Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Холодинамика разума может систематиче­ски применяться для решения любой проблемы че­ловеческого опыта.






Как видите, холодинамика в базовых своих посту­латах претендует на совсем-совсем немногое — объяснить принципы устройства Вселенной. Однако оставим деталь­ное и пространное обсуждение этих принципов для дру­гой книги. А в этой обратимся к другому аспекту проблемы, вскрытой универсалистами: к холонам и уров­ням бытия.

Надеюсь, вы обратили внимание на то, что по В. Вульфу живые мыслеформы, именуемые холодайнами,


обитают во Вселенной, будучи как бы и не особенно привя­занными к такому их носителю, как человек. И, в принципе, проявляя себя не только в нашем трехмерном мире, но и во всех измерениях Универсума!


Рис.1

То есть, в случае с холодайнами, речь по сути идет о группировках сознания, «населяющих» различные уровни бытия и способных проявлять себя в различных реально­стях. Лучше всего это выразил Ф. Фанч в своей концеп­ции холонов и холархий /19/. Согласно данному автору, в мире существует невероятно широкий диапазон единиц (группировок) сознания, в котором любое целое приобре­тает большую жизнь, чем просто сумма частей. Это, кстати, следует из основного постулата теории систем. Того самого, согласно которому любая система больше, чем простая сумма ее частей. И свойства системы не сводимы и далеко не всегда выводимы из свойств составляющих ее частей. Так, например, вы сами представляете из себя нечто боль­шее, чем просто совокупность Единиц Сознания. Соответ­ственно можно представить себе иерархию (холархию), в которой...каждая последующая сфера представляет собой все большее и большее сознательное целое, вплоть до сферы «всего - что есть», которая по сути, является беско­нечным сознанием как целым /19/ (см. рис. 1).


Как вы, наверное, поняли, именно подобные уни­версальные воззрения и стали базисными для упоминае­мого мною в начале этой книги сущностного подхода к нейротрансформингу реальности. Однако случилось это позднее, а, в чисто историческом ключе, пока одни воспа­ряли в теоретических (холодинамических!) эмпириях, дру­гие пытались (кстати, вслед за В. Вульфом, холодинамика которого оказалась весьма психотерапевтической наукой) сделать нечто весьма практическое. Что, во-первых, вполне даже получилось у Ф.Перлза, рассматривающего в своей гештальт-терапии взаимодействие различных частей лич­ности /15/. Но, во-вторых — лучше и ярче — у Дж. Грин­дера и Р. Бэндлера. Отцов-основателей одной из самых мощных систем прикладной психологии — так называе­мого Нейролингвистического программирования, которые обнародовали базовую для НЛП процедуру работы с на­шими многочисленными частями — шестишаговый реф­рейминг /4/. А заодно, основываясь на идеях Ф. Перлза, создали четко алгоритмизированную процедуру слияния этих самых частей, но как бы конфликтующих, а заодно и разработали психотехнологию быстрого их (опять-таки ча­стей) создания. Ну, а далее К. и Т. Андреасы сгенерировали еще одну крайне интересную методу — сущностной тран­сформации частей /1/.

Почти параллельно (но все же с небольшим опо­зданием) наши русские психотерапевты, не всегда обреме­ненные знанием западных теорий и практик, пошли своим, самобытным, путем. В частности, отечественный психолог Н. Линде создал удивительно интересную систему работы с, по сути, частями в их внешней проекции — эмоцио­нально-образную терапию /13/. А опять-таки отечествен­ный, но уже врач А. Ермошин разработал свой, ну очень любопытный, вариант работы с чем-то даже и меньшим, чем части (субчастями): соматопсихотерапию /11/, позднее


переименованную в психокатализ /11/. И наступил «пре­красный новый мир» (О. Хаксли), в котором холодинами-сты и холописты занимались всяческими холодайнами и холонами, психосинтетики — субличностями, гештальти-сты и энелперы — частями, последователи Н. Линде — эмоционально-образной терапией, а соратники А. Ермо-шина — соматопсихотерапией и психокатализом (я пере­числил только пять направлений, хотя на самом деле их было и есть гораздо больше).

