Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 44. Как приучать к разумной дисциплине






[244] Просите Господа прийти и взять управление в Свои руки. - Добивайтесь послушания в семье, но, делая это, ищите Господа вместе с вашими детьми, просите Его прийти и руководить вами. Ваши дети могут сделать что-либо, требующее наказания, но если вы поступите с ними в духе Христа, их руки обовьются вокруг вашей шеи, они смирятся перед Господом и признают свою вину. Этого достаточно. Наказания не требуется. Поблагодарим Господа за то, что Он открыл путь, которым мы можем достичь каждой души1.

Если ваши дети проявили непослушание, их следует наказать... Прежде чем приступить к наказанию, уединитесь, попросите Господа смягчить и покорить сердца ваших детей и дать вам мудрость правильно поступить в конкретном случае. Я не знаю ни единого случая, когда бы этот метод подвел. Вы не поможете ребенку понять духовное, если сердце кипит гневом2.

Наставляйте детей терпеливо. - Господь хочет, чтобы сердца малышей с самого детства были отданы Ему на служение. Хотя они слишком юны, чтобы рассуждать, делайте все лучшее с вашей стороны, направляя их мысли по верному пути. И когда дети подрастут, научите их словом и личным примером, что вы не будете потворствовать их недобрым желаниям.

Наставляйте детей терпеливо. Иногда их следует наказывать, но никогда не делайте этого так, чтобы они почувствовали, что их наказывают в гневе. Таким путем вы только натворите больше зла. Многих нежелательных разногласий [245] в семье можно было бы избежать, если бы родители повиновались совету Господа в воспитании своих детей3.

Родители должны быть покорны Божьей дисциплине. - Матери, как бы сильно ни раздражали вас дети своим незнанием, не теряйте терпения. Учите их с надеждой и любовью. Будьте тверды с ними. Не позволяйте сатане взять их под свой контроль. Наказывайте детей только тогда, когда вы сими покоряетесь Божьей дисциплине. Христос одержит победу в жизни ваших детей, если вы научитесь от Того, Кто кроток, смирен, чист и непорочен4.

Но если вы попытаетесь управлять семьей, не проявляя самообладания, бессистемно, не думая и не молясь, вам наверняка придется пожать горькие последствия5.

Никогда не исправляйте ваших детей в гневе. - Вы должны исправлять ваших детей в любви. Не позволяйте им своевольничать, не дожидайтесь, пока вы выйдете из себя и накажите их.

Такое поведение только способствует злу, а не исправляет его6.

Проявлять раздражение к ошибшемуся ребенку - значит увеличивать зло. Подобное отношение вызывает в ребенке худшие страсти и побуждает его чувствовать, что вы о нем не заботитесь. Он говорит сам себе, что вы не поступили бы с ним так, если бы по-настоящему заботились о нем.

Неужели вы думаете, что Бог не обращает внимания на то, как вы обращаетесь с детьми? Он знает, какими благословенными могли бы быть результаты, если бы, исправляя, вы стремились приобрести, а не оттолкнуть...

Я умоляю вас: не исправляйте ваших детей в гневе. В наше время, как ни в какое другое, вы должны проявлять смирение, терпение и молиться. Сейчас как раз время преклонить колени с детьми и [246] просить у Господа прощения. Добротой и любовью стремитесь привлечь их к Христу, и вы увидите, что вам помогает сверхъестественная сила7.

Когда вам требуется исправлять своих детей, не повышайте голоса... Не теряйте самообладания. Мать или отец, которые, исправляя ребенка, дают выход своему гневу, более виновны, чем ребенок8.

Брань и раздражение никогда не помогают. - Резкие, злые слова не посылает небо. Брань и раздражение никогда не помогают. Напротив, они вызывают худшие страсти в человеческом сердце. Когда ваши дети делают зло, наполняются духом открытого неповиновения, а вы искушены говорить и действовать грубо, подождите, прежде чем исправлять их. Дайте детям возможность подумать, а ваша вспыльчивость пусть остынет.

Если вы с добротой и нежностью будете обращаться со своими детьми, то все вместе получите от Господа благословение. Подумайте, пожалеет ли кто-нибудь в день Божьего суда о том, что он был терпелив и добр со своими детьми? 9

Нервозность не оправдывает вспыльчивость. - Иногда родители оправдывают свое неправильное поведение тем, что плохо себя чувствуют. Они нервничают, им кажется, что они не смогут быть спокойными, терпеливыми и выдержанными. Думая так, они обманывают себя и радуют сатану, который торжествует, видя, что родители не считают благодать Божью достаточной для преодоления своих природных немощей и недостатков. Родители могут и должны в любое время владеть собой. Этого требует от них Бог10.

