Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛОССАРИЙ. 030504 «Право и организация социального обеспечения»

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

 

 

Для специальностей:

030503 «Правоведение»

030504 «Право и организация социального обеспечения»

 

 

Краснодар 2008

 

 

Глоссарий по дисциплине «Теория государства и права»

 

1. Абсолютизм- форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть. Наиболее ярко это формулируется в ставшем афористичным выражении, принадлежащем Людовику XIV: " Государство - это я".
2. Автократия - неограниченное властвование одного лица по собственному усмотрению.
3. Авторитаризм - политический режим осуществления власти одним лицом, обосновываемый идеологией либо заслугами, особыми качествами правителя, его харизмой.
4. Администрация (от латинского administration) - управление, руководство, орган, структура, группа людей, осуществляющих руководство.
5. Аналогия закона - применение в какой-либо конкретной ситуации нормы права, регулирующей сходные общественные отношения. Применяется довольно часто, но это запрещено законом в сфере уголовных и административных правоотношений, когда последние связаны с наказанием.
6. Аналогия права - решение по конкретному делу, принимаемое исходя из общих принципов права, смысла и целей действующего законодательства (гуманизм, объективность, справедливость).
7. Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности
8. Вето(от лат. veto - запрещаю) - " устный или письменный запрет, наложенный на какое-либо решение управомоченным на то органом или лицом".
9. Вотум - мнение большинства, выраженное голосованием и приобретающее для всех (при соблюдении процедурных вопросов) общеобязательное значение.
10. Государственная власть - определяемая правом возможность государства регулировать общественные отношения соответствующим способом.
11. Государственная служба - вид трудовой деятельности, состоящий в выполнении служебных обязанностей лицами, занимающими по назначению или выборам должность в государственном аппарате и получающими за это от государства (" казны") вознаграждение.
12. Государственное управление - процесс принятия и практического исполнения управленческих решений по реализации внутренней и внешней политики государства, носящий целенаправленный и официальный характер. Выражается в волевом воздействии субъекта управления на управляемые объекты с соблюдением определенной процедуры действий: обоснованность, последовательность, форма выражения, содержательная часть.
13. Государственный аппарат - сложное системное образование, дифференцированное " по вертикали" и " по горизонтали". В первом случае - это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором - органы власти национально-государственных; национально-административных и административно-территориальных образований.
14. Государство- важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и проведения своей внутренней и внешней политики.
15. Государство – властно-политическая организация общества, устанавливающая правовой порядок на определенной территории и обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, правом сборов налогов.
16. Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
17. Государство - это организация власти, т.е. системы правоотношений между субъектами права на определенной территории.
18. Государство - это организация политической власти в интересах всего населения или отдельных слоев (классы, группы), обладающая специальным аппаратом, предназначенным для выполнения стоящих перед ним задач.
19. Государство- это политическая организация общества, обладающая правом на управление делами общества в целях удовлетворения жизненно важных интересов людей, экономических и иных интересов обладающих государственной властью классов, слоев и групп.
20. Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей. Основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности. Государство ограничивается исполнением лишь минимально необходимых властных функций. Это сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей.
21. Демократия - власть народа, организованная таким образом, чтобы у населения имелась возможность спокойно, безопасно и свободно заниматься созидательным трудом во всех сферах общественной жизни. Это общечеловеческая социальная и политическая ценность, исключающая произвол и одного лица, и большинства, и толпы, и всех по отношению к отдельному индивиду. Демократический строй предполагает механизм выявления интересов различных слоев общества и решение, строящееся на оптимально возможном консенсусе интересов, позиций, платформ, мнений.
22. Деспотия- форма неограниченной самодержавной власти.
23. Закон (федеральный или субъекта федерации) - принятый в установленном порядке и выражающий государственную волю нормативный правовой акт по основным вопросам государственной и общественной жизни.
24. Законность - система юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, предназначенная обеспечивать процесс их реализации.
25. Законность - это строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами.
26. Законодательная власть - одна из ветвей (подсистема) государственной власти, предусматриваемая конституцией государства. Ее основными функциями являются представительство интересов граждан, законотворчество и принятие политических решений.
27. Законодательная техника - совокупность правил, средств и приемов, используемых при выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации.