Ну, а потом появился я — в общем-то, в первую очередь практик психотерапии. Который, постоянно рабо­тая с блудящими частями своих клиентов, понял и уяснил всего-навсего два момента.

Первое. Если самые различные авторы и в самых разных системах, не только психотерапии, но еще и при­кладной психологии, а также философии, в итоге приходят практически к одному и тому же, пусть и по-разному «об­зываемому», феномену Самостоятельных Единиц Созна­ния, то это значит только одно. Психотерапия и психология СЕС должна быть выделена в качестве совершенно само­стоятельной области. Ибо, по всем формальным призна­ками, мы здесь имеем «различия, порождающие различия» (Г. Бэйсон). Совершенно самостоятельный объект — ие­рархически организованную совокупность Самостоятель­ных Единиц Сознания. Предмет — законы, закономерности, условия и обстоятельства их функционирования. Методы — весьма разветвленную их систему: от четко специализи­рованных в рамках психокатализа (см. далее) до, наоборот, излишне широко универсализированных в русле холодина-мики. И, наконец, цель (с которой, вообще-то, и надо было начинать) — оптимизацию индивидуального и группового функционирования системы СЕС человека. Такая вот по­лучилась «ириска». Съедобная. И, более того, довольно-таки вкусная.


И второе. Однако никакого такого «новгородского вече» Самостоятельных Единиц Сознания с постоянной борьбой за власть, о которой так увлеченно писали мои кол­леги (см., напр., 161) на самом деле нет, да и быть не должно. Потому что в плане организации наш организм (в единстве «сомы» и «психэ») устроен иерархически. И хотя эта ие­рархия — ее сложность и эффективность — конечно же, за­метно отличается у бомжа и академика, именно соподчиненность и взаимодействие в иерархически орга­низованной системе и обеспечивает возможность нормаль­ного функционирования «двуногому существу без перьев», как саркастически говаривал Аристотель (на что, как из­вестно, его друг и оппонент Платон ответствовал демон­страцией ощипанной курицы...).

Здесь естественно встал вопрос о структуре этой са­моиерархии. И после долгих (впрочем, не очень) исследо­ваний, и куда более коротких раздумий (я привык доверять выводам Бессознательного) обнаружилось следующее (и как интересно обнаружилось!). Во время работы с СЕС с использованием внешней проекции (это когда ее образ вы­саживают на стул или просто помещают где-то в простран­стве) четко выделились пять типов проекций. Высокообобщенный (довольно-таки абстрактный) образ себя. Образ себя же, но, так сказать, контекстный. Нечто че­ловекообразное, но не имеющее отношения к самому себе (на него не похожее). Нечто весьма даже живое, но не че­ловекообразное. И, наконец, что-то вещественное, но не очень-то живое, а, скорее, материально-энергетическое. В результате я принял — вначале как удобную модель для работы — что в первом случае мы — скорее всего имеем дело с некоторым организующим центром психики чело­века (иначе называемым «Первым Я»), способ работы с ко­торым прекрасно описан в 191. Я, конечно же, тоже его опишу, но в следующей книге). Во втором — с представи-


телями системы его идентичностей: как человека, муж­чины, специалиста и т. п. (хорошим подспорьем для ана­лиза этой системы является тест «Кто я?», где первые 7 + 2 ответа как раз и описывают эту систему). В третьем — с конкретными «репрезентантами» опять-таки системы, но уже субличностей человека (тех самых Рубахи-парня, За­стенчивого Недоноска и иже с ними, которых так любят описывать в психосинтезе). В четвертых — с конкретными частями, что-то непосредственно делающими для человека (любимая вотчина НЛП). Ну, а в-пятых — с его же, но суб­частями: многочисленными отдельными ощущениями (приятными или не очень), сопровождающими это делание (а это уже территория психокатализа).

