Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Театр Средних Веков.






 

ГИСТРИОНЫ

В XI в. жизнь феодальной Европы оживляется: натуральное хозяйство уступает место товарно-денежному, ремесла отде­ляются от сельского хозяйства. Рост городов определяет переход от раннего средневековья к развитому феодализму.

С развитием торговли усиливается тяготение деревни к го­роду. Спасаясь от бесчеловечной эксплуатации феодалов, кре­стьяне в поисках лучшей жизни идут в города. Вместе с этими предприимчивыми людьми в город часто переселяются и дере­венские затейники. Процесс разделения груда захватывает и

этих вчерашних сельских острословов и плясунов, они стано­вятся профессиональными забавниками — гистрионами. Во Франции их называют жонглерами, в Германии — шпильмана­ми, в Польше — франтами, в Болгарии — кукерами, в России — скоморохами. С XII в. их количество исчисляется сотнями и ты­сячами. Они окончательно отрываются от деревни, — источником их творчества становится жизнь средневекового города, шум­ные ярмарки, сутолока городской улицы. Их искусство вначале отличает синкретизм: каждый и поет, и танцует, и сказывает сказки, и играет на музыкальном инструменте, и проделывает еще десятки других забавных вещей. Но постепенно происходит расслоение массы гистрионов по отраслям творчества, по типу аудитории, к которой они чаще всего обращаются. Современ­ники различали искусство комиков-буффонов, близкое к цирко­вому, искусство рассказчиков, певцов и музыкантов-жояс? ле/юв и, наконец, особо выделяли творчество сочинителей и исполни­телей стихов, баллад и танцевальных песен — трубадуров, на­зывая их людьми, «умеющими нравиться знатным».

Такое различие отчасти справедливо (ибо выражает классо­вое различие в среде гистрионов, многие из которых поступают

на службу к феодалам), отчасти же притянуто (ибо все они, пусть в разной степени, выражают мирской свободолюбивый дух средневекового города). Ведь порой искусство трубадуров не уступало по силе критики феодальных законов насмешкам буф­фонов — развлекателей народа.

Выросшее из сельских обрядовых игр, впитавшее в себя бунтарское настроение городских низов, искусство гистрионов подвергалось гонениям и преследованиям церковников и коро­лей. Но никто, даже сами епископы и самодержцы не могли устоять против соблазна увидеть веселые, жизнерадостные вы­ступления [истрионов.

Гнстрионы объединялись в союзы, из которых создавались впоследствии кружки актеров-любителей. Под их непосредствен­ным влиянием ширится волна самодеятельного театра XIV— XV вв. Отдельные мастера продолжают выступать во дворцах феодалов, участвуют в представлениях мистерий (например, в ролях чертей). Гистрионы накопили элементы актерского искус­ства и сделали первые попытки изобразить человеческие типы. Они подготовили рождение фарсовых актеров и светской дра­матургии, ненадолго расцветшей во Франции в XIII в.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.