Иногда утомленные работой или угнетенные заботами родители не в состоянии оставаться спокойными и не проявляют терпения; это не приятно Богу и омрачает семью. Родители, если вы чувствуете [247] раздражение, постарайтесь не отравлять всю семью раздражительностью, ибо это большой грех. В таких случаях следите за собой с двойным вниманием и решите для себя, что ваши уста произнесут только ободряющие, приятные слова. Проявляя таким образом самообладание, вы станете сильнее. Ваша нервная система не будет столь чувствительной... Иисус знает наши немощи. Он Сам испытал все, кроме греха, поэтому Он приготовил для нас путь в соответствии с нашими силами и способностями.

Иногда кажется, что все в семье идет наперекосяк. Со всех сторон слышны раздражительные слова, все кажутся жалкими и несчастными. Родители возлагают вину на своих неразумных детей и думают, что они непослушны, недисциплинированны, что они вообще самые плохие дети на свете, в то время как причина беспокойства заключается в них самих. Бог требует от родителей самообладания. Отцы и матери должны сознавать, что, становясь нетерпеливыми и раздражительными, они заставляют страдать окружающих. На детей влияет проявляемый родителями дух, и если они в свою очередь поступают так же, зло возрастает".

Иногда сила заключена в молчании. - Тому, кому хочется управлять другими, хорошо бы вначале научиться контролировать самого себя... Родителю или учителю, который выходит из себя и готов произнести неразумные слова, лучше помолчать. В молчании таится удивительная сила12.

Дайте несколько повелений, а затем требуйте послушания. - Матери должны быть осторожными и не предъявлять ненужных требований, лишь бы только показать перед другими свою власть. Дайте несколько указаний, а затем проследите, чтобы они выполнялись13.

Воспитывая детей, не освобождайте их от выполнения заданий. Не позволяйте себе увлечься чем-то другим и забыть о своем поручении. Не уставайте [248] в своей заботе о детях из-за того, что ваши дети забывают ваши повеления и делают то, что вы запретили им делать14.

Давая указания, стремитесь к высшему благу своих детей, а затем проверьте, чтобы эти повеления были выполнены. Вы должны быть непоколебимы в своих усилиях и решимости, но при пол ном подчинении Духу Христа15.

Обращение с нерадивым ребенком. - Если вы попросите своего ребенка что-нибудь сделать, а он согласился и не сделал обещанного, вам не следует оставлять это дело без внимания. Вы должны призвать ребенка к ответу за нерадение. Если его поступок окажется незамеченным вами, вы поощрите в нем привычку быть небрежным и недобросовестным. Бог дал каждому ребенку поручение. Дети должны повиноваться своим родителям. Они должны помогать нести семейное бремя и брать на себя ответственность в доме. Когда же они пренебрегают предназначенной для них работой, их следует привлекать к ответственности и требовать исполнить повеление16.

Плоды поспешной, нерегулярной дисциплины. - Когда дети сделали зло, они сами убеждены в своем грехе и чувствуют боль и унижение. Если бранить их за недостатки, это скорее всего сделает их упорными и скрытными. Подобно неуправляемым жеребцам, они, видимо, решили причинять людям неприятности, и ругань в данном случае не принесет им никакой пользы. Родители должны направить мысли детей по другому руслу.

Но затруднение состоит в том, что родители не едины в принципах воспитания и поступают больше под влиянием порыва, чем на основании методики. Они выходят из себя и не подают детям христианского примера поведения. Вчера они оставили без внимания оплошности своих детей, а сегодня [249] не проявили терпения и самообладания. Они не следуют путем Господним и не творят суд и правду. Часто родители более виновны, чем их дети.

Одни дети вскоре забудут обиду, нанесенную им отцом или матерью, а другие с иной психикой не смогут забыть сурового, неразумного, а главное, незаслуженного наказания. Их душе была причинена боль, а ум сбит с толку. Мать упустила возможность привить ребенку правильные принципы, потому что она не сохранила самообладания и не проявила благоразумия ни в поведении, ни в словах17.

Будьте спокойны, свободны от раздражения, чтобы дети видели, что вы любите их, хотя и наказываете18.

Иногда стимул лучше, чем наказание. - Я была так глубоко заинтересована этой работой, что принимала на воспитание детей с целью воздействовать на них правильными методами. Вместо того, чтобы наказывать их, когда они делали зло, я предлагала им стимулы, чтобы делать добро. У одной девочки была привычка ложиться на пол, если ей не позволяли делать по-своему. Я сказала ей: " Если сегодня ты сдержишься и не упадешь на пол, мы с дядей Уайт возьмем тебя на прогулку в коляске и проведем замечательный день за городом. Но если ты снова сделаешь это, то не получишь удовольствия". Таким образом я трудилась для этих детей и теперь чувствую благодарность за возможность совершать эту работу19.

