Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип ощутимых последствий






Родители совершают большую ошибку, не делая разли­чий между психологическими и отрицательными эмоцио­нальными последствиями, выражающимися в ухудшении их отношений с детьми, с одной стороны, и ощутимыми по­следствиями, с другой. По-настояшему действенными явля­ются последствия ощутимые.Психологические же послед­ствия и последствия эмоциональные, такие, как раздраже­ние, обвинение, ворчание, нарочитое игнорирование, обыч­но не побуждают человека к переменам. А если и побуждают, то на очень короткий срок, и человек при этом стремится лишь к одному — ослабить оказываемое на него психологи­ческое давление. Истинные перемены в человеке происходят только тогда, когда его поведение влечет за собой ощутимые последствия: боль от ощущения утраты времени, денег, лич­ной собственности, любимых вещей и дорогих ему людей.

В приведенных примерах Сэлли и Сьюзен оказались примерно в одной и той же ситуации, но среагировали по-разному. Сэлли прибегла к психологическим последствиям, к ухудшению отношений с сыном, а до осязаемых последствий дело не довела. Сьюзен же не стала прибегать к последствиям психологического характера, а воспользовалась последствия­ми ощутимыми.

Короче говоря, Сьюзен предоставила Джен возможность на практике испытать значение поговорки «Что посеешь, то и пожнешь». Девочка посеяла безответственность и пожала лишение удовольствия. Разве не так обстоит дело в реальном мире? Разве, став взрослой, девочка не будет постоянно стал-

 

 

Установленные Сэлли последствия для Джейсона Установленные Сьюзен последствия для Джек
• Все утро досаждала Джейсону назойливыми напоми­наниями, не давая ему возможности самому сле­дить за временем. • Не ворчала, лишь кон­статировала: если бы Джен хотела, то сама следила бы за временем.
• Кричала и злилась, тем самым отвлекая внимание от основной проблемы — несобранности Джейсона. Сама превращалась в насто­ящую проблему для сына, подменяя собой его основ­ную проблему. Он не думал, что если не выполнит работу в срок, то лишится развлече­ний, а думал, что его мама — чокнутая. Не проявляла никакой эмоциональной реакции, превращающей ее саму в проблему в глазах Джен.  
• Начинала навязывать всем роль жертв поведения ре­бенка: «Теперь мы все должны из-за тебя опазды­вать! Почему ты так посту­паешь с нами?». У ребенка складывалось впечатление, что он может управлять временем и настроением всей семьи. • Не становилась жертвой поведения ребенка, а продолжала сама управлять своей жизнью. Она не по­зволила, чтобы поведение Джен расстроило планы и настроение всей семьи.  
• Пробудила в ребенке массу ложных эмоций (вину. оби­ду, злобу) вместо того, чтобы пробудить всего одну, но ту, которая помогла бы ему измениться, — печаль. Не стала причиной эмоци­ональной реакции Джен, предоставив ей свободу в полной мере ощутить ли­шение.  
Самое худшее, что поведе­ние ребенка не стоило ему ничего, кроме маминого огорчения, на которое он уже давно не обращал внимания. •Не помешала ребенку за­платить требуемую плату за свое поведение — лишить­ся возможности получить удовольствие.

 

киваться с действием закона причинно-следственных свя­зей? Вот что говорит нам Бог: «Чтб посеет человек, тб и пож­нет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Галатам 6: 7-8).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.