Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Главная заповедь педагогической психологии






...Это случилось уже более пятнадцати лет назад. Первая моя работа с психотехнологией «Возвращение ут­раченной части». Сложная, но очень удачная. Потому что женщина, обратившаяся ко мне с неожиданной просьбой — вернуть казалось бы навсегда и безвозвратно утрачен­ную радость жизни — выглядела несколько потухшей и за­давленной, что заявленное ею время работы — не более двух психотерапевтических часов — казалось ну просто не­реальным и явно недостаточным. Тем не менее, я взялся за дело и, коротко объяснив клиентке суть работы с возвра­щением утраченных частей, задал ей первый, но очень важ­ный вопрос: «Если, как вы утверждаете, эта часть у вас когда-то была, а сейчас утеряна, когда это примерно про­изошло: в раннем детстве, в дошкольничестве, в начальной школе, в старших классах или позднее?» «В подростниче-стве, — неожиданно уверенно ответила клиентка. — Это произошло, когда я была подростком...». Окрыленный не­жданной удачей — вот так, сразу, без подготовки, и такой хороший контакт с бессознательным — я продолжил: «А если бы вы знали, то как произошла эта потеря? Часть ра­дости жизни вы случайно оставили, ненароком потеряли, добровольно отдали другому? Или же ее у вас украли или,


хуже того, насильственно отобрали?» «И то, и то... — отве­тила клиентка, — хотели отобрать, но не смогли. А я взяла и потеряла... Все! Я вспомнила!»

А далее, сначала чуть сбивчиво, а потом уверенно и все более вовлекаясь в свой рассказ, она поведала, что много лет назад, девочкой-подростком, в прекрасный, пол­ный весеннего солнца апрельский день они с подругой сбе­жали из школы (с уроков). И, решив как следует погулять и сполна насладиться первым теплом, отправились на элек­тричке в тогда еще ну очень дальнее Подмосковье — в На-хабино, а потом на «кукушке» (тогда она еще ходила — этот четырехвагонный электропоезд) в Павловскую Слободу. И когда они там, всласть радуясь жизни, гуляли по дороге вдоль неширокой, но очень быстрой Истры (местной ре­чушки, если кто не знает), за ними неожиданно и явно с очень недобрыми намерениями (место-то было совершенно пустынным) погнался огромный пьяный мужчина зверопо­добного вида. Нет, девочкам повезло — они смогли сначала убежать от преследователя, а потом и вовсе надежно спря­таться в кустах. Но радость жизни, переполнявшая их, была безвозвратно потеряна — казалось, навсегда... Во всяком случае, после этого инцидента моя клиентка никогда больше не ощущала радости жизни — так, в лучшем случае некую слабую приятность, да и то в самых благоприятных условиях и обстоятельствах...

Случай был ну практически классическим, отчего я сразу приступил к следующей фазе работы.

— Скажите, — спросил я взволнованную неожи­данными воспоминаниями женщину, — а эта часть, кото­рую вы потеряли, как если бы вы знали, все еще находится там, рядом с рекой, или уже переместилась в какой-то дру­гой мир, где ныне и пребывает?

— Все там же, — чуть помедлив, ответила клиен­тка, — Никуда не переместилась...


— А где и в каком виде вы ее там видите — как если бы могли видеть? — поинтересовался я.

— Маленькой девочки, прячущейся под мостом... — чуть запнувшись, ответила женщина. — Даже еще младше, чем я была тогда... Примерно одиннадцатилет­няя...

Дальнейшее было, как говорится, уже делом тех­ники. Вступить в контакт с частью. Уговорить ее вернуться. Дать ей дополнительные ресурсы, чтобы она не боялась взрослого мира, в который возвращалась. И анализировать СЕС с клиенткой, как бы введя ее в тело оной. Эффект же был, можно сказать, сногсшибательным. Женщина просто плакала — счастливыми слезами, — ощущая при этом, как «пузырьками шампанского» (ее выражение) в нее входит основательно забытая радость жизни.

«Спасибо вам! — сказала она на прощание. — Огромное спасибо! Я даже не надеялась... Это как возвра­щение домой... Или просто — новое рождение»...

