Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страх последствий






Как только вы начнете устанавливать ограничения и определять последствия, ребенок сразу же попытается прове­рить всю серьезность ваших намерений, протестуя и демон­стрируя открытую ненависть. Никому не нравится, когда без­заботная жизнь кончается! Однако твердо стойте на своем, будьте справедливыми, но непоколебимыми и сопереживай­те ребенку во всех его эмоциональных проявлениях. И он начнет считаться с действительностью, заключающейся в том, что он — не Бог, что мама и папа — нечто большее, чем он, и что неприемлемое поведение обходится ему слишком дорого и оказывается чересчур болезненным. Он откроет для себя новый мир и станет внимать всем вашим словам.

Однако дети будут стремиться не сталкиваться с реаль­ностью как можно дольше. Недавно я был с детьми на стади­оне, и мне довелось наблюдать такую картину. Шестилетний мальчик громко и бесцеремонно выкрикивал все, что прихо­дило ему на ум, совершенно не заботясь о том, мешает или не мешает это окружающим. Родители очень тактично, чтобы не обидеть мальчика, время от времени просили его вести се­бя потише. А он, видно, давно уже привык не обращать на них внимания, так как знал: если проигнорировать их заме­чания, то вскоре они и вовсе перестанут их делать.

Наконец один из зрителей, сидящий двумя рядами выше, не выдержал. Он подошел к мальчику и сказал: «Сынок, тебе следует вести себя потише». Пораженный спокойным, но твердым тоном постороннего взрослого человека мальчик не проронил ни слова до конца игры. Завоевать внимание ре­бенка — вот первый шаг.

Если все будет протекать в разумных пределах и обе сто­роны сумеют преодолеть первые трудности, то у ребенка ра­зовьется здоровый страх последствий. Новая мысль: «Мне нужно знать, к чему готовиться. Чего мне это может стоить?» заменит прежнюю: «Я волен делать, что хочу и когда хочу». Эта новая мысль сопровождается смутной тревогой — ма­ленькой, мигающей в голове ребенка «сигнальной лампоч­кой», помогающей ему понять, действительно ли он хочет сделать то, что задумал. Она станет благословением вашему ребенку.

Для многих родителей подобный случай оказывается первой значительной победой в процессе формирования гра­ниц ребенка. Они начинают думать: «А это действительно сработало!». Система эгоистичного всемогущества их отпры­ска сломлена — он познал правду жизни. Он понял, что дей­ствительность не очень-то хороша, если обращаться с ней не­правильно. Ему потребуется сделать немало попыток, совер­шить массу ошибок и затратить множество усилий, чтобы по­нять, что такое лишения и последствия и что нужно обладать немалой жизнестойкостью, чтобы выстоять.

Как сказал мне один отец: «Мы должны твердо стоять на своем чуть дольше, чем ребенок. Если он нарушает правило десять тысяч раз, то мы должны настаивать на его соблюде­нии десять тысяч один раз — тогда мы победим». Многие ро­дители отчетливо помнят тот день, когда впервые по лицу ре­бенка пробежала тень сомнения и неуверенности в себе. Чьему-то ребенку тогда было два года, а чьему-то шестна­дцать. Но в этот момент он понял, что битву выигрывают ро­дители, которые уже никогда не позволят ему нарушить их границы.

Среди всех качеств характера Эми — ученицы второго класса — сильнее других проявлялась жестокость. Когда она злилась, в окружающих летели ее игрушки. Тогда мама уста­новила такое правило: если Эми бросала в кого-то игрушка­ми, то навсегда лишалась их. У девочки отбиралась одна иг­рушка за другой. Но было такое ощущение, будто она не за­думывается о том, что навсегда теряет ту или иную любимую игрушку. Однажды Эми в очередной раз замахнулась на маму игрушкой, и мама тут же сказала: «Ты не забыла, что видишь ее в последний раз?». Впервые в жизни рука с игрушкой за­стыла в воздухе. Немного подумав, девочка положила игруш­ку на место. Мама потом говорила, что было такое впечатле­ние, будто в голове дочки пронеслось: «Я припоминаю, что случилось что-то плохое, когда я сделала так в прошлый раз». Теперь в сознании девочки ее поступки стали ассоциировать­ся с тем, что с ней может случиться впоследствии. Некоторые называют это «обучающим моментом». Ребенок познал исти­ну: «Что посеет человек» то и пожнет» (Галатам 6: 7).

Повторяем еще раз: страх последствий не должен превра­щаться в страх потерять любовь. Ребенку необходимо посто­янно чувствовать вашу безмерную привязанность и эмоцио­нальную близость, какие бы правила он ни нарушал. Его мо­жет волновать лишь потеря свободы и вероятность возник­новения боли. Суть вашего отношения к ребенку сводится к следующему: «Я тебя люблю, но ты сам выбрал для себя эти трудности».

Это ранний этап формирования мотивации. Некоторые родители-идеалисты, возможно, разочаруются, так как ребе­нок опустил руку с игрушкой из-за «А помнишь, что было в прошлый раз?», а не из-за «Это неправильно» или «Не хочу те­бя обидеть». Но надо помнить, что закон сдерживает проявле­ние нашего эгоизма до такой степени, что мы имеем возмож­ность слегка остыть и почувствовать силу получаемой любви.

На этом этапе ни в коем случае не устанавливайте огра­ничения, находясь в гневе или желая прибегнуть к каратель­ным мерам. Ребенок сам должен контролировать себя и не доводить дело до последствий. А этого не будет, если он оза­бочен лишь тем, чтобы «не попасть вам под руку», или если страшится какого-либо дополнительного наказания. До ре­бенка дойдет истинная суть последствий только тогда, когда он поймет: проблема кроется в нем самом, а не в разгневанном родителе.

Сравнитедва варианта.

1. «Регги, если ты еще раз схватишь в магазине с полки пакет с картофельными чипсами, то мама по-настоящему рассердится».

2. «Регги, если ты еще раз схватишь в магазине с полки пакет с картофельными чипсами, мы немедленно выйдем из магазина и какое-то время переждем на улице. И потом, когда придем домой, ты будешь по­могать мне убираться на кухне столько времени, сколько мне пришлось потерять из-за тебя».

В первом варианте основная проблема Регги — разгне­ванная мама. В этом случае он может: дать маме успокоиться (и вернуться к этому вопросу поз­же или привыкнуть жить в постоянном страхе чьего-то гнева, чтобы вырасти человеком с несформированными граница­ми, пытающимся всегда всем угодить), либо

пойти маме наперекор, чтобы, спровоцировав ее, полу­чить от этого удовольствие,

либо

вообще проигнорировать ее слова, зная, что она сама вскоре о них забудет.

А если потом мама рассердится, но никаких последствий все равно не будет, то кого это волнует? Многие родители за­мечали, что если они все время злятся, то их влияние на детей со временем сходит на нет. Ибо ребенок понимает: самый лучший способ общения с разгневанным родителем — не об­ращать на него внимания.

Во втором варианте Регги волей-неволей задумается о том, с чем ему предстоит столкнуться: с выжиданием возле магазина и уборкой кухни или с приятным и свободным времяпрепровождением. Это напрямую будет зависеть от его по­ведения, а не от вышедшей из себя мамы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.