Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа над произнесением мягких т и »д в изолированном виде






При смягчении согласных " т" и " д" из-за неточной работы органов артикуляции смягченные " т" и " д" становятся " цвякающими" и " звякающими" и нарушают благозвучие живого слова.

" Цвякающие" и 'звякающие" мягкие " т" и " д" возникают в том случае, если смычка между языком и альвеолами при произнесении звука была неполной - если между ними оставался щелевой просвет (просвет обычно бывает очень узким, еле ощутимым). Воздух просачивается в щель между языком и альвеолами и возникает свистящее " с". Свистящее " с" соединяется с одновременно произносимым мягким " т", и получающийся звук становится похожим на " ц". К мягкому звуку " дъ" примешивается согласный " з". Из-за этих призвуков дефектные " ть" и " дь" и называются " цвякающими" и " звякающими".

Исправление дефектного произнесения смягченных " т" и " д"

Для исправления " цвякающих" и " звякающих" " т и " дь" учащемуся необходимо добиться того, чтобы передняя часть спинки языка плотнее, без щелевого зазора, смыкалась с альвеолами и небом.

Упражнение 30. - " ЯЗЫК СПИТ"

Проанализируйте, какое положение занимает язык в состоянии покоя при сомкнутых челюстях. Вы заметите, что кончик отдыхающего, " спящего" языка находится около зубов, а передняя часть его спинки прилегает к альвеолам и твердому небу.

Упражнение 31. - " ГЛОТОК ВОДУ"

Вам хочется пить, а вода нет. Вы вспоминаете вкус вода, представляете, как вы ее глотаете, как она освежает горло.

Сохраняя положение языка и челюстей, которые они занимали в предыдущем упражнении, сделайте несколько глотательных.движений.

Во время глотка кончик языка и передняя часть его спинки становятся энергичнее и плотнее прижимаются к альвеолах и прилегающей к ним кромочке твердого неба. Щелевого просвета между языком и альвеолами нет.

Напомним, что именно это положение языка необходимо нам для точной артикуляции смягченных " т" и " д".

Поэтому сразу после глотка, стараясь сохранить неизменным положение кончика языка и передней части его спинки, сделайте толчкообразный выдох, отрывая язык от альвеол и неба, к которым он прилегал при глотании. Прозвучит смягченное " т".

При таком произнесении мягкое " т" и " д" довольно часто оказываются чистыми, так как.щель между языком и небно-адьвеольной поверхностью, благодаря предшествующему глотку, исчезает. Однако возможна и неудача.

Тогда попробуйте испытать другое приспособление.

Упражнение 32. - " ЛЮБОПЫТНЫЙ"

Просуньте кончик языка между приоткрытыми зубами. Пусть челюсти слегка сожмут его. Подготовьте язык к произнесению мягкого " т": передняя часть спинки языка, выгнувшись вверх, должна прилипнуть, " прирасти" к верхним передним зубам, альвеолам и твердому нёбу. С зажатым между зубами кончиком, языка произнесите взрывной " ть". В момент произнесения согласного дайте языку выскользнуть из межзубной щели, однако при этом холмообразная форма передней части спинки языка должна сохраниться. Удерживание языка челюстями должно быть безболезненным. В нашем упражнении кончик языка - это " нос любопытного".

Если при выполнении упражнения присвисты не исчезнут, значит звуки произносятся вами после того, как кончик языка выскользнул из межзубного отверстия. В этом случае вам надо организовать работу языка при помощи зрительного контроля: наблюдайте за работой языка, используя зеркало. Добейтесь того, чтобы в начальный момент произнесения звука кончик языка находился еще между зубами и только потом начинал отходить назад.

Постепенно мышцы кончика и передней части спинки языка " поймут", почувствуют, что значит соединяться с альвеолами и прилегающим, к ним твердым нёбом плотно, без щелевого зазора. Тогда отпадает надобность удерживать кончик языка между зубами. Звуки будут образовываться верно и без этого приспособления.

При верном произнесении " ть" и " да" кончик языка размягчается, возникает ощущение, что он слегка набух, " пропитался" произносимыми звуками.

РАБОТА НАД ИСПРАВЛЕНИЕМ ДЕФЕКТНЫХ ЗВУКОВ " Р" и " РЬ"

Искажение этого согласного встречается в речи студентов не столь часто. Иногда " р" образуется за счет вибрации мягкого неба или только язычка мягкого нёба. Язык при таком " р" сохраняет неподвижность, а мягкое небо или язычок под действием выдыхаемой струи вибрирует, периодически сближаясь с языком. В подобных случаях все внимание уделяется воспитанию кончика языка.

На одном выдохе кончик языка возможно чаще прикасается к верхним альвеолам. Возникает ряд звуков " т-т-тт". Сначала упражнение делается топотом, а затем подключается голос, т-подобные звуки начинают очень напоминать согласный " д".

Бока языка должны контактировать с боковыми зубами, вплоть до клыков. Освоив это упражнение, следует попытаться после нескольких произнесенных звуков энергично дунуть на кончик языка, заставив его вибрировать. При этом может получиться звук " р". Затем пробуем воспроизвести полученное и уже ощущаемое " р" без предшествующих " т". Для этого должным образом устанавливаем артикулярные органы и энергично дуем на кончик языка, следа, чтобы воздух обязательно шел над серединой кончика языка, а не прорывался между боками языка и зубами.