Хотите вы того или нет, но шаманское по сути пред­ставление о том, что некая Единица Сознания может отде­литься от нас и начать самостоятельную жизнь, давно уже получила подтверждение в современной психотерапии. И нашла свое воплощение в психотехнологии возвращения утраченных частей - восстановления фрагмента или эле­мента личности, который она (личность) оставила где-то или потеряла (или который даже был кем-то украден или кому-то одолжен). Автором данной процедуры является Ф. Фанч, и поскольку процедура эта даже для «психотера­певтического» сознания выглядит весьма экзотически и даже эзотерически, во избежание обвинений в субъектив­ном идеализме, именно ему я и предоставляю слово /18, с. 263-255/ (под термином фасцилитатор здесь подразумева­ется человек, осуществляющий работу с клиентом - С.К.).

«Люди по своей сути целостны, у них от природы есть


все необходимые им качества. Если они внешне кажутся не такими, то это обычно из-за того, что они так или иначе ра­сколоты. Если клиент «потерял уверенность в себе», то она все равно где-то существует. Может быть, она существует 30 лет тому назад или она спит в кладовке, но ее можно найти.

Часто можно найти конкретные подсказки о частях лич­ности в речи человека: «У меня душа в пятки ушла», «Она украла мое сердце», «Я потерял свою невинность», «Моя молодость осталась в горах», «У меня уже нет моей юно­шеской силы».

«Часть» - это обычно набор личных качеств, способ­ностей или ощущений. Человеку сейчас, той части, кото­рая здесь, обычно недостает этих качеств. Можно считать часть собранием единиц осознания или духовной энергии. У нее есть собственное сознание. Когда часть воссоединя­ется с остальной личностью, мы уже не называем ее ча­стью, а обращаемся с личностью как с единым целым.

В общем, так или иначе у вас появляется подозрение, что не хватает части личности. Это может всплыть во время работы над проблемой, или вы можете специально искать это.

Один из способов найти именно моменты потери ча­стей — это попросить человека просмотреть свою жизнь и заметить периоды крупных изменений, когда он обладал ка­кими-то качествами и вдруг они пропали.

Попросите клиента подтвердить, что он согласен с этой метафорой:

«Тебе не хватает _____ как своей части?»

Затем нам, по сути, нужно найти эту часть.

«Мы собираемся найти и вернуть ее!»

«Где эта часть сейчас?»

Бывает полезно подсказать клиенту какие-то возмож­ности, чтобы он начал искать эту часть.


«Может быть, она в прошлом или сейчас рядом, где в последний раз она у тебя была, может быть, она у кого-то другого или прячется?»

Чаще всего оказывается, что часть осталась в прошлом, в том времени, когда клиент ее потерял. Вторая возмож­ность - он передал ее во время общения другому человеку, и она осталась с ним. Но возможны и другие варианты. Часть может находиться в любой другой реальности. До­вольно часто она находится в поэтичном, сказочном месте: «В сверкании моря на восходе солнца», «В глазах ребенка», «В замке волшебника рядом с хрустальным шаром».

Если клиенту трудно найти свою часть, фасилитатор может дать ему совет: используйте свою интуицию или просто угадывайте. Кроме того, фасилитатор старается из­лучать абсолютную уверенность, что эта часть будет най­дена. Если вы уверены, что часть будет найдена, клиент поддержит вас и она будет найдена.

Когда часть найдена, нам нужно пойти и встретиться с ней. Еще можно путешествовать, разыскивая часть в самых невероятных местах. Найти ее — это не вопрос логики, клиенту нужно следовать своей интуиции и принимать все предлагаемые подсказки, какими бы невероятными они ни были.

Если часть находится в прошлом, клиент возвращается туда, аналогично с повторным переживанием. Неважно, где это, мы не хотим, чтобы человек беспокоился о том, как мы туда попали. Мы просто воображаем, что переносимся туда, и мы там.

Когда мы добрались туда, где находится часть, нужно выяснить, что она делает.

«Чем занимается эта часть?»

