Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее теоретическое описание проблемы






Говоря о развитии личности в системе детско-родительских и семей­ных отношений, в первую очередь дадим определение понятий «семья» и «детско-родительские отношения». Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, прожи­вающими вместе и ведущими совместное хозяйство*.

____________________________
*Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня

 

Такое определение семьи подчеркивает две характеристики, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей ее функционирова­ния. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения про­блем внутригрупповой коммуникации, т. е. общения между членами се­мьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, меж­группового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением - с прародительской семьей и т. д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как со­циальной системы. Во-вторых, особый характер семьи как малой соци­альной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмо­циональной «перенасыщенностью» отношений членов семьи, где на одном полюсе - отношения любви, принятия и привязанности, а на дру­гом - ненависти, отвержения, зависимости, негативизма. Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отра­жающей и специфику культурно-исторического развития семьи, и свое­образие этапов ее жизненного цикла. Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как инсти­тут первичной социализации ребенка. Главные задачи семьи: формиро­вание первой социальной потребности ребенка - потребности в соци­альном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирова­ние предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и соци­альной компетентности - в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и в самостоятельной учебной дея­тельности в младшем школьном возрасте; создание условий для разви­тия автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. О.А. Карабанова говорит, что детско-родительские отношения со­ставляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной си­стемы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосре­дованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения*.
_____________________________
* Карабанова О.А. Психология семейных отношений

 

А.С. Спиваковская предложила оценивать детско-родительские от­ношения по следующим характеристикам:

· Адекватность - степень точности восприятия индивидуальных осо­бенностей другого человека. Неадекватное восприятие ребенка, иска­жение его образа у родителя проявляется в том, что последний может не вполне правильно представлять себе мотивационную сферу ребен­ка, возрастно-психологические и эмоционально-личностные особен­ности. Искажения возникают вследствие действия защитных меха­низмов проекции, отрицания, рационализации, идеализации, обесценивания. У ребенка же искажение образа родителя проявляет­ся в мифе «всемогущества», пик которого приходится на дошкольный и младший школьный возраст; в мифе «холод непонимающего роди­теля», чаще встречающемся у подростков; в мифе «беспомощного ро­дителя», наблюдающемся у взрослых, которые воспитывались в не­полных семьях, семьях алкоголиков.

· Динамичность - способность к восприятию другого в зависимости от различных ситуаций.

· Степень дифференцированности - способность отличать образ от от­ношения к образу*.

______________________________
* Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья

 

А.Я. Варга* считает родительское отношение целостной системой разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практи­куемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания его ха­рактера, поступков.

Влияние родительского отношения на психическое развитие ребен­ка, на формирование его личности очень велико. Описано множество нарушений родительского отношения и, как следствие, нарушений в раз­витии маленького человека.

Любой стиль воспитания основан, в первую очередь, на эмоциональ­ном отношении. Известно, что в семье оно играет важную интегрирую­щую роль, благодаря чему члены семьи ощущают себя единой общно­стью, чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Из этого, несомненно, следует то, что стиль создает систему условий, в которых развивается личность ребенка.
_______________________________
* Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения

 

Симбиотический стиль характеризуется стремлением родителя (или обоих родителей) установить с ребенком тесный, напряженный эмоцио­нальный контакт, принимать участие во всех, даже незначительных со­бытиях его жизни. При этом ребенок может лишиться своей индивиду­альности, превратиться в орудие удовлетворения эгоцентрических потребностей матери и/или отца. Необходимость родителя в эмоцио­нальной симбиотической привязанности может приводить к чрезмерно­му контролю и излишней опеке ребенка, которая тяготит последнего, за­ставляет его внутренне страдать от активного желания родителя (чаще всего матери) влиять на него. Симбиотический тип отношения неблаго­приятен для взаимодействия родителей и детей тем, что при этом фрустрируется важная для развития личности ребенка потребность в само­стоятельности и проявлении инициативы.

 

Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный; система требований, запретов и правил - ригидна и неизменна. У ребенка авто­ритарных родителей формируется зависимость, неспособность к лидер­ству, безынициативность, пассивность, полевое поведение, низкая сте­пень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности и моральной компетентности с ориентаци­ей на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрируют агрессию и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

 

Демократический стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощре­нием развития его автономии. Такие родители реализуют демократиче­ский стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности ребенка. Результатом демократического родительства становится формирование высокой самооценки, адекватно­го самовосприятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегу­ляции, принятие и выполнение социальных правил и стандартов. Факто­ром риска при этом может стать слишком высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприятных случа­ях это приводит к увеличению риска невротизации, причем мальчики оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень требова­ний и ожиданий по отношению к ним гораздо выше. Для детей демокра­тичных родителей характерны высокая степень ответственности, компе­тентности, дружелюбия, хорошая адаптивность и уверенность в себе.

 

При попустительском стиле воспитания теплое эмоциональное при­нятие или индифферентное отношение сочетаются с низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. У детей таких родителей формируется инфантильность, высокая тре­вожность, зависимость, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

 

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) характеризу­ется отсутствием единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выра­женных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюда­ются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле фрустрируется одна из важных ба­зовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядо­ченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, не­уверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессив­ность и неуправляемость, способствует социальной дезадаптации. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответствен­ности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

 

Однако необходимо отметить, что для каждого возраста нормальным считается тот или иной стиль воспитания, что обусловлено спецификой возраста и теми задачами развития, которые на этом этапе решаются. У подростков возрастает необходимость эмоционального принятия, при 03, 2012 этом важно сохранение родителями высокого уровня контроля с призна­нием и поощрением автономии детей. Реализация демократического сти­ля воспитания отвечает необходимости изменения системы требований с учетом растущей компетенции детей. Таким образом, говоря о подрост­ках, подчеркнем, что на первый план выходит демократический стиль воспитания, т. е. он становится необходимым и нормальным в рассмат­риваемом возрастном периоде.

 

План диагностических мероприятий






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.