Боритесь со злом немедленно, мудро и твердо. - Непослушание надо наказывать, злые дела исправлять. Родители и учителя обязаны увидеть [250] грех, укоренившийся в сердце ребенка, и преодолеть его. Зло необходимо пресекать немедленно, твердо и решительно, но с рассуждением. Нужно тщательно разобраться с ненавистью к ограничениям, с любовью к потаканию своим желаниям, с безразличием к духовным истинам. Если не искоренить зла, душа будет потеряна. И, более того, кто отдается под руководство сатаны, тот будет постоянно стремиться соблазнить других. С раннего возраста мы должны стремиться искоренить в детях дух мира20.

Иногда необходима розга. - Мать может спросить: " Нежели мне вообще нельзя наказывать своего ребенка? "

Порка может стать необходимой, если не действуют другие меры, однако не следует использовать розгу, если этого можно избежать. Но коль скоро более мягкие меры не помогают, нужно применить наказание, которое приведет ребенка в чувство, и сделать это надо в любви. Часто одного такого наказания бывает достаточно на всю жизнь, чтобы ребенок понял: бразды правления находятся не в его руках.

Когда физическое наказание становится необходимым, ребенок должен быть глубоко убежден, что это делается не по прихоти родителей, не для демонстрации их деспотической власти, а для блага его самого. Его следует научить, что каждый неисправленный недостаток принесет несчастье ему самому и будет неугоден Богу. При таком подходе к дисциплине ребенок найдет высшее счастье в подчинении своей воли воле Небесного Отца21.

Как последнее прибежище. - Много раз вы удостоверитесь, что если будете по-доброму уговаривать детей, то порки не понадобится. Такой метод обращения с детьми убедит их доверяться вам. Вы станете для них другом, пользующимся доверием. Они будут приходить к вам и говорить: " Сегодня я поступил плохо, и я хочу, чтобы ты простил меня и [251] попросил Бога простить меня". Я знаю это, потому что прошла через подобное... Я благодарна Богу, что у меня нашлось мужество обращаться с детьми твердо, когда они поступали плохо, молиться с ними и показывать им критерии Божьего Слова. Я рада, что рассказывала им об обетованиях победителю и наградах верным22.

Никогда не наносите удара в гневе. - Никогда не бейте ребенка в гневе, если не хотите, чтобы он научился драться и ссориться. Являясь родителями, вы занимаете в глазах детей место Бога, и вы должны быть начеку23.

Может быть, вы должны наказать ребенка розгой. Иногда это нужно, но отложите решение проблемы и вначале разберитесь с собой. Спросите себя: подчинил ли я свою волю и свой путь Богу? Нахожусь ли я там, куда Бог поместил меня, чтобы с мудростью, терпением, добротой и любовью обращаться с непокорными детьми? 24

Предупреждение для вспыльчивого отца. - Брат Л., задумывался ли ты над тем, что представляет собой ребенок и в каком направлении он движется? Твои дети - младшие члены Господней семьи, братья и сестры, которых Небесный Отец доверил твоему попечению, чтобы ты обучал и воспитывал их для вечной жизни. Когда ты грубо обращаешься с ними, а это происходит весьма часто, думаешь ли ты о том, что Бог призовет тебя к ответу за эти действия? Тебе не следует так грубо вести себя со своими детьми. Ребенок - это не лошадь и не собака, которыми ты можешь командовать, как тебе захочется, и которых ты всегда с помощью кнута, палки или своих кулаков можешь заставить повиноваться тебе. Некоторым детям присущ такой неукротимый нрав, что физическое [252] наказание им не повредит, но в большинстве случаев такой способ наведения дисциплины может причинить лишь вред...

Никогда не поднимай руки для нанесения удара, если ты не можешь при этом с чистой совестью склониться перед Богом и просить Его о том, чтобы Он благословил те методы воспитания, которые ты собираешься применить. Воспитывай своих детей в духе любви, объясняй с возвышенной и религиозной точки зрения, почему им необходимо обуздывать себя. Не создавай у них такого впечатления, будто они обязаны подчиняться твоей власти просто потому, что тебе так хочется, потому что ты сильный, а они слабые, потому что ты отец, а они - твои дети. Если же ты хочешь разрушить свою семью, продолжай и дальше управлять ею грубой силой, и ты, безусловно, преуспеешь в этом25.

