Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Секция - Проектно-исследовательское






 

Часовня – объект макетирования.

Возвращение к истокам

Выполнили: обучающиеся творческого объединения «Юный исследователь» Муштатова Ирина, Шкурихин Вячеслав, Устинов Дмитрий   Руководители: Васильева Ольга Геннадьевна, директор МБОУ ДОД СЮТ Устиновского района, Шляхтенок Александр Владимирович, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТ Устиновского района, учитель технологии МБОУ СОШ № 49

 

 

 

Ижевск, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение …………………………………………………………….  
2. Глава 1. Часовни – ступеньки к Богу………………………………  
3. Глава 2. Ижевские часовни…………………………………………  
4. Глава 3. Макетирование часовни как фактор духовных традиций православного храмостроительства………………………………...  
5. Заключение ………………………………………………………….  
6. Список использованной литературы и интернет-источников …...  
  Приложение 1. Ижевские часовни………………………………….  
  Приложение 2. Эскизы часовен……………….. ………….………..  
  Приложение 3. Кенозерская часовня (Сруб с притвором и звонницей)  
  Приложение. 4 Технические термины деревянного зодчества….  
  Приложение 5. Макет храма …………………………………….  
  Приложение 6. Технологические карты макета ………….………..  
  Приложение 7. Фотографиии изготовления часовни …………….  

Введение

Ижевск. Маленькая точка на карте нашей большой Родины. Здесь никто не увидит твоих передвижений, да никто и не захочет наблюдать, как перемещается микроскопическое тело. Эти перемены – внутри тебя, и связаны они с укреплением веры в Бога.

Русское государство существует более 1000 лет, и оно никогда не мыслило себя вне Православной Веры [9]. Эта вера была растоптана в начале XX века, а теперь наступило время её возрождения. Мы родились в конце 90-х годов, когда православная религия стала возвращаться, начали восстанавливаться её храмы. Наши родители крестили нас в Александро-Невском соборе Ижевска, одном из двух действующих храмов в то время. Сегодня нас интересует не только архитектура и музыка православной церкви, но и сама религиозная основа православия, его сущность. Занимаясь исследовательской работой, мы побывали в храмах, беседовали со священнослужителями. Наша вера в Бога укрепилась.

Тема исследовательского проекта весьма актуальна, поскольку в настоящее время наблюдается повышенный интерес к церковному зодчеству. В наши дни в России активно восстанавливаются храмы и монастыри, которые реставрируют, исследуют, изучают их историческое прошлое.

Объект исследовательского проекта – часовни как памятники русского церковного зодчества.

Предмет – архитектурно-планировочные принципы постройки часовен.

Цель исследовательского проекта – создание макета часовни.

Задачи:

1. Анализ исторического развития часовен.

2. Исследование основных тенденций, вариантов функционального и стилевого решения часовен.

3. Натурные обследования часовен города Ижевска и их фотофиксация.

4. Создание макета деревянной часовни и фиксация этапов работы над макетом.

5. Создание методической разработки в виде электронной презентации и буклета.

Методы исследования:

- изучение и сравнительный анализ архитектурных форм церковного зодчества;

- анализ материалов по заданной теме из научно-популярной литературы, интернет-ресурсов;

- проверка результатов исследования, авторское проектирование;

- изготовление макета, составление презентации.

Новизна исследовательскогопроектазаключается в соответствии современного макета часовни классическим образцам древнерусской архитектуры.

Практическая значимость настоящего исследовательского проекта состоит в том, что изготовленный макет может быть использован в качестве наглядного методического пособия для проведения урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся начального звена школы, для обучающихся по предмету «Технология», на уроках истории МХК в разделе «Культура Древней Руси».

Макет предполагается выставить в Свято-Михайловском соборе города Ижевска на Пасхальной выставке – 2014.

Этапы работы над проектом:

1) Выбор темы.

2) Определение целей и задач исследовательского проекта.

3) Подбор и изучение материалов по теме.

4) Составление библиографии.

5) Выбор методов выполнения исследовательского проекта.

6) Разработка плана проекта.

7) Оформление исследовательского проекта.

Работа состоит из Введения, трех глав, заключения, списка литературы и использованных интернет-ресурсов, приложений.