Согласный " р" сначала произносится шёпотом, а затем подключается и голосовой аппарат. Если " р" не получается, то: а) выдыхаемым воздухом заставляем вибрировать обе губы (вначале им можно помогать придти в движение пальцами); б) между губами помещаем кончик языка, с тем, чтобы, вибрирующие губы способствовали и его дрожанию; в) смыкается с языком только верхняя губа (нижняя вместе с челюстью оттягивается вниз), выдыхаемым воздухом заставляем их вибрировать; г) попеременно заставляем вибрировать язык, контактирующий с дрожащими губами, и язык, находящийся внутри ротовой полости (кончик прижат к альвеолам).

Иногда получаем вибрацию языка, сильно сдувая положенный на кончик языка кусочек бумаги. Язык при этом находится у альвеол. Можно попробовать и еще один очень эффективный прием. Язык присасывается целиком к небу при" одновременном вдохе через нос, а затем делается сильный выдох через рот вся воздушная струя направляется на прилипший к небу язык.

При мягком " р" язык более напряжен. Спинка языка поднимается кверху и прикасается к твердому небу большей по* верхностью. За счет этого происходит смягчение звука. Следовательно, для смягчения звука " р" необходимо, чтобы была тренированной и послушной спинка языка. Помогут натренировать ее следующие упражнения:

а)энергично сосем воображаемую конфету, втягивая при этом спинку языка в твердое нёбо;

б) снимаем спинкой языка с твердого нёба какой-нибудь мелкий предмет - рыбную чешуйку, клейкую травинку и др.;

в) при опущенной челюсти выгибаем дугой на разные уровни спинку языка.

РАБОТА НАД ИСПРАВЛЕНИЕМ ДЕФЕКТНОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА " Л"

У студентов чаще встречается полусмягченное и межзубное " л". Реже можно услышать губно-губное (вампа-лампа). Иногда этот согласный заменяется гласным " у" (уампа -лампа).

Полусмягченное " л" студент исправляет по слуху. Как правило, после того как он узнает о существовании дефектного смягчения " л", он довольно быстро начинает его слышать и при помощи слухового контроля нормализует работу артикуляных органов.

При губно-губном'" л" и при замене его другими звуками необходимо затормозить работу губ. Артикуляционный тренаж губ поможет отключить их работу, излишнюю при образовании данного звука. Затем следует перейти к освоению артикуляционной установки, характерной для твердого " л". Для этого произносим длительный гласный " а" и одновременно приподнимаем и прижимаем к верхним зубам кончик языка, имеющий форму шила. Затем кончик языка прикасается к альвеолам верхних зубов. Получается звук, очень похожий на " л". При выполнении упражнения челюсть опущена настолько, чтобы можно было наблюдать за работой языка при помощи зеркала. Если губы пытаются подключиться к произнесению " л", то затормозить их работу удастся, если " растянуть" их в стороны, оскаливая при этом зубы. Это звукообразование должно осуществляться чисто механически, нельзя предлагать студенту " оказать" " а-л-а-л". Од должен не " произносить" звук " л", а на растянутом " а" только периодически " соединять кончик языка с альвеолами". В противном случае сразу возникает старый способ произнесения.

Постепенно правильная работа кончика языка закрепляется. Это позволяет произнести уже длинное " л" между двумя гласными " а" - " алллла". Получившееся " л" произносим затем между гласными " ы" и " э": " ыллы", " эллэ".

Следует пользоваться именно этими гласными так как при их произнесении максимально затормаживается дефектная работа губ. Затем начальная гласная отбрасывается и произносится " лла", " ллы", " ллэ". Если навыки правильного произнесения согласного " л" укрепились, то в такой же последовательности осваивается этот звук в сочетании с гласными " о", " и", " у" (при произнесении гласных " о", " у" активизируются губы, поэтому к освоению этих сочетаний приступают в последнюю очередь).

Разнообразные методические приемы, использованные нами в процессе воспитания верных речевых навыков при их теоретическом осмыслении, подразделяются на подгруппы:

1. Совершенствование слуховых представлений учащихся, формирование точных звуковых образцов воспитываемых речевых единиц.

2. Совершенствование двигательных, осязательных, пространственных ощущений мышечной системы языка и губ с целью последующего их подключения в процесс становления правильного произнесения дефектных согласных.

3. Использование существующей иннервационной взаимосвязи между губами и языком. Активизация губ, определенная пространственная направленность движения губ мобилизует и деятельность языка в необходимом нам направлении.

4. Мысленное моделирование конструкций артикуляционных установок, вычерчивание их в представлении с последующим воспроизведением в процессе произнесения.

5. использование взаимосвязи речевой функции с двигательной активностью всего тела: активизация артикуляции и дыхательной речевой функции осуществляется посредством активизации.двигательной функции всего организма в целом.

6. Использование найденных в повседневной педагогической практике специфических движений рук и ног, кистей рук, стимулирующих, организующих деятельность речевого аппарата в нужном нам направлении.

7. Применение специфических приспособлений с целью механического воздействия на артикуляционную установку» ее видоизменение для приближения к искомому результату.

8. Подключение верных установившихся навыков к совершенствуемым.

9. Воспитание многоплоскостного внимания.

10. Создание зон обостренного слухо-артинуляционного внимания.

11. Создание мажорного настроя в учебном процессе путем соединения тренинга с движением; путем использования переключаемости учащихся при переходе от коллективного выполнения упражнений к персональному и наоборот; путем стимуляции активности учащихся за счет разнообразия тренировочных приспособлений; путем достижения; положительных результатов в становлении верных речевых навыков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.