Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кейсы, как метод научного исследования






Метод изучения кейсов предназначен для изучения сложносоставных структур, он предполагает получение углубленных знаний об объекте исследования (исследовательской проблеме) на основе все­стороннего анализа самого объекта и его внешней среды с целью даль­нейшей экстраполяции полученных знаний.

Понятие «сложносоставных структур» предполагает затруднен­ность установления причинно-следственных связей, присутствие раз­личных источников воздействия на процесс принятия решений, нали­чие нелинейных зависимостей между составными элементами объекта.

Понятие «всестороннего анализа» предполагает необходимость сбора подробной информации с использованием множественных ис­точников путем применения мультипликативной методики триангу­ляции, представляющей совокупность различных способов сбора и анализа данных..

Исследовательские кейсы используются в качестве метода сбора и анализа информации с начала XIX века. Они были основой для иссле­дований, проводимых в рамках таких дисциплин, как социология, по­литология, психология. Например, Фрейд и Юнг, при создании тео­рии психоанализа, анализировали индивидуальные случаи пациентов. Также на основе изучения этих случаев они разрабатывали и совер­шенствовали методы лечения.

Исследователи пришли к выводу, что полевые исследования отдель­ных ситуаций, которые предполагает метод «кейс-стади», иными слова­ми изучение конкретных ситуаций, более надежный источник инфор­мации для создания и подтверждения/опровержения научной гипотезы, нежели опросные методы сбора информации. Информация, полученная в результате проведения опросов, представляет собой мнения и оценки респондентов о некотором событии или ситуации, а следова­тельно, всегда следует учитывать возможное искажение информации, связанное с особенностями процесса ее восприятия и интерпретации респондентами.

В то же время исследования, основанные на использовании метода «кейс-стади» позволяют более последовательно и глубоко изучить си­туацию, лучше понять нюансы и тонкости изучаемого объекта (про­цесса), вследствие непосредственного погружения исследователя в со­бытия. В рамках исследования используются такие способы сбора информации, как интервью, включенное наблюдение, анализ доку­ментов. Метод изучения конкретных ситуаций позволяет развить и проверить научную гипотезу, напрямую исследуя ее реализацию на практике, в отличие от косвенных методов исследования.

Таким образом, метод изучения конкретных ситуаций представляет собой мультипликативный метод исследования (то есть совокупность нескольких методик), применяемый для исследования отдельной спе­цифической ситуации (проблемы), с целью дальнейшей экстраполя­ции полученных знаний на более широкий круг проблем.

Американский политолог Бок отмечал особую ценность использо­вания данного метода в политологии. Более ранними аналогами мето­да, на основе которых он развивался и совершенствовался, были такие способы сбора данных, как: изучение дневников и биографий, вклю­ченное наблюдение. Сейчас метод «кейс-стади», применяемый в поли­тологии, включает в себя интервью, анализ прессы и отчетов слушаний Конгресса, присутствие на слушаниях, собраниях, выступлениях и др.

Бок выделяет семь основных достоинств метода «кейс-стади», обусловливающих его применение в политологии.

1. Возможность сфокусировать свой взгляд на конкретную пробле­му (ситуацию).

2. Возможность исследовать проблему (ситуацию) в динамике.

3. Возможность зафиксировать состояние проблемы (ситуации) в
каждый момент времени.

4. Возможность изучить многие аспекты проблемы (ситуации).

5. Возможность глубинного исследования проблемы (ситуации).

6. Возможность изучить проблему (ситуацию) «изнутри».

7. Возможность сочетать и проверять одновременно несколько ги­потез (теорий).

 

• Метод «кейс-стади» позволяет проследить причинно-следственные связи, динамику изменений и влияние принятых решений на ситу­ацию в целом.

• Метод «кейс-стади» предполагает многоаспектное изучение ситуации, а следовательно, дает возможность исследовать ее с разных то­чек зрения и дать более объективную оценку.

• Метод «кейс-стади» позволяет изучить не только саму ситуацию, но и обстановку, в которой она происходила.

• Метод «кейс-стади» предполагает более глубинный анализ ситуации.

Недостатки метода изучения конкретных ситуаций:

• Сложность экстраполяции (обобщения) и неизбежность возникно­вения ошибок на этом этапе.

• Субъективность и зависимость от мнения и оценок исследователя, особенное значение этот фактор приобретает при выборе релевант­ной информации из имеющейся.

• Дороговизна и большие затраты времени, которые необходимы для проведения многостороннего и качественного исследования.

Приложение 2.

Источники кейсов и методической литературы по применению метода «кейс-стади» в Интернете

1. Ассоциации и Центры

WACRA — World Association of Case Research and Applications. Всемирная Ассоциация специалистов по разработке и'применению кейсов.

www.wacra.org

Ассоциация была основана в 1984 году. Ее цели:

• совершенствование методологической базы создания и примене­ния кейсов в образовательном процессе;

• распространение кейсов и методологической информации по их использованию;

• координация деятельности по созданию и использованию кейсов в разных университетах мира;

• развитие сотрудничества между университетами и бизнес-структу­рами, а также государственными организациями.

В рамках своей деятельности WACRA организует и проводит сим­позиумы, семинары, конференции, на которых участники — профес­сора ведущих университетов разных стран — обмениваются опытом и делятся новыми идеями по методам создания и применения кейсов, а также устанавливают контакты для дальнейшего сотрудничества.

NACRA — North American Case Research Association.

Североамериканская Ассоциация специалистов по разработке кейсов.

www.nacra.net

Ассоциация включает 450 членов — профессоров ведущих универ­ситетов Северной Америки. Ее целью является создание базы кейсов, а также проведение конференций и круглых столов по обмену опытом и новым разработкам. Ассоциация издает ежегодный «Журнал по разра­ботке кейсов» (Case Research Journal), в котором представлены новые разработки в области методологии, а также анонсы новых кейсов.

ЕССН — European Case Clearing House.

Европейский центр создания кейсов.

www. ecch. cranfield. ac.uk

Центр был основан в 1973 году усилиями преподавателей англий­ского университета Крэнфилд и Высшей школы Бабсон, Массачусетс, США. В настоящее время его членами являются 325 учебных заведе­ний по всему миру. Целью центра является создание базы кейсов, ока­зание помощи преподавателям в написании и издании кейсов, а также обмен кейсами между преподавателями различных университетов. Центр является крупнейшим источником кейсов в мире.

Международный центр учебных материалов. (Россия)

www.cases.ru

Международный центр учебных материалов (МЦУМ) — негосударст­венный образовательный фонд, учрежденный Национальным фондом подготовки финансовых и управленческих кадров, ставит перед собой задачу создания базы кейсов, а также разработки эффективной системы их распространения и использования в учебном процессе. Центр актив­но привлекает авторов кейсов к сотрудничеству и проводит многочис­ленные конференции и семинары, посвященные этой тематике.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.