Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеологическое многообразие и политический плюрализм в РФ






Идеологическое многообразие и политический плюрализм в РФ. Закрепляя, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 2 ст. 13), Конституция РФ вместе с тем признает политическое многообразие, многопартий­ность и равноправие общественных объединений (ч. 3 и 4 ст. 13). В то же время она запрещает создание и деятельность общественных объ­единений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных форми­рований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиоз­ной розни (ч. 5 ст. 13). Данные конституционные установления направ­лены как против монополии одной партии или привилегированного положения какой-либо одной или нескольких организаций, что особен­но важно в свете нашего негативного политического опыта прошлого, так и против таких общественных объединений, которые преследуют явно антидемократические, антиобщественные, антиконституционные цели, чаще всего осуждаемые и мировым сообществом.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» (май 1995г.)* определяет эти объединения как «добровольное, самоуправ­ляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализа­ции общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Согласно этому закону организационно-правовыми формами таких объединений могут быть: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган об­щественной самодеятельности. Отмеченные выше положения Консти­туции РФ конкретизируются и развиваются и в других принятых позд­нее федеральных законах, например, в законах «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (август 1995 г.), «О некоммерческих организациях» (январь 1996), «О профессиональ­ных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (январь 1996 г.) и др.

 

* СЗ РФ 1995. № 21. Ст. 1930.

 

Общественные объединения могут носить различный характер: по­литический, социально-экономический, социокультурный, религиоз­ный и др. Политические общественные объединения — это прежде всего политические партии, их союзы, блоки и иные объединения. По­литическую деятельность могут вести и профсоюзы при условии вклю­чения соответствующих целей в их устав. К числу общественных объ­единений должны быть отнесены и разнообразные молодежные и дет­ские объединения. Особое место среди общественных объединений у нас занимает казачество, их организации как своеобразная форма мест­ного самоуправления, отражающая историческую традицию страны. Создание общественных объединений не нуждается в получении пред­варительного разрешения от государства, которое не вправе ограничи­вать законные цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю правомерную деятельность. Они самостоятельно раз­рабатывают свои уставы и только затем регистрируют их в Министер­стве юстиции РФ и его органах. Это министерство контролирует закон­ность целей и задач общественных объединений, а финансовые орга­ны — источники их доходов.

Вместе с тем Конституция РФ и иное российское законодательст­во, как и конституции других демократических стран и международно-правовые документы, о которых говорилось выше, ставят и определен­ные ограничения, преграды для организации и деятельности общест­венных объединений определенного толка, о чем говорится в ч. 5 ст. 13 этой Конституции. Имея в виду понимание положения этой статьи о «разжигании социальной розни», указанный Закон «Об общественных объединениях» разъяснил, в частности, что «включение в учредитель­ные и программные документы общественных объединений положе­ний о защите идей социальной справедливости не может рассматри­ваться как разжигание социальной розни» (ст. 16). Вообще же ликви­дация общественного объединения и запрет его деятельности в РФ возможны только на основе решения суда и лишь в двух случаях: а) в результате нарушения приведенной выше ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, иных уголовно наказуемых деяний; б) повторного в течение года совер­шения действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушений закона.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.