Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод анализа кейсов






Разновидностью метода кейс-стади является метод анализа кей­сов, казусов (лат. casus — запутанный или необычный случай). Это наиболее приемлемая интерактивная технология для краткосроч­ного обучения, поскольку она направлена скорее на формирова­ние новых психологических качеств и умений, чем на усвоение знаний. Ведущая роль в распространении кейс-метода для практи­ческой подготовки в сфере менеджмента и маркетинга также при­надлежит Гарвардской школе бизнеса. В большинстве случаев при использовании метода кейсов участникам обучения предоставля­ют краткую запись набора обстоятельств, которые могут основы­ваться на реальной либо воображаемой ситуации в виде микро­проблем (микроситуаций) и необходимости действовать по об­становке. Метод не требует больших материальных или временных затрат и предполагает вариативность обучения.

Основной целью данной интенсивной технологии является активизация обучаемых. Кейс активизирует интерактивную дея­тельность участников занятия, развивает их аналитические и ком­муникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальным случаем.

Кейс-метод как форма обучения и активизации учебного про­цесса позволяет успешно решать следующие задачи и формиро­вать метакомпетентности:

- овладевать навыками и приемами всестороннего анализа си­туаций из сферы профессиональной деятельности;

- оперативно принимать решения — «здесь и сейчас»;

- отрабатывать умение востребовать дополнительную инфор­мацию, необходимую для уточнения исходной ситуации, т.е. пра­вильно формулировать вопросы «на развитие», «на понимание»;

- наглядно представлять особенности принятия решения в ситу­ации неопределенности, а также различные подходы к разработ ке плана действий, ориентированных на достижение конечного результата;

- приобретать навыки вербализации, т. е. ясного и точного из­ложения собственной точки зрения в устной или в письменной форме;

- вырабатывать умения осуществлять презентацию, т. е. убеди­тельно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зре­ния;

- отрабатывать навыки конструктивного критического оцени­вания точки зрения других;

- развивать умение самостоятельно принимать решения на ос­нове группового анализа ситуации;

- овладевать практическим опытом извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.

Кейсы следует разрабатывать и реализовывать в учебном про­цессе с учетом ряда принципов, обеспечивающих эффективность их использования в обучающих программах:

1) кейс должен соответствовать целям обучения;

2) кейс должен быть максимально приближен к реальной про­фессиональной деятельности (реальное событие или искусствен­но создаваемая ситуация, где часть реального материала компи­лируется с какой-либо типовой проблемой);

3) задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов реше­ния;

4) кейсы могут отличаться по уровню обобщенности, по ко­личеству представленной в них информации, по сложности про­блемы;

5) материал кейса не должен быть устаревшим, его следует обновлять параллельно с изменениями в реальной практике.

В теории применения кейс-технологий прописаны три основ­ных варианта применения метода:

- диагностика проблемы;

- диагностика одной или нескольких проблем и выработка уча­стниками занятия методов их разрешения;

- оценка обучаемыми предпринятых действий по решению про­блемы и их последствий (и проблема, и ее решение могут быть описаны в инструкции).

Как только преподаватель выбрал подходящий вариант приме­нения кейса, можно принять решение по поводу того, будет ли метод кейсов включать одну задачу или серию задач. В зависимо­сти от сложности этих задач метод может применяться или в виде короткого упражнения на 30 — 60 мин, или в более развернутом виде (кейс-стади). В некоторых случаях вокруг исследования ка­кой-либо важной ситуации может быть выстроен целый курс, для­щийся несколько дней.

Процедура работы с кейсом состоит в том, что обучаемым, как уже отмечалось, предлагается письменно или устно конкрет­ный случай из практики (казус). Он описывается лаконично, обычно в несколько строк, которые необходимо прочитать и проанализи­ровать. Например, выражается суть конфликта или проблемы с весьма схематичным обозначением обстоятельств («случилось... или произошло...»). Эта информация может быть изложена в докумен­тальной форме (например, сообщение) или может представлять­ся при помощи вербальных или визуальных средств (таких, как показ видеофильма и/или слайдов). После этого группа получает ряд данных для проверки, начинается процесс их анализа и даль­нейшей детализации. Учебные кейсы легче брать из реальной прак­тики, чем специально придумывать в лабораторных условиях. Рас­сматриваемые на занятиях конкретные микроситуации могут быть отнесены к любому кругу профессиональных проблем, для кото­рых нужны находчивость, оперативность и быстрота в принятии решений.

Работа над всем предложенным преподавателем материалом может осуществляться как в группе, так и индивидуально, но в жестко ограниченное время, по истечении которого обучаемыми должны быть представлены обоснованные выводы и план дей­ствий, мероприятий или варианты решений.

Метод анализа кейсов позволяет вовлекать в беседу обучаемых путем прямого обращения типа, например: «Как бы вы поступили в этом случае?», «Что вы думаете по этому поводу?», «Какое ре­шение вы примете?» и пр. Этим примером следует пользоваться как для выяснения мнения отдельных участников анализа, актив­но проявляющих себя на занятиях, так и для вовлечения в дис­куссию тех, кто предпочитает отмалчиваться из-за стеснительно­сти или по другим причинам.

