Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема двух мам и двух пап






Приходящие в этот мир дети не могут до конца понять природу человеческих отношений. У них нет ощущения, что они имеют дело с одним человеком. Ребенку кажется, что у него две мамы, а не одна. Или два папы, а не один. Есть хоро­шая мама и хороший папа, и есть плохая (плохой). Хорошая — это та, которая доставляет ему радость. Когда он голоден или в чем-то нуждается, он выражает свое недовольство, и хорошая мама приходит ему на помощь. Если ребенок удо­влетворен, то эта мама «хорошая». Но если он не получает желаемого и мама не оправдывает его надежд, то это «плохая» мама.

Думаю, вам это знакомо. Нередко можно услышать, как получивший отказ ребенок, говорит: «Плохая мама». Это ха­рактерно для всех детей планеты.

Многие взрослые люди так и не решили до конца данную проблему. Если вы делаете то, что они хотят, то они вас любят и считают хорошими. Стоит вам сказать «нет», как вы сразу становитесь плохими, так как не удовлетворили их желания. Какой великий грех! Как только вы их чем-то порадуете — снова станете хорошими.

Вторая сторона данной проблемы — то, что происходит в душе у ребенка. Если он получает желаемое, то воспринимает это как должное; если же его ждет разочарование, он начина­ет считать себя жертвой «плохой мамы». Такой ребенок не только видит перед собой двух мам, но и самого себя воспри­нимает, как двух разных людей: одного — которому все всё должны, и другого — который всего лишен. Думаю, вы заме­чали подобную двойственность в маленьких детях. Когда что-то доставляет им радость, они безмерно счастливы, а ког­да что-то их сердит или печалит, они сердятся или грустят.

Но так как дети испытывают оба состояния: и когда их потребности удовлетворяются, и когда их ждет разочарова­ние из-за необходимости соблюдать запреты» они постепен­но соединяют два образа себя и других. Ребенок медленно приходит к осознанию следующих крайне важных вещей:

1. Мои потребности никогда не остаются без внима­ния,

Не все мои нужды и желания удовлетворяются.

3. Один и тот же человек иногда дает мне что-то, а иногда нет. И это тот самый человек, которого я и люблю, и ненавижу.

4. Временами я чувствую себя счастливым, а времена­ми разочарованным.

Так как подобное чередование удовлетворенности с разо­чарованностью повторяется миллионы раз, у ребенка выра­батывается стойкое ощущение: мир «несовершенен», ибо не удовлетворяет все его прихоти, но «вполне хорош», так как дает ему все, в чем он действительно нуждается. Постепенно дети прощаются со своей мечтой о доброй фее, которая ис­полняла бы все их желания, и учатся любить того, кто и лю­бит, и расстраивает их. Они приходят к выводу, что люди не идеальны, но достаточно хороши. Дети вполне могут пере­жить разочарование и стать благодарными за все, что имеют, если поймут: у них нет права получать все, что они захотят.

Для этого дети с вашей помощью должны испытать на себе, что такое быть удовлетворенным и что такое быть разо­чарованным. Дети с неудовлетворенными потребностями постоянно пребывают в безрадостном состоянии. Они ни­когда не будут испытывать благодарность, потому что в бук­вальном смысле недополучили своего. Этим и опасен подход в воспитании, приветствующий как можно более раннее пре­доставление ребенку возможности испытать лишения из-за страха, что иначе он установит свою власть над домашними. Потребности детей должны удовлетворяться, только так у них выработается чувство доверия и благодарности. Вот что говорит Библия о нас и о нашем Отце Небесном: «Будем лю­бить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Иоанна 4: 19). Значит, сначала мы должны что-то получать.

Но дети, не испытавшие разочарования, так и не поймут, что они — не центр вселенной, что никто не обязан выпол­нять все их желания и что другие люди существуют не для то­го, чтобы удовлетворять их потребности. Равновесие между удовлетворенностью и разочарованностью позволяет ребен­ку не испытывать крайнюю нужду и не требовать слишком многого. Как поет популярная группа «Роллинг Стоунз»:

«Ты не можешь всегда получать все, что хочешь. Но ты уви­дишь: если хорошенько постараться, то можно получить многое из того, в чем нуждаешься». Пережившему разочаро­вание ребенку больше не будет казаться, что он должен по­лучать все, что захочет, и что другие обязаны угождать ему Он не будет считать себя жертвой, если чего-то лишится, и не станет считать других плохими, если они не выполнят его желание. Его суждения о себе и других станут более взве­шенными.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.