28. Законодательство - обладающая системным характером совокупность законов и иных нормативных правовых актов.
29. Идеология - совокупность или система взглядов, идей, суждений и представлений людей, объединенных общностью интересов, потребностей, идеалов и мотивов поведения, определенной шкалой ценностей и целей жизнедеятельности. Это общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми) интересами. Она порождается политической борьбой. Может способствовать духовному освоению действительности или искажать ее, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное самосознание, религию).
30. Иерархия - расположение частей или элементов целого в последовательном порядке от высшего к низшему и наоборот.
31. Индивидуальный правовой акт - распространяет свое действие на конкретных (персонифицированных) субъектов права. Не рассматривается в качестве источника права, поскольку не содержит норм права. Прекращает свое действие с реализацией права или обязанности, отнесенного (обращенного) к конкретному субъекту права.
32. Инкорпорация - форма систематизации законодательства посредством объединения нормативных актов определенного уровня (журналы, сборники) без внесения изменений в их содержание (за исключением внесенных законодателем изменений и дополнений) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Виды инкорпорации: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная.
33. Исполнительная власть - одна из ветвей государственной власти (подсистема государственной власти), порядок формирования и полномочия которой определяются конституцией государства. Ее основными функциями являются: организация и осуществление государственного управления посредством регулирующего воздействия на общественные процессы и формирование поведенческих мотивов деятельности людей. 34. Имплементация - приведение национального законодательства конкретного государства в соответствие с требованиями норм международного права.
35. Кодификация - наиболее совершенная форма систематизации законодательства, выражающаяся в подготовке обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, предназначенного регулировать наиболее важные сферы общественных отношений на протяжении длительного времени. Виды кодификации: всеобщая, отраслевая и специальная (комплексная).
36. Компетенция - совокупность функций и полномочий (прав и обязанностей), которыми закон наделяет определенный государственный орган и его структурное подразделение, конкретное должностное лицо или представителя власти. Той или иной компетенцией обладают все элементы политической системы.
37. Конвергенция - постепенное сближение различных формаций и государственно-правовых систем, в частности, капиталистической и социалистической. По своей сути конвергенция - проявление эволюционной смены типа государства и права.
38. Консолидация - форма систематизации законодательства, выражающаяся в объединении в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности без внесения изменений в их содержание.
39. Конституция - основной закон (учредительный акт) государства, имеющий высшую юридическую силу на всей ее территории и являющийся законом прямого действия. Как правило, действует на протяжении длительного времени. Например, Конституция США с определенными поправками действует с 1789 г. и по настоящее время.
40. Легитимность - правомерность, законность действий индивидуальных и коллективных субъектов права по совершению юридически значимых действий.
41. Метод правового регулирования - это дополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на поведение людей, общественные отношения. Для урегулирования общественных отношений используются главным образом два метода: диспозитивный и императивный. Используя эти два критерия, право подразделяется на следующие отрасли: государственное, административное, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное и другие. Отрасль права может включать в себя подотрасли.
42. Методология - учение о методах. Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, применяемых для получения истинных и объективно отражающих деятельность знаний.
43. Механизм государства - это " набор" и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования - выполнении этим аппаратом функций государства.
44. Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.
45. Механизм правового регулирования рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей. Понятие МПР призвано, образно говоря, отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны.
46. Механизм правового регулирования - это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
47. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Основными источниками мусульманского права являются: Коран, сунна, иджма, кияс.
48. Нормативный правовой акт - установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права). Данная форма права известна всем обществам. По юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты. По объему и характеру действия они могут быть общего и ограниченного действия. 49. Нигилизм - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, норм, форм общественной жизни.
50. Нормы материального права регулируют содержательную сторону реальных правовых отношений. Служат мерой юридических прав и обязанностей их участников (например: каждый имеет право на жилище; каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи).