 

План исследовательского проекта

Этапы Необходимые ресурсы Ответственный
1. Подготовительный – изучение литературных источников по истории часовен Литературные источники Муштатова И.  
2. Исследовательский – сбор информации: полевые наблюдения, источниковедческие, библиографические материалы. Анализ собраных материалов. Интернет Шкурихин В. Устинов Д.
3. Расшифровка полевых наблюдений, графическое оформление фотоматериалов. Компьютер Устинов Д.
4. Подготовка иллюстративного материала – эскиза часовни. Краски, бумага Муштатова И.
5. Создание макета часовни Рабочие инструменты, материал – дерево Шкурихин В. Устинов Д.
6. Встреча со служителями церкви   Педагоги
7. Фотофиксация этапов работы над проектом Фотоаппарат Муштатова И. Устинов Д.
8. Фотосъемка часовен Ижевска, подбор фотографий из интернета Фотоаппарат Устинов Д.
9. Создание презентации Компьютер Шкурихин В.
10. Создание буклета Компьютер Муштатова И.
11. Заключительный – набор текста на компьютере Компьютер Муштатова И.
12. Редактура текста Компьютер Шкурихин В.
13. Подготовка тезисов к выступлению Компьютер Муштатова И.

Глава 1. Часовни – ступеньки к Богу

Прекрасны и многолюдны большие храмы – церкви и соборы. Но своя прелесть есть и в маленьких тихих часовнях. Для кого-то они могут стать ступеньками трудного пути приобщения к Богу. Примерно в половине деревень дореволюционной, полуязыческой Удмуртии были построены часовни, чтобы выполнять благородную просветительскую, миссионерскую функцию. Многие часовни затем перестраивались в храмы[10].

В настоящее время существует немало работ, посвященных часовням. В качестве примеров можно назвать, прежде всего, статью удмуртского краеведа Е. Шумилова «Ижевские часовни – ступеньки к Богу» [10], книгу Е.Ф. Шумилова «Христианство в Удмуртии», статьи «Восстановленные и разрушенные храмы Удмуртии» [1], «Часовни и церкви Кенозерья» [2].

В статье К. Никольского «О часовнях» кратко описана история часовенного строительства в России и церковные правила проведения служб в часовнях: «Господь наш Иисус Христос назвал храм местом молитвы (Матф. 21, 13), с тем вместе указал для молитвы комнату». И далее: «О существовании таких помещений, устроенных для келейной, домашней молитвы, свидетельствуют многие монастыри, которые возникли из малых келий-хижин, созданных руками иноков, где вдали от мира они наедине предавались молитве. Такова, например, хижинка преподобного Сергия Радонежского, среди Радонежских лесов, послужившая основанием Троицко-Сepгиевой Лавры» [5].

На Руси предвестниками часовен были резные деревянные кресты, установленные на дороге, на перепутье. Любой путник мог подойти к такому кресту, чтобы помолиться и набраться сил. Очень часто рядом с этими крестами добрые люди размещали лавочки, чтобы путник мог присесть и отдохнуть. Эти места становились особыми, «намоленными», поэтому впоследствии там часто возводились храмы, церкви, часовни.

Как часовня получила свое название? Дело в том, что короткие службы, проходившие в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались «часами». Часовни – так назвали малые церкви без алтарей. Их строили над входом в подземные кладбища, а также над подземными церквами, устроеными на гробах мучеников. Часовни служили надгробными памятниками и обозначали места нахождения престолов.

Так они называются и теперь. Кроме того, часовни устанавливаются на местах, ознаменованных милостью Божией или в воспоминание о важных событиях церковно-государственной жизни. Часовни служат для общественных молений христиан [13].

Обычай устанавливать часовни ведет свое начало из глубокой древности; на это указывают деяния трулльского собора и капитулярии Карла Великого. В Греции часовни известны под именем eucthria или oicoi proseuchV – дома молитвы; в римско-католическом мире они называются сарае или сареllае, на польском – kaplicy. Они устанавливаются в домах и на открытых местах, дорогах и перекрестках; для служения в домовых молельнях, в рыцарских замках и дворцах [6].

Можно выделить несколько, наиболее часто встречающихся, типов часовен.

1. Часовня при роднике, колодце или почитаемом камне, а также любом другом значимом объекте «народного православия»; часовня на «святом месте».

2. Часовня-храм, стоящая в поселении и задействованная только в обрядах церкви; здесь собираются все жители по праздникам.

3. Кладбищенская часовня – один из самых распространенных типов, тесно связанный с магией и традицией почитания предков.

