Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Культура.






Логические задания и вопросы.

1. В связи с чем, возникли два подхода к изучению культуры: оптимистический и пессимистический? Насколько, по-вашему, правы пессимисты?

2. Как следует понимать системный характер культуры?

3. Какие из функций культуры наиболее востребованы в обществе и почему?

4. Что общего существует в разнообразном мире культурных явлений, что их объединяет? Назовите причины культурной общности народов.

5. Что такое культурные универсалии?

6. Чем вызвана культурная дифференциация?

7. Определите критерии классификации культур.

8. Каковы формы проявления культуры в жизни человека?

9. Определите содержание термина «массовая культура». В чем проявляются ее позитивные и негативные стороны?

10. Объясните, почему в условиях роста уровня образования в обществе интерес к элитарной культуре не возрастает, а падает?

11. Чем обусловлены изменения в культуре?

12. Что является движущей силой культурного прогресса?

13. Каковы элементы механизма культурных изменений?

14. Что такое инновации в культуре и каковы их разновидности?

15. Какой вид культурных инноваций доминирует в российском обществе на современном этапе?

16. Каким образом происходит трансляция культурных инноваций?

17. Что такое инкультурация, аккультурация, ассимиляция?

18. Что такое этноцентризм, ксенофобия культурный релятивизм, групповая идентичность?

19. Чем вызвана селективность в культурном заимствовании?

20. Как вы считаете, существует ли селективность в современном культурном процессе в России?

21. Что такое культурный конфликт и каковы его формы?

22. Проявляется ли культурный конфликт в современном российском обществе? Если да, то в какой (их) форме (ах)? Аргументируйте свой ответ.

23. Приведите примеры культурной трансмиссии.

24. Как вы считаете, чего больше в современной культуре России – единства или культурных различий? Аргументируйте свой ответ.

25. Что такое «разрыв культурной цепи»? Имеет ли он место в современном российском обществе?

26. Что такое диверсификация культуры? Каковы позитивные и негативные стороны данного явления?

Тема 7. Личность.

Вопросы и логические задания.

1. В чем проявляется двойственная природа человека?

2. Существует ли, на ваш взгляд, связь между физическими чертами и типом поведения человека? Аргументируйте свой ответ.

3. Определите особенности человеческой природы, которые с одной стороны отражают природную ущербность человека, но с другой в комплексе являются предпосылками социальной жизни.

4. Сравните биологическую и социальную жизнь по основным показателям.

5. В чем заключаются плюсы и минусы социологических концепций личности?

6. Чем обусловлены предсказуемость и непредсказуемость в поведении человека?

7. Приведите аргументы в пользу социальной сущности личности.

8. Раскройте содержание структурных элементов самосознания личности.

9. Может ли стать личностью «феральный» человек? Аргументируйте свой ответ.

10. Определите содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуум», «личность».

11. Как по вашему, в чем заключается смысл бытия человека?

12. Раскройте содержание основных социальных функций сознания.

13. В какой степени правы экзистенциалисты, утверждая, что «существование определяет сущность» человека?

14. Сравните некоторые характеристики человека применительно к различным общественным дисциплинам:

 

Экономический аспект Социологический аспект Политологический аспект
Человек независим   Человек является историческим существом, Человек есть общественное существо,
Человек эгоистичен.   Человек альтруистичен.   Человек верит в авторитеты
Человек рационален   Человек иррационален.   Человек – эмоциональное существо
Человек информирован.     Человек – существо подверженное манипуляции.

Поясните обозначенные характеристики.

 

15. Насколько обоснованы, на ваш взгляд, утверждения психоаналитиков об инстинктивной природе поведения личности? Аргументируйте свой ответ.

16. Что позволяет объяснить в поведении личности феномен «коллективного бессознательного» К.Юнга?

17. Почему, согласно концепции Э.Фромма, поведение животного более безошибочно в отличие от поведения человека?

18. Насколько обоснована концепция бихевиоризма в объяснении механизмов человеческих поступков?

19. Какие факторы, на ваш взгляд, влияли на изменение целей и смыслов жизни человека на протяжении истории?

20. Сформулируйте собственное представление о цели и смысле жизни, опираясь на научные концепции.

21. Определите содержание факторов, определяющих развитие личности:

 

Факторы Содержание
Биогенетические задатки  
Социальные факторы  
Психосоциальные качества  

 

22. Чем детерминирован процесс социализации личности?

23. В чем состоит главное назначение процесса социализации?

24. Определите необходимые условия для успешного протекания процесса социализации.

25. Какой из теоретических подходов З.Фрейда, Э.Эриксона, Л.Кольберга наиболее полно, на ваш взгляд, объясняет процесс социализации? Почему?

26. Как вы считаете, какие этапы социализации наиболее значимы для развития личности? Аргументируйте свой ответ.

27. Определите, какие агенты социализации оказывают наибольшее влияние на данный процесс в рамках первичной и вторичной социализации? Аргументируйте свой ответ.

28. Австрийский психиатр З.Фрейд считал, что как только человек рождается, то он сразу же попадает в социокультурную клетку, то есть в систему норм, правил и ценностей, т.е. согласно подходу З.Фрейда, социализация представляет собой процесс постоянного обуздания инстинктов человека. Насколько правомерен, на ваш взгляд, подобный подход?







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.