51. Нормы права - результат отражения социальной деятельности. Они возникают как продукт осознания потребности ее правового опосредования, необходимости регулирования правом общественных отношений. Правовая норма обладает определенной сущностью, имеет свое содержание и форму, занимает самостоятельное место в правовой системе. В правовой норме следует выделять логическое, социально-юридическое и волевое содержание.
52. Нормы процессуального права предназначены регулировать деятельность органов государства и должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав и законных интересов участников конкретных правовых отношений. 53. Обычай делового оборота сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством
54. Орган государства– организованная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом. (Юридический словарь. Сост. А.Ф. Никитина).
55. Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.
56. Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.
57. Орган государства – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законодательством собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и организации взаимодействия с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.
58. Отрасль права - эта систематизированная совокупность основных норм, образующих самостоятельную часть системы права, которые регулируют качественно своеобразный вид общественных отношений своим специфическим методом. Критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
59. Подзаконный нормативный правовой акт - это документ, издаваемый в соответствии с законом и ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона. Он является понятием собирательным и представляет собой иерархию актов, начиная от высших представительных органов, Президента, Правительства и заканчивая актами местных органов власти и управления. В федеративном государстве различают подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации.
60. Подотрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного вида, которые составляют часть предмета правового регулирования отрасли права. Иными словами, это группа родственных институтов права в составе определенной отрасли права. Например, авторское и патентное право в гражданском праве. Внутри отраслей имеются правовые институты.
61. Политика - многообразное и универсальное явление. В ней концентрируются все основные стороны общественной жизни: экономическая, социальная, духовная, национальная, религиозная.
62. Политика - реализуемая через конкретные действия в отношениях с населением и на международной арене сущность государства. В зависимости от степени развитости гражданского общества его институты также могут осуществлять определенную политику по отношению к государству.
63. Политическая деятельность - это разновидность социальной деятельности, связанной с борьбой за интересы больших социальных групп (классы, нации, народы, иные социальные общности).
64. Политическая система общества - представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. 65. Политический плюрализм - способ организации жизни общества, поощряющий существование в государстве равноправных и разнообразных конкурирующих между собой политических партий.
66. Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
67. Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти.
68. Политический режим - это совокупность применения определенных форм и методов, используемых властными структурами (должностные лица и органы власти) в процессе реализации своих полномочий по управлению делами государства.
69. Право - нормативное (волевое) закрепление потребностей и интересов граждан, общества и государства в упорядочении соответствующим образом частных и публичных интересов субъектов права.
70. Право – система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Право появляется с появлением государства.
71. Право - это возведенная в закон воля господствующего класса (В.И. Ленин).
72. Право– это нормативная система, регулирующая поведение людей в обществе, санкционированная государством и охраняемая им.
73. Право- это правила поведения, издаваемые государством и имеющие общеобязательный, официальный характер.
74. Право - это совокупность норм, объединенных органами государственной власти и представляющих собой системную совокупность нормативных правовых актов.
75. Право естественное - это право, которое принадлежит человеку от рождения (право на: жизнь; достойные условия жизни; безопасную экологию и так далее).
76. Право естественное, т.е. правила поведения, вытекающие из свободной воли как естественного состояния человека и призванные служить мерилом и руководством для положительного законодательства, образцом его усовершенствования.
77. Право позитивное, т.е. правила поведения, определяемые государством и облекаемые в определенную форму.
78. Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества.
79. Правовая норма - установленное легитимным способом государством (государственными структурами или должностными лицами) правило поведения, имеющее официальный характер и установленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция).
80. Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, обладающих определенной общностью характерных признаков и отличительных особенностей, проявляющихся как в порядке их формирования, так и в процессе регулирующего воздействия на общественные отношения.
81. Правовая система - совокупность внутренне согласованных, логически взаимосвязанных и обладающих различной юридической силой правовых актов государства.
82. Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.