При этом Первое «Я» человека выявляется с боль­шим трудом, как некоторое осознание/ощущение «Я как це­лостность». Идентичности — посредством вопросов «Кто я?» (например, мужчина). Субличности — «Какой я?» (на­пример, как Мужчина я могу быть Трусливым Мужичком и еще много кем). Части — «Что я делаю?» (например, бу­дучи Мужчиной, но Трусливым Мужичком, я бегу прочь от любой ситуации конфронтации). Ну, а субчасти — «Что я чувствую» (например, в идентичности Мужчины сублич­ности Трусливого Мужичка, который бежит сломя голову от ситуации конфронтации, я ощущаю леденящий ужас внизу живота). Однако сложности здесь связаны с тем, что, во-первых, в соответствии со знаменитым числом Миллера (7 ± 2), которое, похоже, является архетипичным для пси­хики человека, одна личность может иметь 7 (семь) базо­вых идентичностей, 49 (сорок девять) субличностей, 343 (триста сорок три) части и 2401 (две тысячи четыреста одну) субчасти. Во-вторых, точкой сборки проблемы может быть любое звено иерархии, но вот только относящееся к так называемым ЛПРам (лицам, принимающим решение). И остается только радостно изумляться способности нашей


психики к самоорганизации. И ревностно бороться с ее (са­мореализации) нарушениями, когда, например, осатане-вшая субчасть забирает себе все бразды правления и, извините, просто плюет на вышестоящих частей, сублич-иостей, идентичностей и даже Первое Я.

Рис.2

В вышеприведенном рисунке я попытался — весьма редуцированно — представить иерархию, каковая управляет нами на тернистом пути нашей жизнедеятельно­сти. Однако как психолог я не мог обойти вопрос о том, какое такое-чисто психологическое понятие (или хотя бы модель) может быть использовано для, так сказать, психо­лого-теоретической репрезентации субъектов иерархии СЕС (идентичностей субличностей, частей и субчастей — Первое «Я» я здесь уже не затрагивал). И довольно легко отыскал ответ, т. к. как когда-то давно (боже, как же это было давно!) я как выпускник кафедры социальной психо­логии психологического факультета Московского Государ­ственного университета четко усвоил, что личность как субъекта общественных отношений создает система ее ролей. А роль — это место человека в системе этих отно-


шений, определенная связанная с этим местом функция; и, наконец, нормативно одобряемый (если одобряемый) об­разец поведения, который в идеале требуется от каждого, кто исполняет эту роль. При этом в социальной психологии подчеркивается, что человек одновременно может выпол­нять множество ролей, а сами они образуют своеобразные иерархии, заметно отличающиеся друг от друга по сути и содержанию (например, межличностные и социальные, де­ловые и внутригрупповые). И тогда получилось, что любая СЕС суть внутренний субъект определенной роли человека, и вышеприведенную иерархию можно выразить и так

Рис.3

Есть тут, правда, один любопытный аспект, связан­ный с тем, что человек представляет собой не только соци­альный, но и биологический объект (организм). Однако и здесь нет никаких противоречий вышеописанному, и, более того, подобный подход позволяет легко объяснить, почему именно психотерапия СЕС стала основой психосоматиче­ских исцелений в, например, Нейролингвистической пси­хотерапии (NLPt). Просто иерархия СЕС в этом случае выглядит так


 

Рис.4


Рис.5

А сейчас последнее из общей теории СЕС. Нечто, что позволит далее перейти к практике. В Восточной вер­сии нейропрограммирования чрезвычайным почетом поль­зуется так называемая «Русская матрешка-SK». Весьма универсальная модель (по особо научному — паттерн) ана­лиза любой области или деятельности. Выглядит эта «ве­ликая» модель так:


Для целей нашей книги будет вполне достаточно информации о том, что эта самая любая деятельность, во-первых, включает некую мета-цель (то, ради чего она за­тевается). Во-вторых, она основывается на некоторых принципах — по сути, базовых положениях, без которых не­возможно ни начать, ни двигаться (подобно тому как — для науки — «молекулы состоят из атомов» или «любой орга­низм есть системно организованная совокупность клеток»). В-третьих, она находит свое выражение в неких целевых отношениях: гласных (как даже негласных) соглашениях о цели и процессах этой самой деятельности. В-четвертых, обязательно включает раппорт со своим, так сказать, пред­метом (именно раппорт, т.к. просто контакт может запро­сто закончиться взаимным разрушением). В-пятых, там безусловно присутствует некоторая информация (в т. ч. в виде обратной связи, по поводу того, куда мы зашли и как вообще дошли до такого). В-шестых, деятельность эта осу­ществляется посредством неких техник — конкретных спо­собов осуществления отдельных действий. А в седьмых, из всей этой совокупности действий мы используем не все на­личествующие, но только лишь те, что соответствуют нашим предпочтениям (что нравится) и навыкам (что умеем).

Попробуем как бы приложить «Русскую матрешку» к психокоррекции Самостоятельных Единиц Сознания.

Тогда получится, что мета-целью данной работы является, в конечном счете, возвращение человеку утра­ченной целостности (нехилая задачка, подробности кото­рой вы узнаете далее).

Принципами (пресуппозициями) выступают сле­дующие семь:

1. СЕС проявляются в виде реакции на окружение, со­стояниях, способах поведения и действий, убежде-


ниях, а также в образах Я.

2. СЕС ощущаются, видятся, слышатся и даже «ду-маются» (в НЛП это «обзывается» VAKD).

3. СЕС должны существовать всегда (в рамках своего жизненного цикла) и не могут быть уничтожены, а только лишь преобразованы (трансформированы).

4. СЕС разумны и вполне способны к сознательной с ними коммуникации.

5. СЕС создают цель, проблему или психотравму.

6. СЕС всегда исходят из позитивного намерения, ко­торое, тем не менее, может реализовываться весьма негативным способом и образом.

7. СЕС позитивно настроены и охотно меняют свой способ реализации намерения на более адекватный и экологичный.

Отношения цели предполагают в работе с Само­стоятельными Единицами Сознания решение пяти основ­ных задач:

1. Трансформации реализующей негативной способ действий СЕС.

2. Создание новой Самостоятельной Единицы Созна­ния.

3. Объединение (интеграция) конфликтующих между собой СЕС

4. Восстановление с отторгнутой или доселе оттор­гаемой Самостоятельной Единицей Сознания.

5. Возвращение утраченных СЕС.

Раппорт с Самостоятельной Единицей Сознания оказывается возможным только в случае их полного при-


знания, обязательно включающего извинение за обвинения в ее адрес и благодарность за реализацию некоего позитив­ного намерения. Однако, помимо этого, в некоторых слу­чаях тяжелых соматозов весьма полезным оказывается также и создание Зоны Обладания (см. далее).

Информация в контексте работы с Самостоятель­ными Единицами Сознания сводится к решению двух задач:

— презентации СЕС и

— организации диалога с ней.

Презентация Самостоятельной Единицы Сознания может быть осуществлена в основном за счет

— ощущения СЕС и

— ее визуальной проекции:

 

— внутренней (например, в теле) и

— внешней (прямо перед тобой на ступе или в кресле).

Диалог с Самостоятельной Единицей Сознания осу­ществляется посредством:

— изменения характеристик ощущения или образ­цов,

— пальцевого сигналинга,

— чисто вербально (т е. словесно) и

— языком символов.

Ну, а что касается техник, то здесь в полном соответствии с целевыми отношениями все используе­мые в работе с Самостоятельными Единицами Созна­ния психотехнологии подразделяются на техники:

— трансформации СЕС,

— создания новой Самостоятельной Единицы Соз­нания,

— интеграции конфликтующих СЕС,

— воссоединения с отторгаемой Самостоятельной Единицей Сознания,


— возвращения утраченных СЕС.

Ну и как вам это все? Что «охренели по полной?» Как изволил выразиться один из моих студентов после пер­вого дня тренинга «Психокоррекция СЕС». Да не пережи­вайте вы так — чуть дальше все это будет объяснено предельно просто. Так что все, что вам нужно — так это просто перевернуть страницу и начать читать дальше.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.