Принципиальное отличие метода кейсов от других интенсив­ных технологий активизации учебного процесса состоит в том, что здесь превалирует необходимость профессиональной и управ­ленческой компетентности обучаемого. Для большинства рассмат­риваемых ситуаций целесообразно привлечение специальных зна­ний (например, кейсы из практики нарушения трудового законо­дательства требуют от обучаемого знаний по трудовому праву; кейсы по анализу причин конфликтов и демотивации персонала требуют социально-психологической компетентности и т.д.). Эти знания приходят не столько с жизненным опытом, сколько с овладением определенной профессией. По-видимому, именно эта причина вызвала такую высокую потребность в кейсах как в тех­нологии при переподготовке и повышении квалификации, на­пример, уже работающих менеджеров.

При рассмотрении новой ситуации участники анализа предла­гают порой не один, а несколько вариантов ее разрешения, и все

варианты могут иметь право на существование, так как к дости­жению цели можно прийти разными путями. Именно в таком слу­чае можно говорить о наиболее эффективном подходе использо­вания данной технологии. Этот метод можно регулярно использо­вать практически по любой теме обучения, причем как до начала чтения лекции, так и в ее процессе, и в конце, для проверки усвояемости материала, ситуации могут быть применены само­стоятельно и на семинарах и практических занятиях. Применение микроситуаций по типу «Ваши действия?» создает для преподава­теля возможность внести в учебный процесс элементы творче­ства, а от обучаемых требует новых самостоятельных выводов и обобщений, заостряет их внимание на изучаемом материале.

Для того чтобы развить конкретные навыки и умения обучае­мых, необходимо многократное повторение данной технологии. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения преподавателя организовывать группо­вую работу — направлять беседу в нужное русло, контролировать время в процессе интерактивного взаимодействия, вовлекать в дискуссию всех участников учебного процесса, организовывать корректную обратную связь от участников занятия, давать свое­временные ссылки на литературу, обобщать полученные резуль­таты и подводить конструктивные итоги.

Достоинством метода кейсов является то, что он дает уникаль­ную возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке учебного занятия, а не в реаль­ной жизни, с ее угрозами и риском. Он позволяет учиться, не тревожась о неприятных последствиях, которые могут возникнуть в случае неправильного решения. Использование метода кейсов в учебной программе помогает дополнить многие теоретические аспекты курса посредством введения практических задач, кото­рые группе необходимо решить.

Способность выявлять, анализировать и просчитывать каждый шаг, ведущий к решению, является одним из самых больших пре­имуществ метода кейсов и в то же время одним из его ограниче­ний. Вряд ли при столкновении в реальности с проблемой, по­добной той, которую обучаемый решал на занятии, у него ока­жутся в распоряжении такие же время, знания и безопасные ус­ловия, чтобы справиться с ней. Это необходимо объяснять участ­никам, чтобы спасти их от разочарования, поджидающего их на рабочих местах. Кроме того, поскольку временные рамки не по­зволяют группе выработать какие-либо практические рекоменда­ции, это с большей вероятностью может вылиться в общее чув­ство неудовлетворенности. Потребность в реализме — постоянное условие любого упраж­нения в ситуационном анализе, и метод кейсов не является ис­ключением из этого правила. Упражнение должно быть таким, чтобы участники могли идентифицировать себя с предлагаемыми ролями и справиться с ними. Оно должно вырабатывать требуе­мый паттерн поведения в условиях таких же установок и ограни­чений, которые могут возникнуть в реальной ситуации.

Метод кейсов наиболее приемлем для обучения в малых груп­пах (или больших, но с разделением на малые). Он дает наиболь­шую эффективность в программах, ориентированных на развитие ималитических способностей (сбор и анализ информации, диа­гностика, прогнозирование). Это тренинги разрешения проблем {problem-solving), принятия решений (decision-making), ведения пере­говоров и взаимодействия с персоналом. Другие области примене­ния — менеджмент, работа с клиентами, продажи и администри­рование, политика, медицина, подготовка специалистов, рабо­тающих в экстремальных условиях.

Метод «инцидента»

Еще один широко применяемый на практике метод АКС — анализ инцидентов (от лат. incidens — случающийся) — случай, происшествие, столкновение, обычно неприятного характера. Этот метод отличается от предыдущего тем, что его цельпоиск инфор­мации для принятия решения самим обучаемым и научение его по­иску необходимой информации: ее сбору, систематизации и ана­лизу.

Обучаемые вместо подробного описания ситуации получают лишь краткое сообщение об инциденте, произошедшем в какой-либо организации. Сообщение может быть письменным или уст­ным по типу «Случилось или произошло...». Для принятия обосно­ванного решения обучаемым умышленно предлагается явно не­достаточная информация, поэтому им необходимо прежде всего:

-собрать информацию;

- разобраться в обстановке;

- определить, есть ли проблемы и в чем они состоят;

- подумать, что надо делать;

- выяснить, что нужно знать для принятия того или иного ре­шения.

Обучаемые оказываются перед необходимостью поиска допол­нительной информации, следовательно, вынуждены задавать во­просы, преимущественно восходящие«вопросы на развитие» для получения дополнительной информации. Обычно такого типа во­просы начинаются со слов: «что», «где», «когда», «почему», «как», «какой», «зачем». Преподаватель, в свою очередь, может открыть дискуссию о необходимости той или иной информации или сразу же сообщить требуемые данные. Получив необходимую и доста­точную, по их мнению, информацию, обучаемые анализируют её, потом выносят на общую дискуссию.

 

Проблема внедрения метода case-study в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.