83. Правовое государство – это государство, где обеспечивается верховенство права, в котором деятельность всех государственных органов и должностных лиц должна соответствовать закону.
84. Правовое государство – это такое государство, в котором обеспечено верховенство права.
85. Правовой институт - это группа норм права, которые регулируют близкие по своему характеру и содержанию общественные отношения, отличающиеся существенными особенностями.
86. Правовой обычай - санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного. Виды правовых обычаев: прогрессивные, консервативные, реакционные (например, принципы талилона). Принято считать, что действие обычного права начинается там, где молчит закон.
87. Правомерное поведение - это поведение, соответствующее праву, т.е. юридическим правам и обязанностям, определяемым и формулируемым государством в императивном порядке.
88. Правомерное поведение – это такое поведение людей, которое соответствует предписаниям правовых норм.
89. Правонарушение - это виновное, противоправное деяние вменяемого лица, причиняющего вред другим лицам и обществу, влекущее юридическую ответственность.
90. Правопорядок - система стабильных правовых связей и отношений, существующих в государстве между субъектами права, которые обеспечивают их потребности, интересы и цели, а также способствующие гармонизации общественного развития.
91. Правопорядок- это порядок в общественной жизни, который создается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм права всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами. Он представляет собой результат действия правовых норм, их неуклонного соблюдения.
92. Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).
93. Правотворчество - это вид государственной деятельности, завершающий процесс формирования и означающий возведение народной воли в закон.
94. Предмет правового регулирования выступает основным критерием деления права на отрасли. Он представляет собой качественно определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права (например, сфера управленческих отношений в административном праве).
95. Предметом теории государства и права являются основные общие закономерности возникновения и функционирования, развития государства и права.
96. Презумпция (от лат. praesumptio) в области доказательств и доказывания - это предположения о фактах. Определяющее значение при доказывании по уголовным делам и делам об административных правонарушениях имеет презумпция невиновности, т.е. предположение о невиновности лица, даже тогда, когда против него говорит множество фактов. Лицо должно признаваться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена приговором суда.
97. Применение норм права - это деятельность властных органов, состоящая в реализации правовых предписаний в отношении конкретных жизненных обстоятельств и индивидуально определенных субъектов.
98. Пробелы в праве - случаи, когда определенные общественные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования, оказываются по каким-то причинам не урегулированными нормами права. Причинами пробелов в праве являются: отставание законодательства от жизни; недостаточное качество нормативных правовых актов. Иногда законодатель сознательно допускает возможность применения аналогии закона.
99. Протекторат - разновидность международного договора, в рамках которого одно государство на добровольной основе берет на себя обязательство покровительствовать другому, более слабому (в экономическом, военном, политическом и ином смыслах). Это может выражаться следующим способом: в осуществлении представительства его интересов во внешних делах; оказание экономической и иной помощи на безвозмездной основе; обеспечение военными средствами защиты его суверенитета. В настоящее время о протекторате следует говорить в прошедшем времени.
100. Процессуальное право - совокупность правовых норм, определяющих процедуру применения материального права (рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дела об административных правонарушениях и дела, рассматриваемые в порядке конституционного судопроизводства).
101. Публичное право - часть национальной системы права, нормы которой предназначены регламентировать те сферы общественных отношений, которые предназначены защищать интересы государства и общества. Реализация положений публичного права осуществляется в процессе государственно-властной деятельности. Предметом публичного права является сфера публичных интересов. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Это определяется тем, что государство непосредственно или через свои структуры выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, применяемых с целью обеспечения интересов всего общества или отдельных его социальных слоев.
102. Реализация норм права - это воплощение их предписаний в реальное поведение субъектов права. В то же время реализация права имеет две стороны. Во-первых, это следование праву со стороны государства, его органов и должностных лиц. Во-вторых, - осуществление права в поступках граждан, должностных лиц, органов государства.
103. Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - обращение определенного круга органов государственной власти или должностных лиц с соблюдением процедуры организации к мнению населения с целью принятия окончательного решения по конституционным, законодательным, внутриполитическим или внешнеполитическим вопросам.
104. Система государственного управления - совокупность взаимодействующих субъектов (государственных органов) государственного управления и управляемых объектов, подвергаемых государственно властному управляющему воздействию.
