Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Убеждение как предмет теории аргументации






Логика интересна, конечно, и сама по себе, как чистая теория. Но тот, кто намеревается получить от изучения этой науки и практическую пользу, должен научиться связывать логику и теорию аргументации, применять логические законы и операции в процессе общения.

Логическая культура, являющаяся важной составной частью общей культуры человека, включает многие компоненты. Но наиболее важным из них, соединяющим, как в оптическом фокусе, все другие компоненты, является умение рассуждать обоснованно.

Требование обоснованности знания обычно называют «принципом достаточного основания». Иногда утверждается, что впервые данный принцип сформулировал немецкий философ и логик Г. Лейбниц. Это неточное утверждение, поскольку требование обоснованности знания в достаточно ясной форме высказывалось еще Платоном и Аристотелем, хотя и не получило в древности собственного имени.

Обоснование утвержденияпроцедура приведения тех убедительных или достаточных оснований (аргументов), в силу которых обосновываемое утверждение должно быть принято.

Теория аргументации – комплексная дисциплина, исследующая многообразные способы убеждения слушателя (аудитории) с помощью речевого воздействия.

Теория аргументации анализирует и объясняет скрытые механизмы «незаметного искусства» речевого воздействия в рамках самых разных коммуникативных систем – от научных и судебных доказательств до политической пропаганды, художественного языка и торговой рекламы.

Влиять на убеждения слушателей или зрителей можно не только посредством речи, словесно выраженных доводов, но и многими Другими способами: жестом, мимикой и т.п. Даже молчание в определенных случаях оказывается достаточно веским аргументом. Эти спосо-

бы воздействия на убеждения изучаются психологией, теорией искусства и др., но не затрагиваются теорией аргументации.

Кроме того, на убеждения можно воздействовать насилием, гипнозом, внушением, подсознательной стимуляцией, лекарственными средствами, наркотиками и т.п. Этими методами воздействия также занимается психология, но они явно выходят за рамки даже широко трактуемой теории аргументации.

Аргументация – это приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны (аудитории).

Довод, или аргумент, представляет собой одно или несколько связанных между собой утверждений. Довод предназначается для поддержки тезиса аргументации – утверждения, которое аргументирующая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений.

Словом «аргументация» часто называют не только процедуру приведения аргументов в поддержку какого-то положения, но и саму совокупность таких аргументов.

«Аргументация, – пишет американский специалист в области теории убеждения Г. Джонстон, – есть всепроникающая черта человеческой жизни. Это не означает, что нет случаев, когда человек поддается гипнозу, подсознательной стимуляции, наркотикам, " промыванию мозгов" и физической силе, и что нет случаев, в которых он может должным образом контролировать действия и взгляды людей средствами иными, чем аргументация. Однако только тот человек, которого можно назвать бесчеловечным, будет получать удовольствие от воздействия на поведение других людей лишь неаргументационными средствами, и только идиот будет охотно подчиняться ему. Мы даже не властвуем над людьми, когда мы только манипулируем ими. Мы можем властвовать над людьми, только рассматривая их как людей».

Аргументация представляет собой речевое действие, включающее систему утверждений, предназначенных для обоснования или опровержения какого-то мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека, который способен, рассудив, принять или отвергнуть это мнение.

Таким образом, аргументации характерны следующие черты:

– аргументация всегда выражена языком, имеет форму произнесенных или написанных утверждений; теория аргументации исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи, мотивы и т.п., которые стоят за ними;

– аргументация является целенаправленной деятельностью: она имеет своей задачей изменение, усиление или ослабление чьих-то убеждений;

– аргументация – это социальная деятельность, поскольку она направлена на другого человека или других людей, предполагает диалоги активную реакцию другой стороны на приводимые доводы;

– аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.

Убеждение изучается многими науками: психологией, логикой, лингвистикой, философией, теорией социальной коммуникации и др. Особое место среди них занимает теория аргументации, систематизирующая и обобщающая то, что говорят об убеждении другие дисциплины, отвечающая на вопросы о способах обоснования и опровержения убеждений, о зависимости этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы, о своеобразии обоснования в разных областях мышления и деятельности – от естественных и гуманитарных наук до идеологии, пропаганды и искусства и др.

Убеждение представляет собой веру в то, что определенное высказывание (положение) должно быть принято в силу имеющихся оснований.

Предметом убеждения может быть не только отдельное высказывание, но и целостная система высказываний: сообщение о каких-то событиях, доказательство, концепция, теория и т.п.

Убеждение не совпадает ни с истиной, ни с верой, лишенной сколько-нибудь отчетливых оснований («слепой верой»). Когда утверждение истинно, описываемая им ситуация реально существует. Но если утверждениепредставляет собой чье-то убеждение, это не означает, что ему что-то соответствует в действительности. В отличие от чистой веры, способной служить основанием самой себя, убеждение предполагает определенное основание. Последнее может быть слабым, фантастическим или даже внутренне противоречивым, но тем не менее оно должно существовать.

Отношения между знанием, убеждением и верой можно представить так: знание убеждение вера нейтральность неверие сомнение заблуждение

Рис. 12

Убеждение представляет собой, таким образом, веру, имеющую под собой определенные основания. Оно расположено между знанием и чистой или, как чаще говорят, слепой верой, не предполагающей ни-

каких оснований. Нейтральность – это отсутствие веры или неверия по поводу того или иного факта или события. Все то, над чем мы вообще не задумываемся и отношение к чему остается неясным или неинтересным для нас, является нейтральным.

Противоположностью знания является заблуждение. Противоположность убеждения – сомнение, противоположность веры – неверие.

Истина и добро могут быть промежуточными целями аргументации, но конечная ее задача – убедить аудиторию в справедливости предлагаемого ее вниманию положения, склонить ее к принятию этого положения и, возможно, к действию, предполагаемому им. Это означает, что противопоставления истина – ложь и добро – зло, важные для других областей знания, не являются ключевыми ни в аргументации, ни соответственно в ее теории. Аргументы могут приводиться не только в поддержку тезисов, представляющихся истинными, но и в поддержку заведомо ложных или неопределенных тезисов. Аргументированно могут отстаиваться не только добро и справедливость, но и то, что кажется или впоследствии окажется злом.

Основания принятия высказывания могут быть очень разными. Одни высказывания принимаются, поскольку кажутся верными описаниями реального положения дел, другие – в качестве полезных советов, третьи – в качестве эффективных оценок или норм и т.д. Невозможно создать полный перечень оснований принятия высказываний или их групп. Нет также какой-либо, даже предварительной, классификации таких оснований. Убеждения людей, т.е. их верования, имеющие известные основания, столь же многообразны и изменчивы, как и сама человеческая жизнь, в ткань которой они всегда вплетены.

Вместе с тем существуют определенные приемы, позволяющие с той или иной вероятностью побудить человека принять одни утверждения и отвергнуть другие. Изучением этих приемов, или способов, убеждения и занимается теория аргументации.

В числе таких хорошо известных приемов – ссылка на эмпирические данные, существующее логическое доказательство, определенные методологические соображения, оправдавшую себя временем традицию, особо проницательную интуицию или искреннюю веру, здравый смысл или вкус, причинную связь или связь цели и средства и т.д.

Теория аргументации не занимается выяснением того, почему те или иные люди или группы людей разделяют какие-то конкретные – разумные или, напротив, нелепые – верования. Ее задача – исследовать и систематизировать приемы, или способы, рассуждения, с помощью которых можно попытаться убедить отдельного человека или

группу людей в необходимости или целесообразности принятия каких-то утверждений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.