Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моралите






Сцена из моралите «О злом богаче и прокаженном» XV век

Реформационное движение утверждает принцип «личного об­щения с богом», принцип личной добродетели. В руках бюргер­ства мораль становится оружием и против феодалов, и против недовольства городских масс. Стремление придать святость буржуазному мировоззрению рождает театр моралите. Он выра­стает из мистерии, в которых нравоучительная дидактика за­ключалась в религиозные формы. Моралите освобождает поуче­ние от церковных сюжетов, делает морализацию своей един­ственной целью В пьесах действуют аллегорические персонажи, каждый из которых олицетворяет человеческие пороки и добро­детели, стихии природы церковные понятия Эги персонажи лишены индивид\альных характеров, и даже реальные вещи в их руках превращаются в символы: Надежда, например, по­являлась с якорем в руках, Себялюбие поминутно гляделось в зеркало и г п. Столкновения героев строились соотвегственно борьбе двух начал- добра и зла, духа и тела Этот конфликт чаще всего изображался в виде противопоставления двух фи­гур, персонажей, олицетворяющих собой доброе и злое начала, возлсйс1вующие на человека

ФАРС

Площадной плебейский фарс выделяется в самостоятельный театральный жанр со второй полозины XV в. Однако он про­ходит долгий скрытый путь развития, будучи заключен в ткань мистериальных представлений. Само название фарса происхо­дит от латинского farsa (начинка) И действительно, устроители мистерий сплошь и рядом писали «Здесь вставить фарс». Но истоки фарса уходят неизмеримо глубже — в представления гистрионов и в карнавальные масленичные игры Рассказы ги-стрионов определили в общих чертах тематику и диалоги фарса, карнавальные шествия — его действенную игровую природу и массовый характер. В мистерии же фарс окреп — сформиро­вался как сценический жанр С самого начала в фарсе отчетливо стали различаться мотивы социальной критики, направленной не только против феодалов, но и против бюргере та, которые сыграли огромную роль в рождении фарса. Особый тип фарсо­вых представлений составляли пародии на церковную службу

Веселые масленичные представления и народные спектакли дают начало организациям «дурацких корпораций» — объеди­нениям мелких судейских чиновников, разнообразной городской богемы школяров, семинаристов. В XV в. шутовские общества распространяются по всей Европе. В Париже были четыре боль­шие организации и регулярно устраивались смотры парады их фарсовых представлений. В этих парадах осмеивались выступле­ния епископов, словопрения судей, въезды королей в город. В ответ на это светские и церковные власти преследуют фарсеров, изгоняют их из городов, бросают в тюрьмы. Кроме пародий, фарсеры разыгрывали сатирические сценки-coти (sotie — глу­пость). В этом жанре выступали не бытовые персонажи, а шуты, дураки (Тщеславный дурак-солдат, Дурак-обманщик, Клерк-взяточник и т. д). В соти непосредственно использовался опыт аллегорий моралите, давалась обобщенная картина действительности. Расцвет жанра соти — это рубеж XV—XVI вв.,

 

ФАРС

Фарс как самостоятельная жанровая форма средневеков мы заявляет о себе лишь со второй половины XV века О этого фарсовые сценки долгое время существовали в составе териального театрального действия в качестве вставных интерм Отсюда и название фарса - оно происходит от слова «фар есть начинка для пирога из рубленого мяса, приправленного пря­ностями. Героями фарса являются обобщенные типы, обычно не имеющие имен и названные по признакам их профессии или во раста и пола.

«Адвокат Патлен» — один из популярных фарсов, в нем расска­зывается о разорившемся юристе, который обманывает торговца сукном, учит обману пастуха и оказывается обманутым своим же учеником.

В пьесе «О чане» представлены весьма типичные для вой смеховой культуры персонажи, строптивая и капризная; теща, желающая властвовать в доме, и попавший к ним в ное подчинение муж; благодаря счастливой случайности м ходит способ избавиться от рабства, в котором его держали щины.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.