105. Система права - ее внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные структурные элементы. (Правовая норма - институт права - подотрасль права - отрасль права.)
106. Систематизация законодательства - упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему.
107. Социальное государство - государство, реализующее на практике политику, направленную на обеспечение благосостояния и развитие реальных возможностей реализации гражданами конституционных прав и свобод.
108. Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. 109. Социализация личности - осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидуума процесс воздействия на него общества и его структур, в результате которого человек накапливает социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе и становится личностью.
110. Статус- правовое положение (гражданина, юридического лица, субъекта права).
111. Субъект права - физическое или юридическое лицо, наделенное по закону способностью иметь права и принимать на себя юридические обязанности.
112. Субъекты правоотношений – это отдельные индивиды и организации, которое в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.
113. Суверенитет- верховенство, независимость и самостоятельность действий государства в рамках вопросов реализации своей внутренней и внешней политики.
114. Судебная власть - ветвь (подсистема) государственной власти, основным предназначением которой является осуществление правосудия в установленной законом процессуальной форме на основе единых принципов (равенство всех перед законом, презумпция невиновности, национальный язык судопроизводства, независимость судей и подчинение их только требованиям закона и т.д.).
115. Судебный прецедент - судебное решение, вынесенное по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение. В истории " общего права" выделяются три этапа: формирование " общего права", дополнение его " правом справедливости" и толкованием статусов. Общее право, как и римское право, развивалось, руководствуясь принципом: " право там, где есть и защита".
116. Тирания - способ осуществления власти, установленной (как правило) насильственным путем и основанный на единоличном правлении.
117. Толкование норм права - во-первых, это процесс уяснения смысла правовой нормы, а именно того содержания, которое вложил в него законодатель, его воли, во-вторых, результат этого уяснения (интерпретация). 118. Унификация - приведение к единообразию, к единой форме или системе.
119. Федерализм - способ распределения властных полномочий (определение предметов ведения) по вертикали между федеральным центром и его субъектами на основе конституции, договоров или соглашений (общих или индивидуальных).
120. Федерация- государство со сложной системой территориального устройства, отражающей компактность проживания отдельных национальностей, культурную автономию, исторически сложившуюся автономность экономических отношений и образованную на основе соблюдения принципов федерализма.
121. Форма государства - организация и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства.
122. Форма государства - это способ организации высших органов государства, территориальное устройство государственной власти и методы ее осуществления, она складывается из трех элементов:
123. Форма государственного правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.
124. Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов, порядок взаимоотношений между ними и их взаимоотношения с населением.
125. Форма права - объективированное закрепление и проявление содержания права в различных актах органов государственной власти (в том числе решениях судов, договорах, официальных комментариях), а также в обычаях, международных решениях и иных источниках.
126. Формационный подходвыражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, под историческим типом государства и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.
127. Формы государственного режима - совокупность способов и методов осуществления политической власти государством.
128. Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства.
129. Функции государства - основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение. Функции государства - категория объективная. Их конкретная реализация воплощается в жизнь с учетом политических компромиссов. Здесь проявляется субъективный (человеческий) фактор определения функций государства и его деятельности (функционирования). 130. Штраф - денежное взыскание, налагаемое на правонарушителя в виде наказания.
131. Юридическая ответственность - это обязанность правонарушителя нести наказание, претерпевать санкции, предусмотренные правовыми нормами и применяемые компетентными органами за совершение им противоправного деяния.
132. Юридическая презумпция - обоснованное предположение, на основании которого возникает, изменяется или прекращает свое действие правоотношение и которое в процессе самого правоотношения либо доказывается, либо опровергается (презумпция невиновности или презумпция виновности).
133. Юридическая техника - совокупность правил, средств и приемов формулирования, вынесения и обработки индивидуальных правовых актов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Микрометр ¾ прибор, предназначенный для измерения линейных размеров с точностью до 0,01 мм. | ГЛОССАРИЙ. заседанием кафедры права




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.