Взбучка виновного ребенка ничего не даст. - Родители не дали своим детям правильного воспитания. Часто они демонстрируют те же недостатки, которые уже проявились в их детях. Взрослые едят не в меру, что вызывает приток нервной энергии к желудку, и у них не остается жизненных сил на другие дела. Они не в состоянии как следует управлять своими детьми, поскольку сами нетерпеливы и не могут правильно учить. Возможно, они грубо обращаются с детьми и, раздражаясь, даже бьют их. Я уже говорила, что когда ребенка наказывают физически, из него вытряхивают одного духа, а впускают двух. Если даже ребенок не прав, то такая взбучка ничего не даст; она не смирит его, но сделает еще хуже26.

Вначале используйте убеждение и молитву. - Вначале убедите ваших детей, ясно укажите им на их неправоту и дайте понять, что они согрешили не только против вас, но и против Бога. С сердцем, полным сострадания и печали к вашим заблуждающимся детям, молитесь с ними, прежде чем их исправлять. Тогда они увидят, что вы наказываете их не потому, что они причинили вам [253] беспокойство и вы хотите сорвать на них свое недовольство, а из чувства долга, и они будут любить и уважать вас27.

Молитва может оказать на детей такое сильное впечатление, что они поймут: ваши действия разумны. И если дети увидят, что ваши действия разумны, значит, вы обрели великую победу. Именно такая работа должна быть совершена в наших семьях в эти последние дни28.

Эффективность молитвы при дисциплинарных мерах. - Если дети поступают нехорошо, не угрожайте им гневом Божьим, но в молитве приведите их к Христу29.

Перед тем как наказывать ребенка, проявите, если, конечно, вы родители-христиане, любовь к вашему провинившемуся чаду. Склоняясь перед Богом вместе с ребенком, скажите любящему Спасителю Его Собственные слова: " Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им" (Мк. 10: 14). Эта молитва привлечет к вам ангелов. Ваш ребенок не забудет подобных переживаний, и на каждом вашем наставлении, ведущем его к Христу, будет покоиться Божье благословение. Когда дети понимают, что родители пытаются помочь им, они направляют свои силы в верном направлении30.

Личные опыты в укреплении дисциплины. - Я никогда не допускала, чтобы мои дети думали, будто они могут досаждать мне. Я воспитывала детей из других семей, но никогда не позволяла им думать, что они могут мучить свою мать. Я также никогда не разрешала себе ни одного резкого, нетерпеливого, раздражительного слова по отношению к своим детям. Они ни разу не брали верх [254] надо мной, чтобы вызвать во мне гнев. Когда меня охватывало возбуждение или я чувствовала, что могу легко впасть в раздражение, я говорила: " Дети, сейчас оставим это дело в покое. Не будем больше говорить о нем. Чуть позже поговорим об этом снова". Имея время для размышления, к вечеру дети остывали, и я могла очень хорошо все уладить...

Есть путь правильный и есть путь неправильный. Я никогда не поднимала руки на своих детей, не поговорив с ними. Если они сокрушались и видели свою ошибку (а они всегда видели, когда я показывала ее и когда молилась с ними), и если они смирялись (а они всегда смирялись, когда я делала это), тогда они оказывались под моим управлением. Иначе не происходило. Когда я с ними молилась, они сокрушались. Они обнимали меня и плакали.

Исправляя детей, я никогда не позволяла изменяться даже своему голосу. Когда я замечала, что они делают что-то неправильно, то ожидала, пока " пыл" немного угаснет, и приступала к разбору этого дела с детьми только после того, как у них была возможность поразмышлять и раскаяться. Они всегда чувствовали свою вину, если я давала им час или два подумать над тем, что они натворили. Я всегда уединялась и молилась в это время, не разговаривая с детьми об этом.

Через какое-то время, придя в себя, они подходили ко мне. " Ну а теперь, - говорила я, - подождем до вечера". Вечер был временем молитвы. И тогда я говорила им, что они своим проступком причинили вред своей собственной душе и огорчили Духа Божьего31.

Уделяйте время для молитвы. - Когда я чувствовала себя раздраженной и была близка к тому, чтобы высказать слова, за которые мне впоследствии стало бы стыдно, я замолкала, выходила из [255] комнаты и просила Бога дать мне терпение для воспитания детей. Затем я возвращалась, говорила с ними и внушала, что они не должны вновь плохо себя вести. Мы можем занять такую позицию, которая не спровоцирует у детей гнев. Мы должны разговаривать с ними по-доброму, терпеливо, все время помня, какими своенравными были мы и как мы хотим, чтобы наш Небесный Отец обращался с нами.

