Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуационный анализ государственного управления в европейской традиции






Европейское образование традиционно отличается от американ­ских аналогов. Такое положение обуславливается, в первую очередь, историческими предпосылками, поскольку для «Старого света» харак­терна довольно жесткая модель образования, основанная на многове­ковых традициях. Кроме того, имеет место и противопоставление об­разовательных методик, степени фундаментальности знания.

Тем не менее, можно говорить о том, что европейские университе­ты и бизнес-школы охотно заимствуют некоторые элементы типично­го для США образовательного метода.

На сегодняшний день метод «кейс-стади» стал общепринятым как в практике обучения общим управленческим дисциплинам, так и госу­дарственному управлению. Следует, однако, отметить, что в рамках последнего методика «кейс-стади» используется в меньшей степени, поскольку эта область знаний, в отличие от бизнес-управления, всегда была одной из самых почитаемых в Европе, где традиции государст­венного управления крайне сильны, а, следовательно, причин для за­имствования иностранных наработок в этой области не было.

Как образовательный метод, «кейс-стади» применяется наравне с базовой теоретической подготовкой, и это во многом определяет осо­бенность европейского ситуационного анализа, поскольку можно го­ворить о том, что традиционная теоретическая школа оказывает суще­ственное влияние как на применение ситуационного анализа, так и на содержательную сторону кейсов.

Как уже отмечалось ранее, ситуационный анализ более распростра­нен в бизнес-управлении, поэтому для крупных вузов и университетов Европы эта методика менее характерна, чем, скажем, для бизнес-школ. Так, например, одним из наиболее престижных мировых «про­изводителей» кейсов является французская бизнес-школа INSEAD. Ситуационный анализ стал значительной частью образовательного процесса и в известной сети французских институтов Sciences Politiques (Институтах политических наук), хотя, согласно оценкам многих ис­следователей, в последние годы в Sciences Politiques произошла смена традиционных образовательных парадигм, и бизнес-дисциплины те­перь играют во многом даже большую роль, чем классические для это­го вуза политические науки.

Основная идея ситуационного анализа заключается в изучении не­коего практического примера и последующем групповом обсуждении возможных вариантов решения. Этот подход справедлив и в отноше­нии европейских кейсов, однако определенные особенности европей­ского образования и, в частности, специфика преподавания государст­венного управления позволяют сделать вывод о существовании европейского вида ситуационного анализа. Что же отличает европейский кейс?

Во-первых, несмотря на то что основной целью применения ситуа­ционного анализа в учебном процессе считается развитие практичес­ких навыков и знаний студентов, европейские кейсы содержат много теоретической информации.

Так, с одной стороны, для европейского образования характерно наличие большого объема теоретических знаний как самостоятельно­го звена процесса обучения, и именно на теории, как правило, сосре­доточены основные усилия преподавания.

С другой стороны, сам по себе кейс используется лишь для закреп­ления теоретического материала, основывается на нем, а зачастую и просто повторяет некоторые положения теоретических моделей. Кро­ме того, европейские кейсы не предполагают однозначных ответов, которые бы студенты могли потом применять на практике. Европей­ский ситуационный анализ — это способ восприятия учебного матери­ала, структурирования информации. Основной упор здесь делается именно на аналитической стороне, и, как уже отмечалось, необходимо серьезное теоретическое обоснование кейса.

Важно также отметить, что изучение кейсов в европейской тради­ции практически не имеет ничего общего с так называемыми «best practices» или изучением наилучших (наиболее успешных) примеров, причем, как правило, с использованием известных фигурантов.

Европейский кейс представляет собой совокупность различных до­кументов и информации, умение анализировать которую и позволяет в дальнейшем принимать политические решения, причем масштаб этих решений может быть самым различным.

Другое важное отличие европейского ситуационного анализа — это форма подачи материала. Европейский кейс практически никогда не имеет вида ролевой игры или небольшой зарисовки некой жизненной ситуации. Примечателен тот факт, что европейский кейс очень часто называют также досье или дело, и это во многом объясняет сущность различия. Кейс здесь приобретает характер «ситуативности» за счет то­го, что государственных чиновников готовят к будущему ведению дел и принятию решения на основании не структурированной, а реально имеющейся информации.

Европейский кейс максимально приближен к реальной деятельно­сти, и, как правило, искусственное моделирование используется в со­здании кейса крайне редко.

Различие по форме и принципам ситуационного анализа определя­ет и несколько иную структуру кейса по сравнению с американскими аналогами.

Так, основываясь на исследовании многих европейских кейсов, можно выделить их «традиционные» составляющие:

географическая, данные или сведения, носящие профессиональный характер и относящиеся к сфере географических характеристик ис­следуемого объекта;

историческая, информация о предпосылках развития той или иной жизненной ситуации, наличии определенных политических уста­новок, характерных для некоего объекта или региона;

экономическая, всевозможные расчеты и исследования экономиче­ской целесообразности тех или иных действий;

юридическая, необходимые требования законодательства в отноше­нии исследуемого вопроса, причем авторы многих европейских кей­сов подчеркивают региональную специфику права и, как правило, обращают внимание читателей и студентов на уникальность реше­ния по кейсу (как противопоставление универсальному решению);

теоретическая, приведение максимального количества реле­вантных теорий, которые также могут быть полезны при приня­тии решений;

прочее, то есть любая относящаяся к ситуации информация, на ос­новании которой можно сделать дополнительные выводы, как, на­пример, техническая информация (если это необходимо), примеры из предыдущей практики и т.д.

Столь подробные характеристики ситуации не могут не оказывать влияния и на размер кейса. Так, европейские кейсы внешне очень ча­сто напоминают как раз «толстые» дела, в то время как средний объем американских кейсов, как правило, не превышает восьми-десяти
страниц. '..

Еще одной существенной характеристикой ситуационного анализа является его проблематика. В этой связи можно отметить, что евро­пейский кейс также имеет свою специфику. Так, одной из основных тем большинства кейсов является вопрос экологической безопасности и охраны окружающей среды с точки зрения государственного управ­ления, что отличает европейский ситуационный анализ от его амери­канских аналогов, которые, как правило, акцентируют внимание на проблематике справедливости и экономической целесообразности, а также на конфликтной специфике. Вообще, следует отдельно под­черкнуть, что управление конфликтом для европейского ситуацион­ного анализа, в частности, и государственного управления, в целом, — это тема, к которой обращаются крайне редко. Как правило, управле­ние конфликтами относят к прерогативе различных дипломатических дисциплин, а также к различным курсам по международным отноше­ниям. Тем не менее, вполне оправданным будет вывод о том, что тема­тика конфликтов, особенно, межнациональных и международных, имеет большие перспективы развития в европейском государственном управлении.

В целом, если рассматривать перспективы ситуационного анализа в европейской школе государственного управления, можно прогнозировать постепенное стирание существующих различий, поскольку процесс сближения национальных методик обучения не может не оказывать влияния на все дисциплины и специализации независимо от степени развитости и образовательных приоритетов того или иного государства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.