

Значения коэффициентов сцепления в соединении определяют по следующим зависимостям:

при запрессовке f3=F3/(p*p*d*L)

при провороте ft=T*2000/(p*p*d2*L)

при выпрессовке fB=FB/ (p*p*d*L)

Полученные, в результате исследования значения, сравнивают между собой и с рекоменду­емыми при расчете соединений с натягом. Обычно в начальные мо­менты выпрессовки и проворота соединения коэффициент сцепления несколько выше, чем при окончании запрессовки. Это связано с эффектом повышенного трения при страгивании с места по сравнению с трением при движении. Рекомендуемые коэффициенты сцепления обычно назначают, ориентируясь на минимально возможные экспериментальные значения, что призвано обеспечивать запас несущей способности соединений. Для соединения с натягом латунного вала и текстолитовой втулки, собранного запрессовкой, рекомендуемый коэф­фициент сцепления составляет 0, 07.

 

Таблица 2

Измеряемые параметры Измеренное значение Табличное значение
Сила запрессовки F3    
Сила выпрессовки F8    
Окружная сила при провороте соединения Ft    
Коэффициент сцепления при запрессовке f3    
Коэффициент сцепления при провороте ft    
Коэффициент сцепления при выпрессовке fB    
Среднее значение отклонения вала D1    
Среднее значение отклонения втулки D2    
d мм    
d1 мм    
d2 мм    
L мм    

 

Сделать вывод по полученным результатам.

 

Ф орма отчета:

1. Наименование работы.

2. Цель работы.

3. Задание на работу.

4. Результаты работы.

5. Вывод.

Контрольные вопросы:

 

1. Поступила партия сопрягаемых между собой деталей. Известно, что все они обеспечивают более вероятный натяг чем зазор и все могут в определенном сочетании обеспечивать соединение с натягом. Вам необходимо выявить все пары, как быть?

2. Сравните экспериментальное и рекомендуемое для расчетов значения коэффициентов трения. В случае несовпадения результа­тов объясните причины расхождения.

Список литературы:

1. Решетов Д.Н. Детали машин, - М.: Машиностроение, 1989г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.