Родителям надо усвоить некоторые уроки, и, усвоив их, вы станете лучшими учениками в школе Христа, а ваши дети будут лучшими детьми. Таким путем вы научите их почитать Бога и соблюдать Его закон, потому что вы сможете отлично руководить ими и, делая это, вы дадите обществу детей, которые будут благословением для всех, кто окружает их. Вы готовите их быть соработниками у Бога32.

За наказанием может последовать радость. - Подлинный путь преодоления испытания - это не поиск возможностей избежать его, но стремление все изменить к лучшему. Это относится к наведению дисциплины как в самом раннем, так и в более позднем детском возрасте. Отсутствие воспитания ребенка в самом раннем возрасте и укоренение вследствие этого дурных его наклонностей делает дальнейшее формирование характера более трудным, а процесс дисциплинирования - мучительным. Особенно тяжелым оно становится для слабых натур, ибо противоречит их плотским желаниям и наклонностям; но боль забудется, потому что сменится радостью.

Пусть дети и молодежь научатся тому, что каждая ошибка, каждый недостаток, каждое затруднение, если они преодолены, становятся средством достижения высших и лучших целей. Все, кто стремился к достойной жизни, достигал успеха посредством таких опытов33.

[256] Руководствуйтесь Божественным путеводителем. - Родители, действительно желающие правильно воспитывать своих детей, нуждаются в небесной мудрости, чтобы действовать благоразумно во всех делах, имеющих отношение к дисциплине34.

Путеводителем в воспитании детей является Библия. В ней родители, если пожелают, смогут найти направление, показывающее, как обучать и воспитывать детей и не делать грубых ошибок... Когда родители придерживаются этого путеводителя, они не потакают своим детям, а чаще используют исправительную розгу; вместо того, чтобы закрывать глаза на их недостатки и испорченный нрав и видеть только их добродетели, они будут ясно различать характер детей в свете Библии. Они будут помнить, что их задача - наставить детей на путь истинный35.

Бог не возьмет мятежников в Свое Царство, поэтому особым условием Он делает послушание Его заповедям. Родители должны прилежно учить своих детей тому, что говорит Господь. Тогда Бог покажет ангелам и людям, что Он построит ограду вокруг Своего народа36.

Ваша и Божья роль. - Родители, если вы добросовестно исполнили свой долг в меру собственных сил и возможностей, значит, можете с верой просить Господа о том, что вы не в состоянии сделать для своих детей37.

Честно исполнив свой долг перед детьми, представьте их Богу и просите Его помочь вам. Скажите Ему, что со своей стороны вы сделали все, а затем с верой просите Бога выполнить Его роль в том, что вам не под силу. Просите Его смягчить характер детей, сделать их нежными и мягкими посредством Святого Духа. Он услышит ваши молитвы. Он будет рад ответить на них. Через Свое Слово Он обязал вас исправлять ваших детей, " не возмущаться их [257] криком", и к Его Слову необходимо прислушиваться38.

1 Рукопись 21, 1909г.

2 Рукопись 27, 1911 г.

3 Рукопись 93, 1909г.

4 Письмо 272, 1903 г.

5 Знамения времени, 9 февраля 1882 г.

6 Ревью энд Геральд, 19 сентября 1854 г.

7 Рукопись 53, 1912г.

8 Знамения времени, 17 февраля 1904 г.

9 'Рукопись 114, 1903 г

10 Свидетельства для Церкви, т 1, с. 385.

11 Знамения времени, 17 апреля 1884 г.

12 Воспитание, с. 292.

13 Знамения времени, 9 февраля 1882 г.

14 Рукопись 32, 1899г.

15 Знамения времени, 13 сентября 1910 г.

16 Рукопись 127, 1899г.

17 Рукопись 38, 1895г.

18 Рукопись 2, 1903 г.

19Рукопись 95, 1909г.

20 Письмо 166, 1901г.

21 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 116, 117.

22 Рукопись 27, 1911 г.

25 Рукопись 32, 1899г.

24 Рукопись 79, 1901 г.

25 Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 259, 260.

26 Там же, с. 365.

27 Знамения времени, 10 апреля 1884 г.

28 Рукопись 73, 1909 г.

29 Рукопись 27, 1893г.

30 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 117, 118.

31 Рукопись 82, 1901г.

32 Рукопись 19, 1887г.

33 Воспитание, с. 295, 296.

34 Тихоокеанский журнал здоровья, январь, 1890 г.

33 Рукопись 57, 1897 г

36 Рукопись 64, 1899г.

37 Знамения времени, 9 февраля 1882 г.

38 Ревью энд Геральд, 19 сентября 1854 г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.