4. Часовня на средневековом погребальном комплексе – около сопок или на жальниках (могильники курганного типа).

5. Заветная или обетная часовня, которая строилась в честь избавления деревни от какой-либо напасти: пожара, мора, неурожая, падежа скота и т.д. Обычно в ней отмечали один-два праздника в году, призванные предотвратить подобное событие в будущем [7].

В чем заключается отличие часовни от церкви?

О храме говорилось уже в Ветхом завете. Храмы создают для прославления Бога, это место собрания верующих на молитву, в том числе на божественную Литургию [8].

Ветхозаветный храм (вначале – скиния) был разделён на три части: святое святых, святилище и двор. Православный христианский храм тоже делится на три части: алтарь, среднюю часть храма и притвор [3].

TheDifference.ru определил, что отличие часовни от церкви заключается в следующем:

В храме есть алтарь и там служат Литургию. В часовне алтаря нет, и поэтому Евхаристия там не совершается.

Храм предназначен для совершения служб церковного круга богослужений. Часовня используется для общей или частной молитвы.

У церкви есть статус, у часовни его нет.

При церкви есть штат духовенства и настоятель, при часовне их нет.

Перед церковью есть ограда. Для часовни она не обязательна, так как не несет особой духовной нагрузки.

Церкви строятся на самом видном месте и только с благословения правящего архиерея. Часовни могут располагаться в любом месте, и строить их может любой человек, не испрашивая благословения [13].

 

Конструктивные особенности часовни

 

Часовня – урезанный в богослужебных возможностях храм, здесь нет алтаря, поэтому часовня не предназначена для совершения Литургии. Часовня – это место для молитвы. Богослужебная практика часовен определяется целью их сооружения.

Поскольку в часовне нет алтаря и иконостаса, местную икону обычно устанавливают в центре восточной стены, святыне отводят самое почетное место. Главная икона часовни напоминает об устройстве храма, урезанным видом которого является часовня.

Также как в храме конструкция часовни предусматривает, совершение молитв лицом на восток. Часовни строят как храм только без Алтаря. Иногда часовни достраивают алтарем и получаются небольшие храмы [6].

 

Церковный статус часовни

 

В последнее время широко распространён особый тип: храм-часовня или церковь-часовня. В каталогах и справочниках такие здания обычно относят к категории часовен.

Храм-часовня (церковь-часовня) – переходный тип храма. В ней есть алтарь и поэтому здесь можно проводить Литургию. Однако обедня совершается не регулярно, а лишь время от времени: по большим праздникам или один раз в год в связи с памятью о каком-либо событии. Сегодня строительство храмов-часовен стало массовым явлением в больших городах, отчасти из-за проблемы переполнения церквей в церковные праздники [4].

 

Уникальность архитектурных форм часовен

 

В России храмостроение развивалось под воздействием византийских архитектурных традиций с учётом местной славянской специфики – культуры деревянного зодчества. Так был сформирован образ современной церковной архитектуры [14].

Различают несколько форм часовен:

1. Сруб. К этой группе памятников относятся часовни, в основе которых – небольшая клеть (четверик).

2. Сруб с односторонней открытой галереей, построенный по оси восток-запад.

3. Сруб с односторонней галереей и звонницей.

4. Сруб с притвором.

5. Сруб с притвором и звонницей.

6. Сруб с притвором, галереей и звонницей [2].

В плановом решении часовни имеют следующие формы: круглые – символ вечности, квадратные – обозначает небесный град, прямоугольные – символ корабля спасения, крестообразные – символ духовной победы, восьмигранные – образ будущего века и сопутствующей Богородичной любви, многогранные – со значением круга [14].

Часовни – предтечи храма, с начала их строительства и до конца эксплуатации они являются пространством для укрепления духовной силы человека. В зодческом мастерстве воплощён божественный образ церкви, это синтез конструктивно-инженерных решений с церковной символикой и традицией [14]. По традиции «народного православия» часовни – это освященное пространство, «чистая земля» [7].

Таким образом, часовни – это явление многоплановое и многофункциональное, они задействованы в разнообразных сферах жизни любого поселения. Это универсальный и широко распространенный культовый объект. Но, тем не менее, часовни имеют четкую разграниченность функций – одна часовня никогда не служит для исполнения всех религиозных обрядов. Возводимые в основном по определённым канонам, они, часовни, не похожи друг на друга, у каждой свое неповторимое лицо.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.