Интересно, что у нее часто оказывается собственная жизнь. Маленькая девочка все еще играет на школьном дворе и радуется. Это часто другой вариант клиента, может


быть с более молодым телом и с другими качествами, чем у клиента сегодня. Затем нам нужно начать общаться с этой частью.

«Обрати свое внимание на эту часть».

«Скажи ей «Привет».

Когда клиент наконец понимает, что это действительно его часть, вполне может всплыть печаль о ее потере. Пре­доставьте ему любое требуемое время, чтобы просто по­быть с ней.

Человек может как ему угодно поговорить с частью. Они могут обменяться информацией и хорошими пожела­ниями, аналогично тому, что мы делаем при объединении противоположностей. Им нужно снова лучше познако­миться друг с другом.

Но главное, чего мы стремимся достичь, - это поощ­рить часть вернуться.

«Спроси эту часть, хочет ли оно вернуться к тебе».

Совсем не обязательно она этого захочет. Есть причины, по которым она находится здесь, вдали от остальной лич­ности. Обычно нужно провести переговоры, или кому-то из них что-то изменить в себе, прежде чем они смогут снова объединиться.

«Спроси, в чем тебе нужно измениться, чтобы она вер­нулась»

«Ты согласен сделать это?»

Часть обычно предлагает сделать что-то очень положи­тельное и нужное. Это может быть «больше заботиться о других», «быть более уверенным в себе» и пр.

Довольно часто все это не получается завершить сразу. Клиенту и его потерянной части иногда нужно выработать взаимное соглашение, может понадобиться испытательный срок большего взаимодействия. Прекрасно, в сеансе мы проведем это так далеко, как можем, и сделаем все необхо­димое, чтобы этот процесс продолжался.


Иногда нужно провести часть через какие-то измене­ния. Может быть, ей нужно вырасти, если это маленький ребенок. Она может пройти процесс роста и прийти в на­стоящее время. Это займет не больше пары минут.

Проверьте, чего мы достигли. Объединение часто бы­вает едва заметным, поэтому спросите клиента:

«Где эта часть сейчас?»

«Она вернулась?»

Если часть готова к воссоединению, бывает нужно под­сказывать клиенту, как это сделать.

«Пригласи свою часть вернуться. Покажи ей, как ты раду что оно возвращается, и покажи, что ты бу­дешь заботиться о ней. Протяни к ней руки, обними ее и прими ее в свое тело».

Когда произошло объединение, клиент часто находится в эйфории или в каком-то изумлении. Ведь для человека многое изменилось, он может даже и не понимать, на­сколько много».

В принципе, мой алгоритм психотехнологии воз­вращения утраченных Самостоятельных Единиц Сознания выглядит куда как проще, чем у Ф. Фанча:

1. Определите, чего именно вам не хватает.

2. Проверьте, было ли это у вас когда-либо.

3. Определите, когда примерно оно у вас исчезло.

4. Прикиньте, что именно произошло, т. е. как именно вы расстались с ныне искомым: вы его просто где-то оставили, глупо потеряли, добровольно кому-то от­дали или у вас это незаметно украли или даже грубо отобрали?

5. Определите в пространстве вокруг вас место, где вы примете утраченную СЕС (просто там, где нра­вится), если сможете, увидьте ситуацию утраты и


пригласите эту часть вернуться.

6. Когда она как бы проявится на выбранном вами месте, извинитесь перед ней и оговорите условия ее возвращения и дальнейшей совместной деятельности.

7. Примите внутрь себя когда-то утраченную СЕС и отблагодарите ее за любезность, дополнительно ука­жите (если надо) «фронт» и направление работ, после чего не забудьте похвалить себя...

Весьма любопытным вариантом работы с утрачен­ным является возвращение утраченных способностей. Столь блистательно описанное Ф. Фанчем, что я позволю себе опять-таки привести цитату из его книги /19, с. 258-262/.

«Личность, возможно, разными способами потеряла свои способности или отказалась от них. Этот модуль за­нимается несколькими из этих способов. Идея заключается в том, чтобы личность вернула себе те способности, от ко­торых отказалась.»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.