Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридические свойства Конституции РФ






 

Юридические свойства Конституции РФ – ее признаки как основного закона государства.

1. Конституция – основной закон государства. В нашей стране Конституция – один акт («писаная конституция»). Очень часто текст конституции провозглашается как «Конституция (Основной закон)» государства. Такого названия не могут иметь иные политические и правовые документы. В Конституции определен круг вопросов, по которым должны приниматься ФКЗ (о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта – 17.12.2001; о принятии в состав РФ конкретного нового субъекта, об образовании нового субъекта в составе РФ; о государственном флаге, гербе и гимне РФ – 25.12.2000; о референдуме РФ – 28.06.2004; о военном положении – 31.01.2002; о чрезвычайном положении – 30.05.2001; об Уполномоченном по правам человека в РФ – 26.02.1997; о Правительстве РФ – 17.12.1997; о судебной системе РФ – 31.12.1996; о КС РФ – 21.07.1994; о ВС РФ; о ВАС РФ; об общих судах, арбитражных судах в РФ – 24.05.1995; о военных судах в РФ – 23.06.1999; о Конституционном Собрании). Они введены для подчеркивания важности определенных вопросов общественной жизни, не более;

2. юридическое верховенство Конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным НПА. В РФ в общий их перечень включаются ФЗ и ФКЗ. В ст. 15 К РФ говорится, что она имеет юридическое верховенство, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Акты могут развивать положения Конституции, но никак не противоречить ей;

3. база текущего законодательства. Конституция определяет характер текущего законодательства. Текущее законодательство развивает предписания конституции, исходит из ее духа при регулировании общественных отношений. К РФ использует различные приемы, нацеленные на принятие НПА, развивающих ее положения, например, прямо указывает виды ФКЗ и многих ФЗ, требуемых для подробного регулирования определенных вопросов (гражданство, военная служба, статус столицы), зачастую содержит такие формулировки статей, из текста которых очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы;

4. особый порядок принятия и изменения. Принятие конституции проходит в обстановке гласности и повышенного интереса со стороны общества. Особый порядок принятия может состоять и в специальной организации массового обсуждения проекта конституции, в вынесении проекта конституции на всенародное голосование. Его результаты являются обязательными и означают принятие либо непринятие конституции народом. Особый порядок изменения конституции – специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в нее изменений. В том случае, если закон об изменениях и дополнениях конституции принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Дополнительные требования могут обуславливаться разными факторами, например, учет интересов субъектов РФ. Особый вариант специальных требований – сделать так, чтобы отпало желание изменять конституцию и тем самым обеспечивалась ее стабильность (процедуры изменения К РФ, предусмотренные в гл. 9 – наглядный пример). Первая часть – положения гл. 9 можно поделить на 4 части: положения гл.1, 2 и 9. Они не могут быть пересмотрены ФС. Вторая часть – поправки к гл. 3-8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ (квалифицированное большинство голосов – не менее трех четвертей в СФ и двух третей в ГД). Третья часть – изменения ст. 65 К РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Они вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении К-П статуса субъекта РФ. Четвертая часть – изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. Изменения наименования субъекта РФ включаются в ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном субъектом порядке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.